ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6312/14 от 17.12.2014 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Гр. дело № 2-6312/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Скоковой Д.И.

при секретаре Павленко Д.В.

с участием:

представителя истца Новиковой С.Ю.,

представителя истца и третьего лица администрации г. Белгорода Ядуты А.И.,

представителя ответчика Недорубко А.А.

представителя третьего лица МУП «Городской пассажирский транспорт» Пискловой И.А.,

представителя третьих лиц ООО «Автомиг» и ООО «Белгородский коммерческий транспорт» Грек Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Белгородского района к открытому акционерному обществу «Таксопарк» (далее – ОАО «Таксопарк») о признании деятельности незаконной, противоправной и подлежащей запрету, возложении обязанности по прекращению деятельности,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Таксопарк» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

С момента опубликования 16.07.2014 г. итогов очередного конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода прекратили действие ранее заключенные с ОАО «Таксопарк», не принимавшим участия в данном конкурсе, договоры на транспортное обслуживание пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, организованным администрацией города Белгорода.

Администрация Белгородского района инициировала дело предъявлением иска к ОАО «Таксопарк» о признании деятельности, создающей опасность причинения вреда для неопределенного круга лиц, по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, утвержденный постановлением администрации г. Белгорода от 14.05.2014 г. , незаконной, противоправной и подлежащей запрету, возложении обязанности по прекращению указанной деятельности.

Заявленные истцом требования мотивированы тем, что ОАО «Таксопарк» без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, утвержденный постановлением администрации г. Белгорода от 14.05.2014 г. , осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района. При осуществлении пассажирских перевозок ОАО «Таксопарк» допускает нарушения требований безопасности, что выражается в эксплуатации транспортных средств с неисправными световыми приборами, тормозной системой, с неработающим спидометром, перевозке пассажиров с открытыми дверями, что напрямую ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Осуществляя пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г. Белгорода, ОАО «Таксопарк» самовольно эксплуатирует остановочные комплексы. Наличие дополнительных транспортных средств, действующих вне установленного расписания перевозки пассажиров, создает угрозу безопасности дорожного движения и пассажиров, приводит к нарушению пропускной способности остановочных пунктов. При этом наряду с дезорганизацией пассажирских перевозок в результате движения автобусов вне графика, использованием технически неисправных транспортных средств ОАО «Таксопарк» использует автобусы, имеющие длительный срок эксплуатации и низкий экологический класс. По мнению истца, подобными действиями ОАО «Таксопарк» нарушаются права неопределенного круга потребителей, в связи с чем в соответствии со статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» администрация Белгородского района как орган местного самоуправления вправе предъявить иск о прекращении противоправной деятельности ответчика.

Представители истца Новикова С.Ю. и Ядута А.И. в судебном заседании требования поддержали, просили их удовлетворить и обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика Недорубко А.А. в судебном заседании требования не признал, просил прекратить производство по делу ввиду неподведомственности требований суду общей юрисдикции. Кроме того, в обоснование возражений по существу заявленных истцом требований указал на то, что, по его мнению, заявляя требования о признании незаконной и подлежащей запрету деятельности ответчика на территории города Белгорода, администрация Белгородского района вышла за пределы своей компетенции. Возражая относительно заявленных требований, сторона ответчика также ссылается на то, что с 01.07.2014 г. ОАО «Таксопарк» не осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров маршрутным такси. По мнению стороны ответчика, положения закона Белгородской области от 27.10.2011 г. «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области», предусматривающие проведение конкурса на право перевозок, необходимость заключения договора на пассажирские перевозки между перевозчиком и местной администрацией, выдачу свидетельства на право пассажирских перевозок, не могут применяться, поскольку установленные данными нормами ограничения не предусмотрены федеральными законами и подзаконными актами. Процедура проведения конкурса на право пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам не предусмотрена законодательством области, как и не предусмотрено наделение администрации Белгородского района полномочиями на проведение соответствующих конкурсов на право заключения договоров транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам.

Представители третьих лиц – администрации г. Белгорода Ядута А.И., ООО «Автомиг» и ООО «Белгородский коммерческий транспорт» Грек Е.А. в судебном заседании полагали заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства, выслушав представителей сторон и третьих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.

Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулируемых маршрутах.

Судом установлено, что ОАО «Таксопарк» выдана лицензия от 16.10.2003 г. на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

31 октября 2011 года между администрацией города Белгорода и ОАО «Таксопарк» были заключены типовые договоры на транспортное обслуживание пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, организованным администрацией города Белгорода, согласно которым заказчик, руководствуясь протоколом об итогах конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, организованным администрацией города Белгорода, поручает, а заказчик принимает на себя обязательства осуществлять перевозки пассажиров и багажа по регулярным муниципальным маршрутам ,, , , , , , , , , , , , , , с момента подписания данных договоров на основании свидетельства на право осуществления пассажирских перевозок.

В соответствии с пунктами 6.1 указанных договоров они действуют до опубликования итогов очередного конкурса.

Итоги очередного конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, опубликованы 16 июля 2014 г.

По результатам конкурса договоры на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок заключены с МУП города Белгорода «Городской пассажирский транспорт», ООО «Автомиг» и ООО «Белгородский коммерческий транспорт».

При этом, как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, ОАО «Таксопарк» не подавалась заявка на участие в данном конкурсе.

Таким образом, с 16 июля 2014 г. ОАО «Таксопарк» утратило право на осуществление пассажирских перевозок на основании вышеперечисленных договоров от 31.10.2011 г.

Несмотря на оспаривание представителем ОАО «Таксопарк» факта оказания услуг по перевозке пассажиров после опубликования итогов очередного конкурса, факт осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г.Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, утвержденный постановлением администрации г. Белгорода от 14.05.2014 г. подтверждается совокупностью представленных стороной истца доказательств.

Актами комиссии в составе представителей отдела транспорта и развития транспортной сети департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода, ОГИБДД УМВД России по г. Белгороду, УГАДН по Белгородской области, ООП МКУ «Муниципальная стража», МУП города Белгорода «Городской пассажирский транспорт» по результатам контроля работы пассажирского транспорта от 18, 22, 23, 24, 30, 31 июля, 15, 20, 21, 23 августа, 05 сентября 2014 г. установлены факты осуществления перевозок пассажиров по регулярным (городским, пригородным) муниципальным маршрутам №№ , , , , , , перевозчиком которых является ОАО «Таксопарк», после опубликования16 июля 2014 г. итогов очередного конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, в котором ответчик участия не принимал.

Продолжение ответчиком деятельности по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок несмотря на отсутствие зарегистрированных за ОАО «Таксопарк» на территории Белгородской области транспортных средств категории «Д» (согласно информации УГИБДД УМВД России по Белгородской области от 22.08.2014 г. ) подтверждается протоколами об административных правонарушениях 31АБ от 24.07.2014 г., 31АБ от 30.07.2014 г. и постановлениями по делам об административных правонарушениях 31ВС и 31ВС от 19.08.2014 г., от 19.08.2014 г., от 29.08.2014 г., от 18.07.2014 г., от 18.07.2014 г., от 04.08.2014 г., из которых следует, что они составлены в отношении водителей автобусов ОАО «Таксопарк». Данные постановления не обжалованы, вступили в законную силу.

Доводы представителя ответчика о том, что указанные протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств со ссылкой на то, что деятельность физических лиц по перевозке пассажиров, в отношении которых они составлены, не связана с деятельностью ОАО «Таксопарк», несостоятельны.

Согласно ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ст. 71 ГПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Процессуальные документы, составленные в ходе производства по делам об административных правонарушениях, отвечают требованиям ст.71 ГПК РФ, являются письменными доказательствами по гражданскому делу и принимаются судом как отвечающие требованию допустимости.

Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих содержащиеся в представленных стороной истца письменных доказательствах сведения.

Доводы представителя ОАО «Таксопарк» о том, что названные доказательства не отвечают принципу допустимости, поскольку непосредственно судом лица, в отношении которых составлены данные протоколы и постановления, в том числе, со слов которых в них внесены сведения об их работе водителями в ОАО «Таксопарк», в качестве свидетелей не допрошены, несостоятельны. Названные доказательства приняты судом как письменные доказательства по делу. Более того, сторона ответчика была не лишена возможности самостоятельно, обеспечив их явку в суд, ходатайствовать о допросе указанных лиц в качестве свидетелей. Представитель ОАО «Таксопарк» ограничился неоднократным заявлением ходатайств об отложении разбирательства дела для вызова в суд для допроса в качестве свидетелей указанных лиц, а также истребования сведений из УПФР (ГУ) в г. Белгороде о наличии в ОАО «Таксопарк» таких работников. Вместе с тем, у ответчика с момента получения направленных посредством факсимильной связи 09.12.2014 г. копий искового заявления и определения о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором сторонам судом установлен срок предоставления доказательств до 15.12.2014 г., отказавшегося от получения указанных документов от секретаря судебного заседания, прибывшего по месту нахождения ОАО «Таксопарк» для их вручения 12.12.2014 г., не обеспечившего явку своего представителя на подготовку делу к судебному разбирательству, до даты проведения судебного заседания имелось достаточно времени для представления суду доказательств, однако таким правом ответчик не воспользовался, реализовав таким образом свои процессуальные права. Такое поведение ответчика суд расценивает как злоупотребление своими процессуальными правами, направленное на затягивание судебного разбирательства, в связи с чем утверждение представителя ответчика в судебном заседании об ограничении прав стороны ответчика на представление доказательств, необоснованно.

Суд приходит к выводу, что осуществление ответчиком деятельности по регулярным пассажирским перевозкам по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

В своих возражениях относительно заявленных исковых требований сторона ответчика указывает на необоснованность доводов истца о незаконности пассажирских перевозок, поскольку у ОАО «Таксопарк» имеется лицензия на оказание данного вида услуг.

Указанные доводы суд признает необоснованными.

В соответствии со статьями 2, 3, 4, 8, 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек - это лицензируемый вид деятельности.

Соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является лицензионным условием и требованием.

Вместе с тем, наличие лицензии на осуществление указанного вида деятельности не исключает необходимости соблюдения ОАО «Таксопарк» требований закона, регламентирующих порядок организации транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок на территории Белгородской области (ст. 17 Закона Белгородской области от 08.11.2011г. № 80 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области»).

Необоснованными суд признает и доводы стороны ответчика о том, что законодательство Российской Федерации не содержит норм о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения автобусами на соответствующих маршрутах регулярных перевозок, в связи с чем, по его мнению, соответствующие нормы Закона Белгородской области от 08.11.2011г. № 80 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области» не подлежат применению, а администрация Белгородского района не наделена полномочиями на проведение соответствующих конкурсов на право заключения договоров транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Отношения по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Белгородской области регулируются принятыми в Белгородской области во исполнение возложенных федеральным законодательством функций по организации пассажирских перевозок Законом Белгородской области от 08.11.2011г. № 80 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области».

Согласно положениям статьи 17 названного Закона Белгородской области перевозчики обеспечивают перевозки по маршрутам регулярных перевозок на основании договора на осуществление транспортного обслуживания населения автобусами на соответствующих маршрутах регулярных перевозок. Договор на осуществление транспортного обслуживания заключается уполномоченным органом Белгородской области в сфере организации транспортного обслуживания населения по результатам конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 4 статьи 6 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктами 6, 7 пунктов 1 статей 15 и 16 соответственно Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, городского округа отнесен вопрос по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района, городского округа.

В соответствии со статьей 7 Закона Белгородской области от 08.11.2011г. № 80 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области осуществляют полномочия по организации транспортного обслуживания населения по пригородным межмуниципальным маршрутам в соответствии с законом Белгородской области от 14 января 2008 года № 183 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном межмуниципальном сообщении».

Таким образом, утверждение стороны ответчика о том, что действующее законодательство предусматривает право органов местного самоуправления по организации и проведению конкурса на право заключения с перевозчиками договоров на осуществление транспортного обслуживания, является ошибочным.

Не основан на законе и довод ответчика о том, что процедура проведения конкурса на право пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам не предусмотрена законодательством Белгородской области.

Заключение договора на осуществление транспортного обслуживания населения автобусами на соответствующих маршрутах регулярных перевозок по результатам конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания предусмотрено частью 2 статьи 17 вышеприведенного Закона Белгородской области.

При этом указанная норма права предусматривает проведение конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения автобусами на любых маршрутах регулярных перевозок, определение которых дано в пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», согласно которому маршрут регулярных перевозок– предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Установленные судом обстоятельства незаконной деятельности ответчика по регулярным пассажирским перевозкам по маршрутам регулярных перевозок на территории г.Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок создает опасность причинения вреда в будущем.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 названного Федерального закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Утверждение стороны ответчика о том, что истцом не приведено конкретных доводов о том, какие конкретно права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушаются в результате осуществления ответчиком деятельности по регулярным пассажирским перевозкам по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района, в связи с чем угроза жизни и здоровью граждан носит вероятностный характер, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Сам по себе вероятностный характер наступления тех или иных последствий не может служить основанием к отказу в защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, пользующихся услугами по регулярным пассажирским перевозкам по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района, оказываемыми ответчиком. Права и законные интересы граждан уже нарушены в результате незаконных действий ответчика по оказанию услуг по регулярным пассажирским перевозкам по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок.

Кроме того, стороной истца суду представлены убедительные доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, позволяющие сделать вывод о том, что оказываемые ОАО «Таксопарк» услуги по регулярным пассажирским перевозкам по маршрутам регулярных перевозок на территории г.Белгорода и Белгородского района не отвечают требованиям безопасности, а используемые для оказания данных услуг автобусы не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. «О Правилах дорожного движения».

Из представленных суду протоколов об административных правонарушениях от 24.07.2014 г. в отношении К.А.М.., от 30.07.2014 г. в отношении Р.А.Д.., постановлений по делам об административных правонарушениях и от 19.08.2014 г. в отношении Г.Н.Н.., от 19.08.2014 г. в отношении П.А.И. от 29.08.2014 г. в отношении П.В.С.., от 18.07.2014 г. в отношении А.Ю.П. от 18.07.2014 г. в отношении К.В.В.., от 04.08.2014 г. в отношении К.В.С. следует, что используемые ОАО «Таксопарк» для перевозки пассажиров автобусы имели неисправные тормозную систему, спидометр, световые приборы, изношенную резину, водители перевозили пассажиров с открытыми дверями в салонах автобусов.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц влечет за собой и несоблюдение ответчиком требований, предусмотренных пунктами 3-7, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, выражающееся в отсутствии расписания движения маршрутных транспортных средств, информации о стоимости проезда, о водителе, о схеме маршрута в салонах автобусов, а также требований статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», выражающееся в отсутствии в путевых листах сведений о перевозчике, о времени выезда и заезда к месту постоянной стоянки автобусов, об уполномоченном лице, назначенном ответственным за выпуск транспортных средств на линию, о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра и технического осмотра транспортного средства, показаний одометра, что подтверждается представленными суду актами комиссии в составе представителей отдела транспорта и развития транспортной сети департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода, ОГИБДД УМВД России по г. Белгороду, УГАДН по Белгородской области, ООП МКУ «Муниципальная стража», МУП города Белгорода «Городской пассажирский транспорт» по результатам контроля работы пассажирского транспорта в июле-августе 2014 г.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что деятельностью ОАО «Таксопарк» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г.Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, утвержденный постановлением администрации г.Белгорода от 14.05.2014 г. , нарушается предусмотренное статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» право неопределенного круга потребителей на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению иск администрации Белгородского района, предъявленный в защиту прав неопределенного круга потребителей, о признании вышеуказанной деятельности ОАО «Таксопарк» незаконной, противоправной, подлежащей запрету, возложении на ответчика обязанности по прекращению данной деятельности в соответствии со ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьей 46 Закона о защите прав потребителей.

При этом доводы стороны ответчика о неподведомственности спора суду общей юрисдикции и необходимости прекращения производства по делу суд признает несостоятельными.

Согласно частям 1, 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Администрация Белгородского района обратилась в суд с иском к ОАО «Таксопарк», действуя в интересах неопределенного круга лиц, в частности граждан, пользующихся услугами ответчика по осуществлению пассажирских перевозок.

Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

Администрацией Белгородского района иск заявлен с целью защиты прав неопределенного круга потребителей - пассажиров, пользующихся услугами ответчика по перевозке по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района. Предметом иска является признание действий ответчиков противоправными и возложение обязанности по прекращению противоправных действий.

При указанных обстоятельствах, заявленный иск не может быть отнесен к подведомственности арбитражного суда, поэтому производство по делу по ходатайству ответчика прекращению не подлежит, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд считает необходимым удовлетворить ходатайство истца об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку в ходе рассмотрения дела установлены основания для признания деятельности ОАО «Таксопарк» создающей опасность причинения вреда в будущем, а также то обстоятельство, что устранение угрозы причинения вреда возможно только способом запрета потенциально опасной деятельности. При установленных судом обстоятельствах, свидетельствующих о том, что ответчик осуществляет перевозки пассажиров с нарушением требований действующего законодательства, не обеспечивает безопасные условия перевозок пассажиров и создает реальную опасность причинения вреда в будущем, которая выражается в совершении дорожно-транспортных происшествий и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, как пользующихся указанными услугами, так и являющимися участниками дорожного движения, суд считает, что замедление исполнения решения может привести кзначительному ущербу для неопределенного круга потребителей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования администрации Белгородского района к открытому акционерному обществу «Таксопарк» о признании деятельности незаконной, противоправной и подлежащей запрету, возложении обязанности по прекращению деятельности признать обоснованными.

Признать деятельность ОАО «Таксопарк», создающую опасность причинения вреда для неопределенного круга лиц, по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, утвержденный постановлением администрации г. Белгорода от 14.05.2014 г. , незаконной, противоправной и подлежащей запрету.

Обязать ОАО «Таксопарк» прекратить создающую опасность причинения вреда для неопределенного круга лиц деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Белгорода и Белгородского района без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, а также по маршрутам, не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района, утвержденный постановлением администрации г. Белгорода от 14.05.2014 г.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья