ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6316/13 от 31.10.2013 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-6316/13   

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2013 года г. Барнаул

.... районный суд .... края в составе:

судьи Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску .... прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Российской Федерации к ОАО «Газпромбанк» о признании отказа незаконным, обязании предоставить сведения,

УСТАНОВИЛ:

.... прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Российской Федерации обратился в суд к ОАО «Газпромбанк» о признании действий незаконными, обязании предоставить запрашиваемые сведения. В обоснование доводов указал, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 г.» проведена проверка соблюдения руководителями муниципальных учреждений городского округа .... обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 г.

.... июля 2013 г. .... прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах было направлено требование в ОАО «Газпромбанк» о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в запросе лиц открытых счетов с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Банк отказал в предоставлении данных сведений, ссылаясь на банковскую тайну, предусмотренную ФЗ №395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности».

Прокурор считает данный отказ незаконным.

В судебном заседании .... прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на требованиях настаивал, пояснил, что в соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и Федеральных Законов различными органами и лицами. Органы прокуратуры имеют право доступа к различной информации. Было сделано несколько запросов в различные банки, все, кроме ответчика, информацию предоставили.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором, со ссылкой на ФЗ «О банках и банковской деятельности», говорится, что органы прокуратуры действующим законодательством не отнесены к лицам, имеющим право запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. Так же Указом Президента №309 от 2 апреля 2013 г. утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ .... прокурор по надзору за исполнением законов на особо важных режимных объектах направил в филиал ОАО «Газпромбанк» требование о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в запросе лиц открытых счетов с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В письме № от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер ОАО «Газпромбанк» отказал в предоставлении запрашиваемой информации. При этом указал, что согласно ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а так же представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В силу ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы.

Таким образом, запрашиваемые сведения прокурором являются банковской тайной.

Вместе с тем, п.2.1. ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленном законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ).

Анализ правовых норм этого закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3, 6, 7 - 11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе в муниципальных учреждениях и органах МВД.

Согласно п. 6 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено принять меры по повышению эффективности деятельности прокуроров по защите имущественных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с требованиями уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Согласно п.5 Национального плана федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам поручено провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы категории "руководители", и принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. По каждому случаю конфликта интересов применять меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ №186 от 28 апреля 2012 г. «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 г.» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур поручено обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов, взаимодействие с иными государственными органами в целях усиления борьбы с коррупцией и должностными правонарушениями, предупреждения коррупционных проявлений.

Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, среди прочего, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" одной из мер профилактики коррупции является проверка в установленном порядке сведений, представляемых государственными и муниципальных служащими.

Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 7 декабря 2007 г. N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

В соответствии со ст. 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу) и руководитель муниципального учреждения ежегодно обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Аналогичное положение закреплено пунктом 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя и такой вид государственной службы как правоохранительная. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7 этого же закона).

В соответствии со ст. 9.1. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственный гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Частью 6 ст. 20 этого же закона установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В своих возражениях ответчик ссылался на то, что имеется перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, в котором указывается только на руководителей федеральных государственных органов и на их специально уполномоченных заместителей. В данном перечне ни Генерального прокурора, ни прокуроров субъектов не предусмотрено.

Оценивая данный довод, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу п.2.1. ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленном законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В соответствии ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ст. 22 вышеназванного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Из приведенных положений действующего федерального законодательства следует, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий он вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах с целью проведения соответствующих проверок.

Поскольку целью истребования сведений являлась проверка прокурором исполнения руководителями муниципальных учреждений городского округа .... установленных действующим законодательством обязанностей, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ, поэтому у банка отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов.

Позиция о том, что только руководители федеральных государственных органов и их специально уполномоченные заместители вправе запрашивать информацию, основана на неверном толковании норм материального права. Указанное положение носит общий характер, не является конкретным, ограничивающим. С учетом специфики деятельности прокуратуры, которая относится к надзорным федеральным органам и системы единоначалия в ней, суд приходит к выводу что прокуроры вправе обращаться за необходимой информацией при реализации специальных полномочий.

Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим, носят конфиденциальный характер, в связи с чем не подлежат разглашению, поскольку федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 4, 40.1, 40.4, 43) не исключает возможность ознакомления прокурора со сведениями конфиденциального характера.

Кроме того, суд учитывает то обстоятельства, что согласно специального законодательства по сотрудникам МВД и муниципальным служащим действует принцип прозрачности доходов и их имущественного положения. Имеются обязывающие нормы о предоставлении сведений о доходах и имуществе.

Таким образом, суд признает действия филиала ОАО «Газпромбанк» в .... по отказу в предоставлении сведений незаконными и обязывает предоставить сведения, касающиеся предмета проверки.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Признать действия филиала ОАО «Газпромбанк» в .... по отказу в предоставлении сведений незаконными.

Обязать предоставить для проведения проверки сведения, касающиеся предмета проверки.

Взыскать с ОАО «Газпромбанк» в доход муниципального образования .... государственную пошлину .... руб.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через .... районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                 Королькова И.А.

Верно:

Секретарь___________ФИО4