ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6319/2023 от 15.02.2024 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2024 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Палагута Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Донской Т.А.,

с участием представителя истца Кустова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2023-008119-59 (2-720/2024) по иску Прокурора Свердловского района г. Иркутска к ФИО1 об обязании обратиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет,

УСТАНОВИЛ:

<адрес обезличен>, действуя в защиту интересов российской Федерации обратился в суд с настоящим иском к ответчику ФИО1 о возложении обязанности обратиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет, указав в обоснование иска, что в ходе проведенной проверки исполнения миграционного законодательства прокуратурой <адрес обезличен> установлено, что согласно решению <Номер обезличен> от <Дата обезличена>ФИО1 принят в гражданство Российской Федерации, <Дата обезличена>ФИО1 выдано уведомление в военный комиссариат для постановки на воинский учет, <Дата обезличена> выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Вступление ответчика в гражданство Российской Федерации возлагает на него обязанность в соответствии со ст. 59 Конституции РФ по несению военной службы в соответствии с федеральным законом 53-ФЗ. Согласно ст. 10 указанного Закона, для иностранных лиц, приобретших гражданство Российской Федерации установлена обязанность явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат или в недельный срок подать заявление через Портал государственных и муниципальных услуг со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Согласно ч.2 ст.8 ФЗ <Номер обезличен>, воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в п.3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Учитывая, что ответчиком не исполнена вышеуказанная обязанность, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Кустов В.А. поддержал заявленный иск, настаивала на его удовлетворении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного разбирательства по месту регистрации, о причинах неявки суду не сообщил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта от <Дата обезличена> «О гражданских и политических правах» лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации основных принципов гражданского процесса – принципов состязательности и равноправия сторон.

Исходя из действия принципов добросовестности и разумности, ответчик должен был обеспечить возможность получения почтовой и иной корреспонденции по месту регистрации, что им выполнено не было по субъективным причинам.

Принимая во внимание, что ответчик, не обеспечив возможность получения судебной корреспонденции, не явившись в судебное заседание, своевременно не ознакомившись с материалами дела, по своему усмотрению не воспользовался диспозитивным правом по предоставлению доказательств в обоснование своих возможных возражений по иску, тем самым принял на себя риск соответствующих процессуальных последствий, в том числе в виде постановления решения по доказательствам, представленным истцом, в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат <адрес обезличен>» военный комиссариат (Ленинского и Свердловского административных округов <адрес обезличен>) в судебное заседание не явился. Ранее, в ходе судебного разбирательства представил письменный отзыв, согласно которому разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, указав на то, что в военном комиссариате сведения на ФИО1 отсутствуют, дополнительно суду представлена информация о том, что государственный информационный ресурс, единый реестр воинского учета в военном комиссариате Ленинского и Свердловских административных округов <адрес обезличен> отсутствует.

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Кустова В.А., поддержавшего заявленный иск, изучив имеющиеся в деле доказательства, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обязанность граждан состоять на воинском учете, порядок постановки на учет, в том числе с использованием сведений, содержащихся в государственной информационном ресурсе и едином реестре воинского учета предусмотрены положениями ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 53-ФЗ, с учетом внесенных в нее изменений, постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их уведомление об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания; информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов. Формирование государственного информационного ресурса осуществляется на основании сведений, предоставляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися поставщиками сведений.

Ведение государственного информационного ресурса осуществляется оператором, определяемым Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности ведения государственного информационного ресурса.

Поставщики сведений, состав предоставляемых ими сведений в государственный информационный ресурс, а также порядок, сроки и периодичность предоставления указанных сведений определяются Правительством Российской Федерации.

Предоставление сведений в государственный информационный ресурс поставщиками сведений осуществляется, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия путем передачи указанных сведений.

Пользователями государственного информационного ресурса являются Министерство обороны Российской Федерации, его территориальные органы (военные комиссариаты) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме.

Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически.

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 1211 внесены изменения в Положение о воинском учете, признаны утратившими силу отдельные положений актов Правительства РФ. В соответствии с указанным постановлением, до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов (ст. 9, Федеральный закон от <Дата обезличена> N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). До начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые с использованием указанных информационных ресурсов, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.

По требованиям ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно адресной справке <Номер обезличен> от <Дата обезличена>ФИО1<Дата обезличена> года рождения, зарегистрирован с <Дата обезличена> по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>, мкр. Первомайский, <адрес обезличен>, дата выдачи паспорта – <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> Отделением <Номер обезличен> отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» в адрес военного комиссариата Ленинского и Свердловского административных округов <адрес обезличен> направлено уведомление о принятии ФИО1<Дата обезличена> в гражданство РФ.

В связи с изложенным, учитывая информацию, предоставленную ФКУ «Военный комиссариат <адрес обезличен>» о том, что государственный информационный ресурс и единый реестр воинского учета на момент рассмотрения судом настоящего спора в военном комиссариате Ленинского и Свердловского административных округов <адрес обезличен> отсутствует, сведения о постановке на учет ответчика по учетным данным отсутствуют, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на ФИО1 по обращению в военкомат в целях постановки на воинский учет, при этом суд учитывает, что ответчиком с момента получения гражданства в сентябре 2022 года не принято мер, по исполнению обязанности по постановке на воинский учет, что противоречит положениям Федерального Закона № 53-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес обезличен>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, (ИНН <Номер обезличен>) обязанность обратиться с заявлением о постановке на воинский учет по месту жительства (пребывания) в течение четырнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.Г. Палагута

Мотивированное решение суда составлено 26.02.2024