Гражд. дело № 2-631/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 16 октября 2017 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Суковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и. о. прокурора Артинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Артинского городского округа «Водоресурс» о возложении обязанности по оформлению разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Артинского района Свердловской области, представляющий интересы неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному унитарному предприятию Артинского городского округа «Водоресурс» (далее по тексту МУП АГО «Водоресурс») о возложении обязанности по оформлению разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений, расположенных по адресу: Свердловская область Артинский район с. Пристань.
Свои требования и.о. прокурора Артинского района Свердловской области Сапожников В.А. мотивировал тем, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области № от 7.07.2017 года была проведена проверка, в ходе проведения которой установлено, что дополнительным видом деятельности МУП АГО «Водоресурс» является сбор и обработка сточных вод. Для указанных целей на основании договора № от 27.06.2014 года и акта-передачи от 27.06.2014 Комитетом по управлению имуществом Артинского городского округа в хозяйственное ведение переданы очистные сооружения биологической очистки, расположенные по адресу: Свердловская область, Артинский район с. Пристань, на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды. Очищенные сточные воды по трубопроводу диаметром 319 мм, длиной 1390 метров сбрасываются в реку Уфа на 585 км от устья. При этом в сбрасываемых сточных водах, согласно статистического отчета формы 2-ТП (водхоз), содержатся следующие загрязняющие вещества: сульфаты, фосфаты, хлориды, взвешенные вещества и др. В настоящее время у МУП АГО «Водоресурс» отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. В нарушение указанных требований действующего законодательства, предприятие осуществляет пользование водным объектом в отсутствие разрешительной документации, что ведет к бесконтрольному использованию водного объекта. На основании статьи 42 Конституции РФ, статьи 8 Федерального закона от 30.03.19999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 Федерального закона от №7-ФЗ от 10.01.2002 (в ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды», ст. 11,21,22 Водного кодекса РФ, он просит обязать МУП АГО «Водоресурс» оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений, расположенных по адресу: Свердловская область, Артинский район, с. Пристань, в срок до 01.07.2018 года.
В судебном заседании помощник прокурора Артинского района Щербакова М.С. поддержала заявленные требования, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП АГО «Водоресурс» Невраева И.В., действующая на основании доверенности от 16.10.2017 года, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что 27.06.2014 очистные сооружения были переданы от ОАО «Артинский завод» Муниципальному унитарному предприятию АГО «Водоресурс». До 25.05.2014 года имелось разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду №. В соответствии с частью 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, было получено решение о предоставлении водного объекта в пользование со сроком водопользования на 2 года. В настоящее время предприятие находится в стадии ликвидации, на тот период отсутствовал специалист, компетентный в решении данных вопросов, отсутствовали денежные средства, счета предприятия были арестованы. В решении о предоставлении водного объекта в пользование так же прописан разрешенный объем сбросов и максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах. В соответствии с Административным регламентом Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России 02.06.2014 года № 246, с 19.10.2014 года процесс разработки и согласования проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты для водопользователей состоит из основных этапов: 1) Получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод; 2) Разработка проекта НДС; 3) Направление проекта НДС и сопроводительных документов в нему в территориальный орган Росводресурсов (БВУ); 4) Согласование НДС с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором; 5) Утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов; 6) Получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в Росприроднадзоре. С декабря 2014 года до августа 2015 года на предприятии из-за длительной задержки заработной платы отсутствовал специалист, компетентный в решении данного вопроса, т.е. заниматься дальнейшими этапами получения проекта НДС было некому. На этот период действовало решение о предоставлении, выданное Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. В ноябре 2015 года предприятием был заключен договор на разработку проекта НДС с ООО Холдинговая компания «ЭРГО». 14.03.2016 г. проведен авансовый платеж по договору, проведена оплата за гидрогеологическую характеристику реки Уфа ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по договору. На текущий момент у предприятия имеется решение о предоставлении водного объекта в пользование, действующее до 14.03.2017 г., в котором прописаны объемы сбросов и максимальное содержание загрязняющих веществ, т.е. то же, что указывается в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В случае выполнения всех необходимых этапов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений, расположенных по адресу: Свердловская область, Артинский район, с. Пристань, будет получено МУП АГО «Водоресурс» к концу 2017 года.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае, круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 8 Федерального закона от 30.03.19999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 3 Федерального закона от №7-ФЗ от 10.01.2002 (в ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования, для сброса сточных вод - на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
На основании ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Из ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной или иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать сведения об объеме допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Судом установлено, что дополнительным видом деятельности МУП АГО «Водоресурс» является сбор и обработка сточных вод.
В соответствии с договором № от 27.06.2014 года и актом-передачи от 27.06.2014 года Комитетом по управлению имуществом Артинского городского округа в хозяйственное ведение МУП АГО «Водоресурс» переданы очистные сооружения биологической очистки, расположенные по адресу: Свердловская область, Артинский район с. Пристань, на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды. Очищенные сточные воды по трубопроводу диаметром 319 мм, длиной 1390 метров сбрасываются в реку Уфа на 585 км от устья.
Согласно статистического отчета формы 2-ТП (водхоз), в сбрасываемых сточных водах содержатся следующие загрязняющие вещества: сульфаты, фосфаты, хлориды, взвешенные вещества и др.
Судом установлено, что в настоящее время у МУП АГО «Водоресурс» отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Таким образом, в настоящее время МУП АГО «Водоресурс» осуществляет деятельность по сбросу сточных вод с очистных сооружений в водный объект в отсутствие указанной разрешительной документации, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Артинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП АГО «Водоресурс» об обязании оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ с очистных сооружений в окружающую среду (водные объекты).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление и.о. прокурора Артинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Артинского городского округа «Водоресурс» о возложении обязанности по оформлению разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Артинского городского округа «Водоресурс» оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект с очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Волкова Е.В.
Копия верна Волкова Е.В.