Дело № 2-647/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2013 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего по делу судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Сортавала в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Кааламское сельское поселение» в лице Администрации Кааламского сельского поселения о признании бездействия незаконным и защите избирательных прав,
у с т а н о в и л:
Поводом к обращению прокурора г. Сортавала с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия муниципального образования «Кааламское сельское поселение» в лице Администрации Кааламского сельского поселения незаконным и защите избирательных прав послужили выявленные нарушения действующего законодательства в сфере подготовки и проведения выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения, которые должны состояться <Дата обезличена>, что выразилось в неперечислении Администрацией Кааламского сельского поселения на счет территориальной избирательной комиссии г.Сортавала в срок, установленный ч.1 ст. 57 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003г. № 683-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия» денежных средств в сумме <Данные изъяты> для финансирования предстоящих выборов. На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие администрации Кааламского сельского поселения незаконным, обязать муниципальное образование " Кааламское сельское поселение" в лице администрации Кааламского сельского поселения перечислить денежные средства местного бюджета в сумме <Данные изъяты> на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения, которые должны состояться <Дата обезличена>, в полном объеме на счет территориальной избирательной комиссии города Сортавала. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Впоследствии прокурор г. Сортавала требования изменил, просил признать бездействие администрации Кааламского сельского поселения незаконным, обязать муниципальное образование " Кааламское сельское поселение" в лице администрации Кааламского сельского поселения перечислить денежные средства местного бюджета в сумме <Данные изъяты> на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения, которые должны состояться <Дата обезличена>, в полном объеме на счет территориальной избирательной комиссии города Сортавала. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Храмцова Е.В. требования поддержала, указав, что Советом Кааламского сельского поселения 19.06.2013 принято решение №128 "О назначении выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения ", которое опубликовано в №26 газеты "Ладога-Сортавала" от 28 июня 2013 года. Территориальная избирательная комиссия г. Сортавала сформирована в соответствии с действующим законодательством Постановлением председателя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия. <Дата обезличена> ТИК г.Сортавала в адрес Главы Кааламского сельского поселения был направлен расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета поселения на сумму <Данные изъяты>. Информация об открытии счета ТИК для финансирования выборов главы Кааламского сельского поселения и реквизиты для перечисления денежных средств были направлены в адрес главы поселения <Дата обезличена>. По состоянию на день рассмотрения дела администрацией Кааламского сельского поселения на счет территориальной избирательной комиссии г.Сортавала перечислены денежные средства в сумме <Данные изъяты> денежные средства в сумме <Данные изъяты> до настоящего времени не перечислены, что ставит под угрозу их проведение, поскольку комиссии необходимо в кратчайший срок заказать бюллетени, подготовить информационные материалы, напечатать списки избирателей, вести прием документов от кандидатов, а также должны приступить к работе участковые избирательные комиссии. Просила требование удовлетворить и обратить решение к немедленному исполнению, так как вследствие особых обстоятельств, связанных с датой выборов и временем вступления решения в законную силу, его исполнение может оказаться невозможным.
Представитель территориальной избирательной комиссии г. Сортавала по доверенности ФИО1 поддержала позицию прокурора, пояснив, что ТИК г. Сортавала в Администрацию Кааламского поселения была представлена смета расходов по выборам, по расчетам сметы возражений после её получения не поступило, тем не менее, денежные средства в объеме, необходимом для проведения выборов, Администрацией до настоящего времени не перечислены.
Представитель Администрации Кааламского сельского поселения по доверенности ФИО2 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что бюджетом поселения на проведение выборов в 2013 году <Данные изъяты> были затрачены на досрочные выборы Главы Кааламского сельского поселения весной 2013 года. Оставшаяся часть запланированных бюджетных средств перечислена ТИК г. Сортавала. Ссылаясь на положения ст. 57 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003г. № 683-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия» полагает, что ТИК г. Сортавала должна определить размер расходов на выборы в соответствии с суммой, предусмотренной бюджетом поселения. Считают сумму расходов, рассчитанную ТИК г. Сортавала, завышенной, так как расчет расходов составлен исходя из часовых ставок дополнительной оплаты труда председателей участковых комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК РФ № 68/571-6 от 08.12.2011 для проведения выборов Президента РФ. Ссылались на то, что в бюджете поселения не имеется средств на проведение выборов в размере, предъявленном ТИК г. Сортавала. Пояснил, что свои расчеты представить возможности не имеют. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, выяснив позицию участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав свидетеля ФИО приходит к следующему выводу.
Согласно Преамбуле Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
На основании ст.259, ст.261 ГПК РФ прокурор, считающий, что решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с положениями п.5 ч.1 ст. 17, ч.1 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Из пункта 1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, по вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Согласно ст.57 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установлено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.( ч.1)
На основании ч.9 статьи 17 Закона РК от 27.06.2003 №683-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципального образования, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия» (далее по тексту Закон РК №683), органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.
В соответствии с ч.7 ст.57 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. (ч.7)
В силу п. 1.2 и п. 1.4 «Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума», утвержденной Постановлением ЦИК РК от 14.10.2008 г. № 30/150-4, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Республике Карелия, производятся за счет средств местного бюджета, выделяемых территориальной избирательной комиссии (избирательным комиссиям муниципальных образований). Финансовый орган муниципального образования перечисляет платежным поручением денежные средства местного бюджета на счет территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования), открытый в расчетно-кассовом центре Национального банка (Сберегательного банка). Финансовый орган муниципального образования перечисляет денежные средства на подготовку и проведение местных выборов в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.
Материалами дела подтверждается, что <Дата обезличена> Советом Кааламского сельского поселения принято решение №128 "О назначении выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения ", которое опубликовано в №26 газеты "Ладога-Сортавала" от 28 июня 2013 года.
Территориальная избирательная комиссия г. Сортавала сформирована в соответствии с действующим законодательством Постановлением председателя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Полномочия избирательной комиссии Кааламского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Сортавальского района.
<Дата обезличена> ТИК г.Сортавала в адрес Главы Кааламского сельского поселения был направлен расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета поселения на сумму <Данные изъяты>. Информация об открытии счета ТИК для финансирования выборов депутатов Кааламского сельского поселения и реквизиты для перечисления денежных средств были направлены в адрес главы поселения <Дата обезличена>.
По состоянию на день рассмотрения дела администрацией Кааламского сельского поселения на счет территориальной избирательной комиссии г.Сортавала перечислены денежные средства в сумме <Данные изъяты>
Таким образом, до настоящего времени, ТИК г. Сортавала не обеспечена в необходимом объеме финансовыми средствами для организации и проведения выборов, а бездействие Администрации Кааламского сельского поселения фактически дестабилизируют работу ТИК, поскольку при отсутствии своевременного финансирования ТИК не может в полной мере исполнять свои полномочия, что ставит под угрозу подготовку и проведении выборов, назначенных на <Дата обезличена>, то есть нарушает избирательные права граждан.
Довод Администрации Кааламского сельского поселения о том, что сумма, истребуемая ТИК г. Сортавала на проведение выборов завышена, суд считает несостоятельными, поскольку в силу п.1.10 «Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума», утвержденной Постановлением ЦИК РК от 14.10.2008 г. № 30/150-4, смета расходов на проведение выборов составляется и утверждается территориальной избирательной комиссией, а не муниципальным образованием, в котором проходят выборы, при этом, положения Бюджетного кодекса РФ и Закона РК №683-ЗРК не предусматривают на данной стадии подтверждения со стороны ТИК расходов на подготовку и проведении выборов. Согласно материалов дела, часовые ставки дополнительной оплаты труда председателей, заместителей, секретарей и членов территориальной и участковых избирательных комиссий утверждены Решениями ТИК г. Сортавала от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен>. Расчеты к распределению средств на подготовку и проведение выборов <Дата обезличена> по Кааламскому сельскому поселению также утверждены ТИК г. Сортавала. Кроме этого, свидетель ФИО пояснила, что расчеты затрат на выборы действительно производились с применением Постановления ЦИК РФ № 68/571-6 от 08.12.2011 для проведения выборов Президента РФ, поскольку иного нормативного документа по данному вопросу не имеется, но при этом, учитывалось время начала и окончания работы комиссий, необходимость работы комиссий в выходные дни, количество избирателей, количество муниципальных образований, в которых будут проходить выборы.
Довод о том, что в бюджете поселения не имеется средств на проведение выборов в размере, предъявленном ТИК г. Сортавала также не может служить основанием для отказа в заявленных требованиях, так как действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования, так как реализация гарантированного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение его может оказаться невозможным. Принимая во внимание дату выборов и установленный гражданско-процессуальным законодательством РФ срок вступления решения суда в законную силу, размер денежных средств, подлежащих перечислению на подготовку к выборам, суд приходит к выводу, что имеются основания для обращения данного решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Заявление прокурора г. Сортавала удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кааламского сельского поселения незаконным.
Обязать муниципальное образование «Кааламское сельское поселение» в лице Администрации Кааламского сельского поселения перечислить денежные средства местного бюджета в сумме <Данные изъяты> на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения, которые должны состояться <Дата обезличена>, на счет территориальной избирательной комиссии г. Сортавала.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2013