Дело № 2 – 631/2013
Решение
Именем Российской Федерации
Город Нелидово 17 октября 2013 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Бурыкиной Е. Н.
при секретаре Ковалёвой Е.А.
помощника Нелидовского межрайонного прокурора Митрофановой А.А.
представителя Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово по доверенности ФИО1
представителя Администрации городского поселения - город Нелидово по доверенности ФИО2
представителей ООО "Дирекция Единого Заказчика" ФИО3 и по доверенности ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нелидовского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления (в порядке ст.251 ГПК РФ),
установил:
Нелидовский межрайонный прокурор в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления (в порядке ст.251 ГПК РФ).
Указал, что Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности установления на территории Нелидовского района ставок платы за жилое помещение. Установлено, 30 мая 2012 года Советом депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области принято решение № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение». Указанным решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года№ 291-2 утвержден размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в домах, где собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 1 решения); утвержден размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 2 решения); утверждены сроки и периодичность выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение (п. 3 решения); утверждены ставки платы за текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов (п. 4 решения). Решение Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение» опубликовано в газете «Возрождение края» № 24-25 от 08.06.2012 года.
Решение Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение» от 30.05.2012 противоречит требованиям жилищного законодательства РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 и п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 ст. 156 ЖК РФ определено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из изложенного, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения органом местного самоуправления допускается только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на состоявшемся их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно требованиям жилищного законодательства (ст.ст. 45-48 ЖК РФ) решение общего собрания собственников помещений оформляется протоколом с приложением листа голосования собственников по вопросам, вынесенным на повестку дня голосования.
Таким образом, жилищным законодательством РФ не допускается установление и утверждение органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без соответствующего решения собственников многоквартирных домов.
Также на основании ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491. На основании п. 17 указанных Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с п. 31 данных Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Согласно п. 36 указанных Правил в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью4 статьи158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Установлено, в нарушение приведенных требований жилищного законодательства РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, перечни услуг и работ данного вида собственниками многоквартирных домов г. Нелидово на общем собрании не рассматривался и не утверждался, вместе с тем, утвержден в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2.
Таким образом, пункты 1 и 3 решения Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение», утверждающие размер платы, сроки и периодичность выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение для многоквартирных домов г. Нелидово, противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ и требованиям принятых в соответствие с ним подзаконных нормативных правовых актов и являются незаконными.
По фактам выявленных нарушений 19.11.2012 года межрайонным прокурором на незаконное решение Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2 принесен протест.
Однако, с доводами протеста межрайонного прокурора Совет депутатов городского поселения – город Нелидово не согласился, проигнорировав тем самым требования закона.
Противоречащее требованиям закона решение Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2 нарушает жилищные права неопределенного круга лиц на внесение платы за жилье и коммунальные услуги в порядке и размере, устанавливаемом требованиями действующего законодательства. Просит признать пункты 1 и 3 решения Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение» недействующими со дня принятия указанного решения.
В судебном заседании помощник Нелидовского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. требования, изложенные в заявлении поддержала в полном объёме. Просит признать пункты 1(приложение №1,2) и 3 ( приложение № 4) решения Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение» недействующими со дня принятия указанного решения.
Представитель Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово ФИО1 согласилась с заявлением прокурора в части противоречия требованиям жилищного законодательства РФ пункта 1 решения Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово, которым утверждён размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в домах, где собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решением Совета Депутатов от 30 мая 2012 года с 1 июля 2012 года увеличена ставка платы за жилое помещение на 10% в связи с инфляционными процессами и ростом цен. Просит учесть, что работы, входящие в ставку платы за жилое помещение, утверждённые пунктом 3 данного решения фактически были выполнены, оплачены, ставки платы за жилое помещение действовали на протяжении более года, поэтому ходатайствует о признании решения недействующим в части не с момента принятия решения, а с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель Администрации городского поселения - город Нелидово ФИО2 пояснила, что пунктом 1 решения утверждён размер платы за жилое помещение в многоквартирных домах, где имеются одновременно наниматели и собственники, и в домах, где имеются только собственники жилых помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Также пунктом 3 решения утверждён перечень работ, входящих в ставку платы за жилое помещение для вышеуказанных лиц. Размер платы за жилое помещение установлен исходя из утверждённого перечня работ.
Представители управляющей компании ООО «Дирекция Единого Заказчика» ФИО3 и ФИО4 пояснили, что собственники помещений многоквартирных жилых домов от принятия решения по вопросу об установлении тарифа, обеспечивающего надлежащее содержание общего имущества дома на общих собраниях уклоняются. Экономическое обоснование увеличения ставок платы подтверждено проведённой независимой экспертизой. Управляющей компанией заключено с собственниками жилых помещений два вида договоров управления. Так, в договорах управления многоквартирным домом, заключённых в 2011 году определена изменяемая ставка платы за содержание и обслуживание общего имущества, и отражено, что размер платы за управление многоквартирным домом и содержание общего имущества, определяемой исходя из перечня работ по содержанию подлежит ежегодной индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен в одностороннем порядке с извещением собственников не менее чем за 30 дней, а размер платы в части оплаты ремонта общего имущества определяется исходя из перечня и стоимости работ по ремонту общего имущества, утверждённых собственниками и согласованных с управляющей компанией. В договорах заключенных в 2006 году указано, что оплата содержания и ремонт общего пользования жилого дома осуществляется по ставкам и тарифам, установленным органом местного самоуправления.
Глава городского поселения - город Нелидово ФИО5 и бывший Глава города Лебедев В.В., подписавший решение Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, имеются телефонограммы о рассмотрении дела в их отсутствии, ходатайств об отложении дела не заявили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что 30 мая 2012 года Советом депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области принято решение № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение». Указанным решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2 утвержден размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в домах, где собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.1 решения с приложением №1 и №2); утвержден размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 2 решения с приложением № 3); утверждены сроки и периодичность выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение (п. 3 решения с приложением № 4); утверждены ставки платы за текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов (п. 4 решения с приложением № 5). Указано, что решение вступает в силу с 1 июля 2012 года и подлежит официальному опубликованию, принято в соответствии со ст.158 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и ст.5 Устава муниципального образования город Нелидово, обращением управляющей компании ООО "ДЕЗ". Согласно протоколу 47 заседания Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово от 30 мая 2012 года из 15 депутатов, которые должны присутствовать заседали 13 депутатов. Вопрос об утверждении ставок платы за жилое помещение рассматривался пятым, "за" проголосовало - 8 депутатов, "против" - 3 депутата. Решение Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение» опубликовано в газете «Возрождение края» № 24-25 от 08.06.2012 года.
В соответствии со ст.ст.23-25 Устава муниципального образования городского поселения - город Нелидово Нелидовского района Тверской области, принятого решением Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово от 14 февраля 2006 года с изм. и доп. структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют Совет депутатов городского поселения, глава городского поселения, администрация городского поселения и ревизионная комиссия городского поселения; Совет депутатов городского поселения является представительным органом городского поселения, состоит из 15 депутатов, может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности, заседание Совета депутатов городского поселения может считаться правомочным, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Совета. В исключительной компетенции Совета депутатов городского поселения находится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В статье 5 Устава, действующего в редакции на момент принятия оспоренного решения Совета Депутатов городского поселения закреплены вопросы местного значения.6 апреля 2012 года директор ООО "ДЕЗ" обратилась с сопроводительным письмом в Администрацию городского поселения - город Нелидово с просьбой рассмотреть вопрос увеличения ставок платы по содержанию с 1 июля 2012 года в связи с инфляционными процессами и ростом цен, а также в связи с необходимостью аккумулирования денежных средств на поддерживающий и аварийный ремонт многоквартирных домов.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.
В соответствии с п. 6 и п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, то есть должна быть экономически обоснованной.
Гражданским Кодексом РФ установлено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ). Указанной выше норме корреспондируют положения статей 39 и 158 ЖК РФ, в силу которых собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на содержание принадлежащего им помещения путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Жилищным Кодексом РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по принятию решения о выборе формы управления, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Частью 7 ст. 156 ЖК РФ определено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из изложенного, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения органом местного самоуправления допускается только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на состоявшемся их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно требованиям жилищного законодательства (ст.ст. 45-48 ЖК РФ) решение общего собрания собственников помещений оформляется протоколом с приложением листа голосования собственников по вопросам, вынесенным на повестку дня голосования.
Таким образом, жилищным законодательством РФ не допускается установление и утверждение органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без соответствующего решения собственников многоквартирных домов.
Также на основании ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491. На основании п. 17 указанных Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с п. 31 данных Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Согласно п. 36 указанных Правил в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью4 статьи158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В нарушение приведенных требований жилищного законодательства РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, перечни услуг и работ данного вида собственниками многоквартирных домов г. Нелидово на общем собрании не рассматривался и не утверждался, вместе с тем, утвержден в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2. Жилищное законодательство допускает изменение тарифов на содержание и ремонт жилого помещения только на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправления возможно только в случае не принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома о размере указанной платы, а именно в ч.4 ст.158 ЖК РФ установлено, что если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления. Жилищный кодекс РФ исходит из того, что эта норма может быть применена при условии, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме имеет кворум, на нем приняты решения по всем вопросам, необходимым для содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, кроме установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Без определения собственниками помещений перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме установление органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения неправомерно. Стороны обязаны согласовать в договоре управления перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня. Стороны договора управления обязаны определить такой перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который обеспечит надлежащее состояние общего имущества. Управляющая организация не вправе навязывать какие-либо работы и услуги, а может лишь разъяснить последствия включения или исключения из перечня какой-либо конкретной работы и услуги, их влияние на техническое состояние отдельных элементов общего имущества или на состояние дома в целом, а также влияние объемов оказываемых работ и услуг на результат, ради которого они производятся. Окончательное решение по формированию перечня остается за собственниками помещений. В соответствии со ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). В случае несогласования условия о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления такой договор в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ считается незаключенным и полностью или частично ничтожной сделкой (ст. ст. 166 - 168 и 180 ГК РФ). Поэтому органы местного самоуправления не могут реализовывать положения ч.4 ст.158 ЖК РФ при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией. С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу, что положения ч.4 ст.158 ЖК РФ могут применяться только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Данный вывод основан также на требованиях п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 с изм. и доп. В этих нормах устанавливается, каким способом органы местного самоуправления могут реализовывать полномочия, предусмотренные в ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и ч.4 ст.158 ЖК РФ. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме относится определение перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (ч.3 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, то она в перечне, объемах и качестве услуг и работ должна учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома. В пункте 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 с изм. и доп. установлено требование о том, чтобы указанные в пунктах 31 - 34 данных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей или взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, исходя из сложившихся в муниципальном образовании рыночных цен на аналогичные услуги и работы. Размер такой платы не является произвольным, положения пункта 35 Правил соответствуют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (части 3 статьи 156 ЖК РФ и части 4 статьи 158 ЖК РФ). В пункте 36 Правил определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Только тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Жилищного Кодекса РФ) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ). Установление органом местного самоуправления размера платы собственников помещений за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, без решения собственников жилых помещений, принятого либо не принятого об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, является незаконным. При выборе и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления в соответствии с Жилищным Кодексом РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органом местного самоуправления может применяться только при наличии такого решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Пункты 1 (с приложениями № 1,2) и 3 (с приложением № 4) решения Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение», утверждающие размер платы, сроки и периодичность выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение для многоквартирных домов г. Нелидово противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ и требованиям принятых в соответствие с ним подзаконных нормативных правовых актов и являются незаконными. Размер платы за жилое помещение устанавливается одинаковым для всех собственников помещений одного многоквартирного дома. Поскольку Администрация городского поселения - города Нелидово является собственником муниципального жилищного фонда, а размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в одном многоквартирном доме устанавливается одинаковым для всех собственников, то утверждение размера платы органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.1 решения) при вышеуказанных обстоятельствах, за жилое помещение в многоквартирном доме, в котором одновременно имеются и собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений дома также является незаконным. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком доме должен определяться на общем собрании собственников помещений.
При принятии решения, а именно п.1 и п.3 с приложениями № 1,2 и 4 Советом Депутатов городского поселения - город Нелидово не исследовались заключённые договора управления, заключение экспертизы, проведённой ООО «ДЕЗ», вопросы созыва общих собраний собственников жилых помещений о повышении ставки платы за жилое помещение, проведения таких собраний, их результаты, не выяснялся вопрос об условиях изменения размера платы, содержащихся в договорах управления, наличии либо отсутствии решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по поводу изменения размера платы. Указанные документы не запрашивались Советом Депутатов у управляющей компании, что подтверждено протоколом 47 заседания Советов Депутатов. Из протокола заседания следует, что управляющей компанией не были представлены обоснования необходимости увеличения ставки платы, депутатами не запрошены данные о доходах и прибыли управляющей компании. В нарушение приведённых норм жилищного законодательства решением Совета Депутатов городского поселения установлены ставки платы на содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений независимо от перечня объёмов услуг и работ, необходимых конкретному многоквартирному дому, при чём перечень объёмов услуг и работ утверждён этим решением Совета Депутатов городского поселения и одинаков для всех домов, что привело к нарушению прав собственников помещений, которым плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле, в нарушение установленного действующим законодательством порядка. Размеры ставок за содержание и ремонт жилого помещения установлены Советом Депутатов произвольно, в отсутствие экономического обоснования. Доказательств экономического обоснования повышения ставки платы на 10% органом местного самоуправления, чьё решение оспаривается суду не представлено. Наличие заключения финансовой экспертизы тарифов, проведённой в 2011 году ООО "Ассоциация независимых экспертов" на основании договора с ООО "ДЕЗ" о планировании тарифов на 2012 год не является достаточным основанием для экономического обоснования увеличения ставок на 10%. В нём указано, что заключение носит рекомендательный характер, по результатам её проведения предложено сформировать план текущего ремонта жилых домов по видам работ на 2012 год, составить на каждый вид работ текущего характера сметы, сформировать программу социального и производственного развития на 2012 год и программу направления использования прибыли на 2012 год. Согласно выписки из протокола депутатского часа от 2 февраля 2012 года на нём рассматривался вопрос об утверждении ставок платы за жилое помещение многоквартирных домов, где из выступления директора ООО "ДЕЗ" ФИО3 усматривается, что основанием для её обращения по увеличению ставок явились изменения, внесённые в ЖК РФ в июне 2011 года об ужесточении ответственности управляющих компаний за качественное выполнение работ и услуг, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, кроме этого получили результаты финансовой экспертизы экономически обоснованных тарифов, где уровень тарифных ставок очень высок, поэтому учитывая платежеспособность населения обсчитали минимально необходимый объём работ, а если собственники примут решение о выполнении каких-то ремонтных работ, то будет введена дополнительная плата; в счетах-квитанциях за ноябрь 2011 года были предложения управляющей компании и получено около 50 протоколов с собраний собственников жилья. Однако, ни один из этих протоколов не был запрошен и представлен для обозрения при принятии решения Советом Депутатов городского поселения. Данные протоколы были запрошены только после принесения прокурором протеста на решение Совета Депутатов городского поселения. Достаточных доказательств, свидетельствующих о доведении до собственников жилых помещений предложения управляющей компании об изменении ставки платы, необходимости проведения общих собраний собственников по этому вопросу, суду не представлено. Кроме этого, из протокола заседания, на котором принято обжалуемое решение видно, что указанное заключение депутатами не изучалось. Только после получения протеста Нелидовского межрайонного прокурора 30 ноября 2012 года главой города были направлены запросы в управляющую компанию ООО "ДЕЗ" о предоставлении информации, с приложением подтверждающих документов об имеющихся протоколах общих собраний собственников жилых помещений в МКД город Нелидово по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, перечня работ по содержанию и ремонту жилого помещения, что подтверждено сопроводительным письмом главы города Нелидово ФИО6 № 49 от 30 ноября 2012 года в адрес прокурора. Также было указано, что вопрос о внесении изменений в решение Совета Депутатов будет включён в повестку 54-го заседания Совета Депутатов, который состоится в декабре 2012 года. Однако, ответ не был дан и только на письмо Нелидовского межрайонного прокурора от 24 июля 2013 года главой города 29 июля 2013 года за № 38 сообщено, что отсутствуют объективные основания для внесения изменений в решение, поскольку согласно информации ООО "ДЕЗ" решения общих собраний собственников жилых помещений в МКД о непринятии решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, оформленных протоколом общего собрания отсутствуют, поскольку данные собрания собственниками не проводились. Имеется сопроводительное письмо директора ООО "ДЕЗ" от 12 ноября 2012 года в прокуратуру, откуда усматривается, что был представлен список домов, собственники которых приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учётом предложения управляющей компании, а в отношении собственников МКД не определившихся с размером ставки или принявших решение об уменьшении ставки, размер ставки был определён органом местного самоуправления на основании решения Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово № 291-2 от 30 мая 2012 года на основании ч.4 ст.158 ЖК РФ. Согласно приложенному списку домов, где собственники приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с 1 июля 2012 года - 7 домов (созданы ТСЖ и ЖСК).
Имеются обращения Главного Управления "Государственной жилищной инспекции" Тверской области в прокуратуру от 29 сентября 2012 года, 22 октября 2012 года, 18 февраля 2013 года с просьбой принять меры прокурорского реагирования в целях восстановления нарушенных прав граждан. Указано, что поступают жалобы граждан города Нелидово по поводу увеличения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией. Действующим законодательством не предусмотрено увеличение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей организацией в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников. Исходя из требований закона, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с размером, установленным органом местного самоуправления, допускается только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно жилищному законодательству решение общего собрания собственников помещений оформляется протоколом, с приложением листа голосования собственников по вопросам, вынесенным на повестку дня голосования. Установление ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения органом местного самоуправления без соответствующего решения собственников дома не допускается. Действия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (увеличение размера платы за содержание и ремонт общего имущества) без проведения общего собрания собственников противоречат нормам жилищного законодательства. Утверждение перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования относится к полномочиям общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно надзорного производства Нелидовской межрайонной прокуратуры № 491/2012 (обозренного в судебном заседании) по жалобам жителей города Нелидово, начатого 8 ноября 2012 года усматривается, что собственники около пятнадцати многоквартирных домов на общих собраниях утвердили ставку платы за содержание и ремонт жилого помещения, однако управляющей компанией применяются ставки платы за жилое помещение, утверждённые решением Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово от 30 мая 2012 года № 291-2, что противоречит жилищному законодательству и нарушает права собственников жилых помещений. В надзорном производстве имеются протоколы собраний собственников помещений с утверждённым перечнем услуг и работ, размером их финансирования, то есть структурой ставки платы. Несмотря на это, Советом Депутатов городского поселения - город Нелидово утверждены ставки платы за жилое помещение, сроки и периодичность выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение по обращению управляющей компании ООО "Дирекция Единого Заказчика" для собственников жилых помещений на основании ст.158 ЖК РФ.
В нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства Совет Депутатов городского поселения - город Нелидово своим решением изменил путём увеличения на 10 % в связи с инфляционными процессами ранее установленную ставку платы за жилое помещение со ссылкой на ст.158 ЖК РФ по обращению управляющей компании, чем существенно ущемил права собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Размер платы установлен с нарушением норм действующего законодательства. Оспариваемый акт не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу. Ссылка в оспариваемом решении на ст.158 ЖК РФ, постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, ст.5 Устава муниципального образования является в данном случае необоснованной, поскольку ни одна из этих норм законов не предоставляет право представительному органу местного самоуправления устанавливать размер платы в нарушение порядка, закреплённого жилищным законодательством. Таким образом, п.1 и 3 решения приняты за пределами полномочий органа местного самоуправления, незаконно возлагают на собственников обязанность вносить плату, установление размера которой в решении экономически не мотивировано и противоречит порядку установления платы, закреплённому в федеральном законодательстве. Не представлено суду достаточных доказательств тому, что утверждение ставок платы за жилое помещение для собственников жилых помещений в домах, где собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения отнесено к компетенции Совета Депутатов городского поселения. Данных о том, что установленные оспоренным решением ставки являются бюджетными платежами, либо подлежат получению только муниципальными предприятиями и учреждениями в деле не имеется.
В отсутствие предусмотренных законом оснований Совет Депутатов городского поселения утвердил п.1 и п.3 решения о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения, сроках и периодичности выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение, без учета прав и интересов собственников жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Таким образом, пункты 1 и 3 решения Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение», утверждающие размер платы, сроки и периодичность выполнения работ, входящих в ставку платы за жилое помещение для многоквартирных домов г. Нелидово, противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ и требованиям принятых в соответствие с ним подзаконных нормативных правовых актов и являются незаконными.
Противоречащее требованиям закона решение Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30.05.2012 года № 291-2 (п.1 и п.3 с приложениями № 1,2 и 4) нарушает жилищные права неопределенного круга лиц на внесение платы за жилье и коммунальные услуги в порядке и размере, устанавливаемом требованиями действующего законодательства.
Пунктами 1 и 3 с приложениями № 1,2 и 4 решения существенным образом нарушены права граждан, проживающих на территории городского поселения - город Нелидово, незаконно увеличена ставка платы за содержание и ремонт жилого помещения, принято с нарушением действующего федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, противоречит ему, в связи с чем подлежат признанию недействующими со дня принятия, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя Совета Депутатов городского поселения - город Нелидово о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Нелидовского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления (в порядке ст.251 ГПК РФ) удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункты 1(приложение № 1,2) и 3( приложение № 4) решения Совета депутатов городского поселения – город Нелидово Тверской области от 30 мая 2012 года № 291-2 «Об утверждении ставок платы за жилое помещение».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 22 октября 2013 года.
Председательствующий: Е.Н.Бурыкина