Копия дело № 2-6320/2022
УИД: 24RS0048-01-2022-001870-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Каледа Д.О.,
с участием истца – ФИО1, ее представителя – ФИО2, ордер от 07.04.2022г.,
представителя ответчика – ФИО3, доверенность от 10.11.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ – ОПФР по Красноярскому краю о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что истец с 20.06.2021г. является получателем пенсии по старости, которая назначена ей досрочно, в связи с достижением 50-ти летнего возраста по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Продолжительность периодов работы и иной деятельности истца составляет 28 лет 10 месяцев 1 день, из них в районах Крайнего Севера – 15 лет 11 месяцев 23 дня. При назначении пенсии, в стаж работы в районах Крайнего Севера был включен период ухода за ребенком – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако данный период не был включен для расчета стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты, истцу отказано в назначении данной выплаты. Считает, что отказ в установлении повышенной фиксированной выплаты нарушает ее пенсионные права, поскольку в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком она сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждении, территориально расположенном на Крайнем Севере, ей выплачивалось соответствующее пособие, исходя из заработка, что свидетельствует о сохранении всех гарантий, в том числе гарантии исчисления стажа работы в льготном исчислении. Просит признать за ФИО1 право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложить обязанность произвести в пользу ФИО1 перерасчет пенсии с применением повышенной фиксированной выплаты страховой части трудовой пенсии с 20.06.2021г. по дату фактического перерасчета.
Определением от 07.04.2022 года ответчик - ГУ – УПФР в Советском районе г.Красноярска (межрайонное) заменен на правопреемника - ГУ – ОПФР по Красноярскому краю.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2, действующая на основании ордера от 07.04.2022 года, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика – ГУ – ОПФР по Красноярскому краю – ФИО3, действующая на основании доверенности от 10.11.2021 года, возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что период отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на получение повышенной фиксированной выплаты к пенсии не может быть включен, поскольку в указанный стаж включаются только периоды работы.
Выслушав объяснения истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 6044 рубля 48 копеек в месяц (с 01.01.2021г.)
В соответствии со статьей 17 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера, не менее 15 лет.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) № № от 20.06.2021г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как женщине, родившей двух детей, имеющей страховой стаж 28 лет 10 месяцев 1 день и проработавшей более 15 календарных лет (15 лет 11 месяцев 23дня) в районах Крайнего Севера, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.
Размер страховой пенсии при ее назначении с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 20.06.2021года составлял 13 702,08 руб., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты 6 044,48 руб.
Из материалов выплатного дела также следует, что ФИО1, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период с 09.12.1991г. по 14.04.1993г. работала в <данные изъяты>, относящегося к району Крайнего Севера, что подтверждается трудовой книжкой и справкой <данные изъяты> от 24.03.2010г.
При назначении страховой пенсии пенсионным органом период отпуска по уходу за ребенком с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. (1 год 6 месяцев 20 дней) был зачтен как в стаж работы в районах Крайнего Севера, для определения права на досрочную страховую пенсию.
28.06.2021г. ФИО1 обратилась с заявление о перерасчете размера пенсии, в части размера фиксированной выплаты.
Согласно ответу на обращение ФИО1 от 02.08.2021г., для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не засчитывается отпуск по уходу за ребенком как до 06.10.1992г., так и после этой даты. Данная норма введена впервые с 01.01.2008г. ФЗ от 01.12.2007г. № 312-ФЗ, в связи с чем, правовых оснований для применения норм ранее действовавшего законодательства при исчислении страхового и северного стажа не имеется.
Из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного разбирательства следует, что отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ зачтен в стаж работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, для назначения страховой пенсии по старости, но не может быть включен в стаж работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, для установления повышения фиксированной выплаты в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку норма о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ), введена в рамках нового правового регулирования, оснований для включения в этот стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, в том числе имевшего место до 06 октября 1992 года в целях определения права на установление указанного повышения, не имеется.
В статье 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не закреплен. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тог же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях.
Положения статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком предоставлялся ФИО1 в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, до 06 октября 1992 года, в соответствии с ранее действовавшим законодательством истец имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей (общий и специальный), в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорный период отпуска по уходу за ребенком подлежал включению в стаж работы в местностях, отнесенных к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 обладала необходимым выработанным стажем работы в районах Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", который имелся у нее на дату назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем, оснований для исключения из специального стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в целях установления права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" указанного периода у ответчика не имелось.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Порядок установления страховых пенсий с 01.01.2015 определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 указанной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
На основании п. 1 ст. 23 названного Закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 1575-О положения данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Таким образом, учитывая, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсионным органом необоснованно не был учтен период нахождения ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. для расчета фиксированной выплаты, суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера пенсии необходимо произвести с момента ее назначения, так как с этого времени при включении в страховой стаж истца спорного периода истец имела право на получение фиксированной выплаты в большем размере. Следовательно, право истца на получение пенсии в большем размере должно быть восстановлено с 20.06.2021г., в связи с чем, суд считает необходимым возложить на ГУ-ОПФР по Красноярскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии с применением повышенной фиксированной выплаты с даты назначения ФИО1 страховой пенсии по старости – 20.06.2021г.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ – ОПФР по Красноярскому краю о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии – удовлетворить.
Возложить обязанность на ГУ-ОПФР по Красноярскому краю произвести перерасчет пенсии ФИО1 с применением повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года, с даты назначения пенсии – 20.06.2021г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 05 мая 2022 года.
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха