ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6329/20 от 03.03.2021 Мытищинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2021 года г.Мытищи, Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе

федерального судьи Наумовой С. Ю.,

при секретаре судебного заседания Лозовенко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-731/2021 по иску ФИО2 к Государственному Учреждению – Главному Управлению ПФР по г.Москве и Московской области о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату средств пенсионных накоплений начиная с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области, в котором с учётом уточнений исковых требований, просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, произвести выплату средств пенсионных накоплений начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано на то, что ФИО4 является гражданкой Российской Федерации и гражданкой Государства Израиль. В настоящий момент она постоянно проживает на территории Государства Израиль.

По законодательству Российской Федерации истец достигла пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ.

Истец обращалась в консульство Российской Федерации на территории Государства Израиль с вопросом о назначении ей страховой пенсии по старости, где ей было сообщено о том, что данный вопрос должен быть разрешён посредством обращения в Пенсионный Фонд Российской Федерации на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, с осуществлением единовременной выплаты пенсионных накоплений.

В то же время, ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, через «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решением заместителя начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было отказано в установлении страховой пенсии и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Истец не согласилась с данным решением, обжаловала его вышестоящему должностному лицу, направив на имя начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области жалобу от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника ГУ-ГУ ПФР по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данной жалобы было отказано, ввиду того, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Договор между Российской Федерацией и государством Израиль от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реализации прав граждан Российской Федерации и Государства Израиль на пенсионное обеспечение».

Указанное решение истец считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку на неё распространяется действие Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, и она вправе выбирать на территории какого государства ей получать пенсию, а ответчик лишает её данного права.

В судебном заседании представитель истца по доверенности и ордеру ФИО5 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.

Из материалов дела следует, что истец ФИО4 является гражданкой Российской Федерации и гражданкой Государства Израиль. В настоящий момент истец постоянно проживает на территории Государства Израиль.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, с осуществлением единовременной выплаты пенсионных накоплений.

В то же время, ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, через «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решением заместителя начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было отказано в установлении страховой пенсии и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Истец не согласилась с данным решением, обжаловала его вышестоящему должностному лицу, направив на имя начальника ГУ-ГУ ПФР по г. Москве и Московской области жалобу от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данной жалобы было отказано, ввиду того, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Договор между

Российской Федерацией и государством Израиль от 06.06.2016 года «О порядке реализации прав граждан Российской Федерации и Государства Израиль на пенсионное обеспечение», согласно которому, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Израиле, за назначением пенсии должны обраться в Институт национального страхования Государства Израиль.

Согласно ч.2, ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 426-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный 6 июня 2016 года в городе Москве, распространяющийся, в том числе, и на отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан указанных государств.

Согласно пп. 2, 3, 6, 7 п.1 ст.1 Договора, в целях настоящего Договора применяемые понятия означают следующее: 2) "уполномоченный орган" - орган, уполномоченный определять порядок применения настоящего Договора на территории соответствующей Договаривающейся Стороны, которым признается: в Российской Федерации - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; в Государстве Израиль - Министр социального обеспечения и услуг Государства Израиль; 3) "компетентное учреждение" - учреждения Договаривающихся Сторон, на которые возложено применение законодательства в отношении того, что предусмотрено в статье 2 настоящего Договора: в Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы - в части вопросов подтверждения уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определения права, исчисления размеров и выплаты страховых и социальных пенсий, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; в Государстве Израиль - Институт национального страхования Государства Израиль; 6) "проживание": в Российской Федерации - постоянное или временное проживание на законных основаниях на территории Российской Федерации, определяемое в качестве такового законодательством Российской Федерации; в Государстве Израиль - проживание на законных основаниях в соответствии с законодательством Государства Израиль; 7) "пенсии и пособия" - денежные выплаты, указанные в статье 2 настоящего Договора, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон.

В соответствии с п.1 ст.2 Договора, настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о социальном обеспечении (страховании) Договаривающихся Сторон, касающиеся: 1) в Российской Федерации, в том числе: страховых пенсий по старости, страховых пенсий по инвалидности, страховых пенсий по случаю потери кормильца, а также фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения и (или) увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплаты к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

Согласно п. 1 ст. 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании периодов страхования (величины пенсионных прав), приобретенных на её территории, в соответствии с положениями настоящего Договора и её законодательства.

11 июля 2017 года было заключено Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министром социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 года (далее - Административное соглашение).

В соответствии с п.1 ст.5 Административного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министром социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 июня 2016г. с целью реализации права на пенсию в соответствии со статьями 10, 11, 26 Договора, застрахованное лицо, либо член его семьи обращается в компетентное учреждение по месту его проживания на территории одной из Договаривающихся Сторон, определённого подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Договора.

Согласно пп.6 п.1 ст.1 Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 июня 2016 г.) под "проживанием" понимается: в Российской Федерации - постоянное или временное проживание на законных основаниях на территории Российской Федерации, определяемое в качестве такового законодательством Российской Федерации; в Государстве Израиль - проживание на законных основаниях в соответствии с законодательством Государства Израиль.

В соответствии со ст.2 Административного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министром социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 июня 2016г. в целях реализации Договора и настоящего Административного соглашения, следующие компетентные учреждения определяются по компетенции вопросов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Договора, учреждениями для взаимодействия: в Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы; Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные

органы; в Государстве Израиль: Институт национального страхования Государства Израиль.

Таким образом, в целях реализации своего права на назначение пенсии, как по российскому, так и по израильскому законодательству, граждане Российской Федерации и Государства Израиль, постоянно проживающие на территории Государства Израиль, вправе обратиться в Институт национального страхования Государства Израиль, а граждане Российской Федерации и Государства Израиль, постоянно проживающие в Российской Федерации в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту их проживания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, с заявлением о назначении пенсии в ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области ФИО2 обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в действия Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль «О порядке реализации прав граждан РФ и Государства Израиль на пенсионное обеспечение». С заявлением о назначение пенсии в Институт национального страхования государства Израиль истец не обращалась.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению – Главному Управлению ПФР по г.Москве и Московской области о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ-ГУ ПФР по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату средств пенсионных накоплений начиная с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд, через Мытищинский городской суд, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Наумова