ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-632/17 от 25.12.2017 Краснозерского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-632/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года р.п.Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.

при секретаре Конограй И.Н.

с участием прокурора Стениной О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области к ФИО1, Администрации Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании сделки недействительной

установил:

Прокурор обратился с иском о признании недействительным муниципального контракта №9 от 11 мая 2017 горда, заключенного Администрацией Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области с ФИО1 на оказание услуг по благоустройству территории поселения на 99,6 тыс.рублей по следующим основаниям:

В ходе проведения проверки соблюдения исполнения законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства при размещении заказов для обеспечения муниципальных нужд Полойского сельсовета установлено, что главой администрации Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области ФИО2 допущено нарушение норм указанного законодательства. 11 мая 2017 года в нарушение требований бюждетного законодательства и Федереального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен муниципальный контракт №9 с ФИО3 на оказание услуг по благоустройству территории поселения на 99,6 тыс.рублей. Однако, при формировании план-графика закупок администрации Полойского сельсовета на 2017 год, а также по состоянию на 11.05.2017 года, в план-график закупок информация об осуществлении закупки проведения работ на оказание услуг по благоустройству (уборка сквера, образка и вырубка кустарников и деревьев), стоимостью - 99,6 тыс. рублей не вносилась. Решением Совета Депутатов Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 27.12.2016 № 80 «О бюджете Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на 2017 год. При этом, общий объем расходов местного бюджета – 8095,2 тыс. рублей. В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов на мероприятия по благоустройству территории поселения в 2017 году запланировано 30 тыс. рублей (код распорядителя 216 код раздела 05 код подраздела 03 код целевой статьи 9800025180). Изменения в структуру расходов в данной части не вносились. Глава Полойского сельсовета ФИО2, располагая данными о наличии превышения принятых бюджетных обязательств над доведенными лимитами бюджетных обязательств, заключил вышеуказанный муниципальный контракт.

В силу ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ч. 1 ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (первый абзац названного пункта).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Нарушение казенным учреждением требований пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (абзац 2 пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Прокурор полагает, что сделка, заключенная между администрацией Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и ФИО1, является недействительной, поскольку не соответствует требованиям закона.

Просит признать муниципальный контракт № 9 от 11 мая 2017 года, заключенный между Администрацией Полойского сельсовета Красносзерского района Новосибирской области и ФИО1 на оказание услуг по благоустройству территории поселения недействительным.

Прокурор, участвующий в деле Стенина О.П. поддержала исковые требования.

Ответчики в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили возражения на исковое заявление, полагают требования прокурора необоснованными. Ссылаются на те обстоятельства, что ФИО1 не знал о нарушениях бюджетного законодательства, допущенных при заключении муниципального контракта, в связи с чем сделка не может быть признана недействительной, кроме того указывают, что контракт направлен на обеспечение задач, отнесенных законом к предмету ведения местного самоуправления и заключен в интересах населения муниципального образования, при этом закон не содержит запрета на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований. В удовлетворении иска просят отказать.

Выслушав доводы прокурора, изучив доводы возражений ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Учитывая те обстоятельства, что исковые требования заявлены в интересах муниципального образования, требования направлены на противодействие распространению коррупции, на защиту интересов общества и государства в целом, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов муниципального образования Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

Судом установлено, что 11 мая 2017 года заключен муниципальный контракт между Администрацией Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и ФИО1 № 9 на оказание услуг по благоустройству (уборка сквера, обрезка и вырубка кустарников и деревьев) в с.Полойка (л.д.5-10).

Согласно п. 3 ст.31 Устава Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, утвержденного решением 21 Сессии Совета депутатов Полойского сельсовета 29 июня 2010 года (л.д.81-98) администрация Полойского сельсовета обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, т.е. выступает в гражданском обороте как казенное учреждение.

Согласно п. 28 ст. 32 Устава местная администрация выполняет функции муниципального заказчика при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд. При этом глава Полойского сельсовета руководит деятельностью местной администрации, возглавляет её на принципах единоначалия, заключает от имени местной администрации договоры в пределах своей компетенции, без доверенности действует от имени местной администрации (п. 2 ч. 1 ст. 2, пп. 6 п. 6 ст. 27 Устава).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Статьей 65 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Так, статья 31 Бюджетного кодекса РФ предусматривает право органов местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств муниципального бюджета.

Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень бюджетных ассигнований, в частности ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Статьей 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1). Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (п.2).

В соответствии с п. 6 ст. 19 Устава Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области утверждение местного бюджета отнесено к исключительным полномочиям Совета депутатов Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

Согласно п. 2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Нарушение казенным учреждением требований п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В силу п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно ч.ч. 1,2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками осуществляются закупки для осуществления муниципальных нужд, а именно, выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Судом установлено, что при формировании плана закупок администрации Полойского сельсовета на 2017 год информация о закупках для осуществления муниципальных нужд – проведение работ по благоустройству (уборка сквера, образка и вырубка кустарников и деревьев), стоимостью 99,6 тыс. рублей в план закупок не вносилась.

Согласно ч. 11 ст. 21 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

При формировании план-графика закупок администрации Полойского сельсовета на 2017 год информация об осуществлении закупки - проведение работ на оказание услуг по благоустройству (уборка сквера, образка и вырубка кустарников и деревьев) стоимостью - 99,6 тыс. рублей не вносилась, что не оспаривается ответчиком и подтверждается показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2

Решением Совета Депутатов Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 27 декабря 2016года № 80 «О бюджете Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета Полойского сельсовета. При этом, общий объем расходов местного бюджета – 8095,2 тыс. рублей (л.д.11-23).

В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (л.д.20-23) на мероприятия по благоустройству территории поселения в 2017 году запланировано 30 тыс. рублей (код распорядителя 216 код раздела 05 код подраздела 03 код целевой статьи 9800025180).

Судом установлено, что на дату заключения муниципального контракта изменения в ведомственную структуру расходов бюджета Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в части выделения дополнительных денежных средств на мероприятия по благоустройству территории поселения не вносились. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

Суд находит установленными те обстоятельства, что муниципальный контракт №9 от 11 мая 2017 года заключен в нарушение вышеприведенных требований закона, а именно допущено принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, поскольку муниципальный заключен в отсутствие лимитов бюджетного финансирования.

В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ч. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

При этом сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании муниципального контракта № 9 от 11 мая 2017 года, заключенного между администрацией Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и ФИО1 недействительным, поскольку заключен с нарушением норм действующего законодательства, что является основанием для удовлетворения требований прокурора.

Доводы ответчиков о том, что ФИО1 не знал и не мог знать о допущенных нарушениях закона при заключении контракта и о том, что его заключение направлено на обеспечение нужд муниципального образования не имеют правового значения при разрешении данного спора и не свидетельствуют о действительности сделки.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать Муниципальный контракт № 9 от 11 мая 2017 года, заключенный между Администрацией Полойского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и ФИО1 на выполнение работ по благоустройству (уборка сквера, обрезка и вырубка кустарников и деревьев) в с.Полойка Краснозерского района Новосибирской области недействительным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Краснозерский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме принято 09 января 2018 года.

Судья