Дело № 2-632/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» сентября 2020 года город Оха
Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Абрамовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Безызвестных М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Охинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя прокурора Охинского района Сахалинской области в интересах ФИО1 к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области о возложении обязанности назначить и произвести единовременную денежную выплату
УСТАНОВИЛ:
03 июля 2020 года исполняющий обязанности заместителя прокурора Охинского района Сахалинской области обратился в суд в интересах ФИО1 к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (далее ГУ-УПФ РФ по Охинскому району) о возложении обязанности назначить и произвести единовременную денежную выплату.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является ветераном боевых действий, поскольку принимал участие в пресечении вооруженной провокации китайских властей на границе в марте 1969 года, ему выдано удостоверение Ветерана Великой Отечественной войны. Из ответа ГУ-УПФ РФ по Охинскому району на обращение ФИО1 по факту невыплаты ему единовременной суммы в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов следует, что он не обладает правом на получение единовременной выплаты, поскольку по круг лиц, на которых распространяет свое действие Указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100, включает в себя граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Участники других боевых действий, в том числе участники Даманских событий 1969 года, к данному кругу лиц не относятся. Не соглашаясь приведенными основаниями, полагает, что поскольку ФИО1 имеет статус ветерана - участника Великой Отечественной войны, то относится к участникам Великой Отечественной войны, на него распространяется Указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 и он обладает правом на получение спорной выплаты. Просит суд возложить обязанность на Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ по Охинскому району назначить и произвести единовременную выплату ФИО1, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Материальный истец ФИО1 и Охинский городской прокурор Ирдынеев В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить. Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Охинскому району – ФИО2 возражала относительно удовлетворения исковых требований по доводам, приведенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав материального истца, прокурора, а также представителя ответчика, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О ветеранах». Указанным Законом определены категории: участников Великой Отечественной войны (статья 2); инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий (статья 4), конкретизированы меры их социальной поддержки в жилищной и коммунальной сферах, в вопросах пенсионного обеспечения, медицинского, социального, бытового обслуживания и т. д.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» право на единовременную выплату имеют следующие категории граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:
а) инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы (вдовцы) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей;
б) ветераны Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, порем и гетто - в размере 50 000 рублей.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 является участником боевых действий на острове Даманский, поскольку принимал участие в пресечении вооруженной провокации китайских властей на границе в марте 1969 года, ему выдано удостоверение Ветерана Великой Отечественной войны.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются, в том числе, лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к поименованному Федеральному закону на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 1, в том числе боевых действиях в районе острова Даманский, в марте 1969 года, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
Приведенные нормы закона свидетельствуют, что участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года отнесены законом к ветеранам Великой Отечественной войны, соответственно имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.
Анализируя нормы права регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что законодатель, наделяя ту или иную указанную в Федеральном законе «О ветеранах» категорию лиц льготами, как и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не приравнивает их к участниками Великой Отечественной войны, устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Круг лиц указанный в приведенном выше Указе Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 определен достаточно ясно и включает в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», которые имели непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим (произошедшим) в период Великой Отечественной войны (в рамках Указа понимается период по 1945 год включительно, это следует из самого текста Указа.
Из буквального толкования Указа Президента РФ от 07 февраля 2020 года № 100 следует, что спорная выплата имеет своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, а поэтому не может распространяться на лиц, не поименованных в данном Указе.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорная выплата предназначена для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, к которым не относятся граждане, принимавшие участие в боевых действиях в иных государствах (на иных территориях), которые происходили после окончания Великой Отечественной войны, например, в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года, соответственно единовременная выплата таким гражданам не осуществляется.
Наличие у истца удостоверения ветерана - участника Великой Отечественной войны означает, что на него распространяются льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О).
Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 21 декабря 2006 года N 603-О), основано на объективных критериях и не может рассматриваться как нарушающее права граждан, не отнесенных к их числу. Предоставление же всем без исключения гражданам, имеющим удостоверения ветеранов - участников Великой Отечественной войны, мер социальной поддержки в одинаковом объеме, чем фактически обоснованы требования прокурора, относится к прерогативам федерального законодателя и не может быть принято на основании решения ответчика.
При указанных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении искового заявления прокурора, действующего в интересах ФИО1 к ГУ-УПФ РФ по Охинскому району в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности заместителя прокурора Охинского района Сахалинской области в интересах ФИО1 к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области о возложении обязанности назначить и произвести единовременную денежную выплату, отказать.
Решение может быть обжаловано (опротестовано прокурором) в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04 сентября 2020 года.
Председательствующий судья Ю.А. Абрамова
Копия верна:
Председательствующий судья Ю.А. Абрамова