К делу №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Едиджи С.Х.
При секретаре ФИО4
С участием:
-представителя истца по доверенности – ФИО5
-представителя ответчика по доверенности – ФИО6
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «<адрес>» к ФИО2 о признании объекта незавершенного строительства самовольной постройкой и о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «<адрес>» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 о признании объекта незавершенного строительства самовольной постройкой и о сносе самовольной постройки.
В обоснование своих требований истец указал, что ФИО2 является собственницей земельного участка площадью 1036 кв.м., с кадастровым номером №, из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ», расположенного по адресу: <адрес>, образованного в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
В границах своего земельного участка ФИО2 ведет строительство капитального объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» направила ответчице предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором орган местного самоуправления указал, что ФИО2 без уведомления органа местного самоуправления и, соответственно, без разрешительной документации установила бетонолетночный фундамент с нарушением предельных параметров разрешенного строительства.
В связи с изложенным истец предложил ответчице принять необходимые меры и в течение 60 дней направить уведомление об исполнении предупреждения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» провела обследование земельного участка ответчицы и составила акт б/н, согласно которому ФИО2 приступила к строительству объекта недвижимости – двухэтажного здания площадью 797,9 кв.м. без уведомления органа местного самоуправления и, соответственно, без разрешительной документации.
Администрация МО «<адрес>» просит признать объект, возводимый ФИО2 на земельном участке площадью 1036 кв.м., с кадастровым номером №, из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ», расположенного по адресу: <адрес>, самовольной постройкой и обязать ФИО2 осуществить ее снос за свой счет.
Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить и пояснила, что истица на своем земельном участке без разрешительной документации дополнительно установила бетонный фундамент.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования администрации МО «<адрес>» не признал, просил в удовлетворении отказать и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 заключила с ФИО8 предварительный договор купли-продажи, на основании которого в этом же году стороны заключили основной договор купли-продажи и ФИО2 приобрела у ФИО8 земельный участок с кадастровым номером № из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 по договору купли-продажи приобрела у ФИО8 2/5 доли земельного участка общей площадью 1667 кв.м. с кадастровым номером № из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>, а. Козет, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 и ФИО8 заключили соглашение о реальном разделе земельного участка, в соответствии с которым в собственность ФИО2 выделен участок площадью 683 кв.м., которому присвоен кадастровый №.
Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами № и № были объединены и образован земельный участок площадью 1036 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ», расположенного по адресу: <адрес>, которому присвоен кадастровый номер №.
При этом, в нарушение ч.ч,1,4 ст.45 ГрК РФ, администрация МО «<адрес>» до настоящего времени не утвердила в установленном законом порядке проект планировки территории в отношении всего земельного массива, в которым расположен земельный участок ответчицы.
Из изложенного следует, что собственникам земельных участков созданы непреодолимые препятствия в реализации права на жилище, гарантированного ст. 40 Конституции РФ.
ФИО2 неоднократно обращалась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако по различным основаниям сотрудники органа местного самоуправления отказывались принять заявление или обещали выдать документацию, необходимую для строительства, позднее.
В связи с изложенным ответчица была вынуждена приступить к строительству жилого дома на своем земельном участке без разрешительной документации.
Указанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым за ФИО2 признано право собственности на незавершенный объект капитального строительства (жилой дом), расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, а в удовлетворении требований администрации МО «<адрес>» о признании объекта незавершённого строительства самовольной постройкой и о его сносе, отказано.
Также, истица осуществила монтаж бетонного основания в качестве площадки для навеса, где будет осуществлять разведение пчел.
Так как заезд на 1-й пер. Ленина в а. Козет осуществляется через участок ФИО2, ответчица, действуя в интересах собственников земельных участков, расположенных вдоль переулка и по их просьбе, выделила 121 кв.м. из принадлежащего ей на праве собственности земельного участка для дороги общего пользования.
Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к истцу с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ, в том числе в карту функционального и градостроительного зонирования, для изменения территориальной зоны земельного участка, однако орган местного самоуправления до настоящего времени решение не принял.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 подала через МФЦ уведомление о планируемом строительстве/реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, однако в установленный законом срок ответ со стороны истца не поступил.
ДД.ММ.ГГГГ ответчице выдано уведомление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства/реконструкции объекта капитального строительства.
В связи с изложенным, представитель ответчицы считает, что истцом допущены существенные нарушения, которые препятствуют истице в установленном законом порядке реализовывать свои жилищные права; при этом незавершенный строительством жилой дом не является самовольной постройкой и сносу не подлежит.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает законным в удовлетворении искового заявления администрации МО «<адрес>» отказать в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО2 заключила с ФИО8 предварительный договор купли-продажи, на основании которого в этом же году стороны заключили основной договор купли-продажи и ФИО2 приобрела у ФИО8 земельный участок с кадастровым номером № из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 по договору купли-продажи приобрела у ФИО8 2/5 доли земельного участка общей площадью 1667 кв.м. с кадастровым номером № из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>, а. Козет, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 и ФИО8 заключили соглашение о реальном разделе данного земельного участка, в соответствии с которым в индивидуальную собственность ФИО2 выделен участок площадью 683 кв.м., которому присвоен кадастровый №.
В последствии земельные участки с кадастровыми номерами № и № были объединены и образован земельный участок площадью 1036 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ», расположенного по адресу: <адрес>, которому присвоен кадастровый номер №.
При этом, в нарушение ч.ч,1,4 ст.45 ГрК РФ, администрация МО «<адрес>» до настоящего времени не утвердила в установленном законом порядке проект планировки территории в отношении всего земельного массива, в которым расположен земельный участок ответчицы.
ФИО2 неоднократно обращалась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако по различным основаниям в принятии заявления отказывали, обещали выдать документацию, необходимую для строительства, позднее.
В связи с изложенным ответчица была вынуждена приступить к строительству жилого дома на своем земельном участке без разрешительной документации.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право собственности на незавершенный объект капитального строительства (жилой дом), расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, а в удовлетворении требований администрации МО «<адрес>» о признании объекта незавершённого строительства самовольной постройкой и о его сносе, отказано.
Так как заезд на 1-й пер. Ленина в а. Козет осуществляется через участок ФИО2, ответчица, действуя в интересах собственников земельных участков, расположенных вдоль переулка и по их просьбе, выделила 121 кв.м. из принадлежащего ей на праве собственности земельного участка для дороги общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» направила ответчице предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором орган местного самоуправления указал, что ФИО2 без уведомления органа местного самоуправления и, соответственно, без разрешительной документации установила бетонолетночный фундамент с нарушением предельных параметров разрешенного строительства.
В связи с изложенным истец предложил ответчице принять необходимые меры и в течение 60 дней направить уведомление об исполнении предупреждения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» провела обследование земельного участка ответчицы и составила акт б/н, согласно которому ФИО2 приступила к строительству объекта недвижимости – двухэтажного здания площадью 797,9 кв.м. без уведомления органа местного самоуправления и, соответственно, без разрешительной документации.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 подала через МФЦ уведомление о планируемом строительстве/реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, однако в установленный законом срок ответ со стороны истца не поступил.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к истцу с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ, в том числе в карту функционального и градостроительного зонирования, для изменения территориальной зоны земельного участка, однако орган местного самоуправления до настоящего времени на заявление не отреагировал, решение не принял.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ ответчице выдано уведомление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства/реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.3 ст.48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
В соответствии с ч.ч.1,7,13 ст.51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО2 ведет строительство индивидуального жилого дома в границах принадлежащего ей земельного участка площадью 1036 кв.м., с кадастровым номером №, из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ», расположенного по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право собственности на незавершенный объект капитального строительства (жилой дом), расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, так как судом установлено что объект незавершенного строительства отвечает требованиям СНиП, предъявляемым к аналогичным объектам, не нарушает права и законные интересы иных лиц и не создает угрозу для жизни и здоровья окружающих.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, указанные обстоятельства являются обязательными при рассмотрении настоящего гражданского дела, не подлежат оспариванию или доказыванию вновь.
Доводы истца о том, что ФИО2 осуществляет строительство без разрешения, суд считает несостоятельными, так как в силу п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Суд не может согласиться с доводами представителя администрации МО «<адрес>» о том, что бетонная площадка, подготовленная ответчицей для возведения закрытого навеса, для хранения пчелиных ульев, возведена без разрешения, считает несостоятельными, так как возведение подобной конструкции в границах земельного участка ФИО2, в соответствии СНиП 30-02-97 "Санитарные Нормы и Правила" допускается и, в силу, п.2 ч.17 ст.51 ГрК РФ, не требует получения разрешения на строительство.
Кроме этого, как следует из материалов дела, ФИО2 в порядке в установленном 51.1 ГрК, предприняла все необходимые меры для реализации своего права на строительство/реконструкцию индивидуального жилого дома в границах своего земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования.
При этом, администрация МО «<адрес>», в нарушение ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, не направила ответчице в течение 7 дней уведомление о соответствии/несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве/реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства и, в силу ч.13 ст.51.1 ГрК РФ, строительство/реконструкция индивидуального жилого дома, возводимого ФИО2, считается согласованным органом местного самоуправления.
Обстоятельства, установленные в судебном заседании подтверждаются письменными доказательствами, представленными в деле и свидетельствуют об отсутствии оснований, предусмотренных ст.222 ГК РФ, для признания объекта незавершенного строительства (жилого дома) самовольной постройкой, а также об отсутствии законных оснований для его сноса.
На основании изложенного Суд считает законным в удовлетворении требования администрации МО «<адрес>» о признании жилого дома, возводимого ФИО2 на земельном участке по адресу: <адрес>, самовольной постройкой и об обязании ФИО2 осуществить ее снос за свой счет, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации МО «<адрес>» о признании жилого дома, возводимого ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой, отказать.
В удовлетворении исковых требований администрации МО «<адрес>» о возложении на ФИО2 обязанности снести жилой дом возводимый на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, своими силами и за свой счет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Едиджи С.Х.