ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-632/2021УИД:23013-01-2021-000928-11 от 09.04.2021 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-632/2021 УИД:23RS013-01-2021-000928-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 09 апреля 2021 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Хайрутдиновой О.С.,

при секретаре Шевченко Е.Н.

с участиемстаршего помощника прокурора Гулькевичского района Долженко Н.В.,

представителя третьего лица ГКУ КК УСЗН в Гулькевичском районе ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района об обязании исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов

установил:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района об обязании исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, а именно просит обязать администрацию сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района (ИНН , ОГРН ) на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: Гулькевичский район, х. ФИО2, ул. Советская, в районе магазина «Мечта» оборудовать место для инвалидов в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2 м), разместить информацию о транспортных маршрутах и возможных препятствиях, продублированную по азбуке Брайля.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения требований названного законодательства. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).Улучшение условий жизни инвалидов как одной их самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статьей 15 Закона №181-ФЗ определено, что органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. В силу требований ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229- КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» организации независимо от их организационно - правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Исходя из требований ст. ст. 14, 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и которое составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований объект транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района, недоступен для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников).Проверкой установлено, что в нарушение Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр) на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: Гулькевичский район, х. ФИО2, ул. Советская, в районе магазина «Мечта» место для инвалидов в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2 м) не оборудовано, информация о транспортных маршрутах и возможных препятствиях, продублированная по азбуке Брайля отсутствует. Выявленные нарушения подтверждены паспортом доступности, составленным УСЗН в Гулькевичском районе от 03.11.2020.Ранее прокуратурой района уделялось внимание устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов, что явилось основанием для внесения представления об устранении этих нарушений от 20.02.2020.Исходя из информации администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района в 2020 году проведены работы по ремонту и художественному оформлению остановочного павильона, ремонту тротуара к остановочному павильону и укладке тактильной плитки. Но при этом только планируется провести мероприятия по оборудованию места для инвалидов в кресло-коляске, установление таблички с информацией о расписании движения маршрута, продублировать информацию о транспортных маршрутах по азбуке Брайля. Таким образом, мероприятия, направленные на расширение реабилитационного пространства для людей с ограниченными возможностями, администрацией сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района не выполнены.В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В результате бездействия администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичский район нарушаются права неограниченного круга лиц из числа инвалидов и маломобильных групп населения, выразившиеся в отсутствие доступа к транспортной инфраструктуре на территории сельского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Долженко Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчикаадминистрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района в судебное заседание не явился. О дне слушания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГКУ КК УСЗН в Гулькевичском районе ФИО1 поддержал иск прокурора в полном объеме. Пояснил, что выявленные нарушения подтверждены паспортом доступности, составленным УСЗН в Гулькевичском районе.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Улучшение условий жизни инвалидов как одной их самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 Закона №181-ФЗ определено, что органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В силу требований ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229- КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» организации независимо от их организационно - правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Исходя из требований ст. ст. 14, 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и которое составляет экономическую основу местного самоуправления.

Установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения требований названного законодательства.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр) на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: Гулькевичский район, х. ФИО2, ул. Советская, в районе магазина «Мечта» место для инвалидов в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2 м) не оборудовано, информация о транспортных маршрутах и возможных препятствиях, продублированная по азбуке Брайля отсутствует.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований объект транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района, недоступен для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников).

Выявленные нарушения подтверждены паспортом доступности, составленным УСЗН в Гулькевичском районе от 03.11.2020.

Установлено, что ранее прокуратурой района уделялось внимание устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов, что явилось основанием для внесения представления об устранении этих нарушений от 20.02.2020.

Из материалов дела следует, что администрацией сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района в 2020 году проведены работы по ремонту и художественному оформлению остановочного павильона, ремонту тротуара к остановочному павильону и укладке тактильной плитки. Запланированы мероприятия по оборудованию места для инвалидов в кресло-коляске, установление таблички с информацией о расписании движения маршрута, продублировать информацию о транспортных маршрутах по азбуке Брайля. Таким образом, мероприятия, направленные на расширение реабилитационного пространства для людей с ограниченными возможностями, администрацией сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района не выполнены.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что в результате бездействия администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичский район нарушаются права неограниченного круга лиц из числа инвалидов и маломобильных групп населения, выразившиеся в отсутствие доступа к транспортной инфраструктуре на территории сельского поселения.

На день рассмотрения дела в суде, ответчиком не представлено доказательств устранения выявленных проверкой нарушений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворению иска.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района об обязании исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов - удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: Гулькевичский район, х. ФИО2, ул. Советская, в районе магазина «Мечта» оборудовать место для инвалидов в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2 м), разместить информацию о транспортных маршрутах и возможных препятствиях, продублированную по азбуке Брайля.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 12 апреля 2021 года.

Судья

Гулькевичского районного суда О.С.Хайрутдинова