ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-632/2022 от 23.06.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Райской И.Ю.,

при секретаре Соколовском А.Д.,

с участием: представителя истца старшего помощника прокурора - Лукьяновой А.В.,

представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – ФИО1,

представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области ФИО2,

представителя третьего лица ООО «Волжское жилищно-коммунальное управление» ФИО3, ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Приволжского, Ильинского и Титовского сельских поселений, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24декабря 2013 года № 690-пп,

у с т а н о в и л:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Приволжского, Ильинского и Титовского сельских поселений, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп.

В обоснование заявленных требований указано, что Межрайонной прокуратурой на основании поступающих обращений жителей Кимрского района и управляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Кимрского района, проанализировано исполнение требований жилищного законодательства Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Кимрского района. По результатам установлено следующее. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Согласно ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на пресечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Статьей 168 ЖК РФ установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на - Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за ;чет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах региональным оператором. В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта; аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества, в котором вносится взнос; разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года №306-рп создана некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - Фонд). Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690 (далее - Региональная программа).

В соответствии с вышеуказанной Региональной программой в 2017-2019 году должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Кимрского района, в следующем объеме:

- Приволжское с/п, <...> – ремонт крыши переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Приволжское с/п, <...> – ремонт крыши переустроиство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Приволжское с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройств выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Титовское с/п, <...> – ремонт и утепление фасада разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Титовское с/п, <...> – ремонт крыши переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройств/ выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы - проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Титовское с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Титовское с/п, <...> – ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Ильинское с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Ильинское с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Ильинское с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта.

- Горицкое с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;

- Горицкое с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;

- городское поселение <...> – ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта.

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение поселок Белый Городок, ул. Лесная, д. 19 – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта,

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> - ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок, ремонт внутридомовых инженерных ремонт систем холодного Г водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимые для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, газа), разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- городское поселение <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта;

- Горицкое с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;

- Горицкое с/п, <...> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.

Управление указанными многоквартирными домами осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Волжское жилищно-коммунальное управление», за исключением многоквартирных домов, расположенных по адресу: Тверская область, Кимрский район, Горицкое с/п, <...> управление которыми осуществляет ООО «Дирекция по эксплуатации зданий» (далее - ООО «ДЭЗ»). 14 августа 2021 года ООО «ВЖКУ» совместно с представителями администраций Приволжского, Титовского, Ильинского сельских поселений Кимрского района соответственно было проведено обследование многоквартирных домов по адресу: Тверская область, Кимрский район, Приволжское с/п, <...>, Приволжское с/п, <...>, Приволжское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, литовское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, <...>, <...>, Ильинское с/п, <...>, Ильинское с/п, <...>, Ильинское с/п, <...>, на предмет проведения капитального ремонта крыш и фасадов многоквартирных домов в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690. По итогам проверки выявлено, что запланированные работы по капитальному ремонту крыш, фасадов многоквартирных домов на период 2017-2019 гг. по вышеуказанным адресам на момент проверки проведены не были, о чем ООО «ВЖКУ» были составлены акты.

В рамках настоящей проверки 28 октября 2021 года также осуществлен совместный выезд с участием работника Кимрской межрайонной прокуратуры, представителя ГУ «Государственная жилищная инспекция» по Тверской области для осмотра многоквартирных домов № 51 по ул. Механизаторов и № 2 по ул. Садовая с. Горицы Горицкого сельского поселения Кимрского района, в ходе которого установлено следующее: наличие неубранного строительного мусора на кровельном покрытии; разрушения кровельного покрытия (наличие отслоений и трещин в кровельном покрытии); наличие луж на кровельном покрытии; нарушения в примыкании кровельного покрытия к оголовкам вентиляционных каналов; влажные следы протечек кровли по потолках и стенах на лестничных клетках 3 этажа подъезда № 1 и в квартире № 16; нарушение остекления оконных заполнений лестничных клеток 1 и 2 подъездов. Согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кимрский район, Горицкое сельское поселение, <...>, и в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кимрский район, Горицкое сельское поселение, <...>, на 2017-2019 г.г. планировались работы по ремонту крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада. Указанные виды работ в указанных многоквартирных домах до настоящего момента не выполнены, о чем составлены акты проверки ГУ «ГЖИ» Тверской области от 28 октября 2021 года. В соответствии со ст. 168 ЖК РФ постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 гг. Вместе с тем, дома по адресу: Тверская область, Кимрский район, Приволжское с/п, <...>, Приволжское с/п, <...>, Приволжское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, Титовское с/п, <...>, <...>, <...>, Ильинское с/п, <...>, Ильинское с/п, <...>, Ильинское с/п, <...>, в указанном краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 гг., утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, отсутствуют. В соответствии со ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта.

Такой Порядок утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от № 210-пп» (далее - Порядок). Пунктом 5 Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной частью 2 статьи 17 Закона Тверской области № 43-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (п. 7 Порядка). С учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № 210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением главы администрации Приволжского сельского поселения от 26 октября 2016 года № 268 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Приволжского сельского поселения на 2017 - 2019 годы (далее - Краткосрочный план). Краткосрочный план содержит перечень многоквартирных домов Приволжского сельского поселения, подлежащих капитальному ремонту в 2017- 2019 гг. Дома, подлежащие капитальному ремонту согласно Региональной программы, в указанные краткосрочные планы не включены. Главами Титовского и Ильинского сельских поселений Кимрского района краткосрочные планы реализации Региональной программы на 2017-2019 не разрабатывались и не утверждались. Вместе с тем, ч. 1 ст. 168. ЖК РФ «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в Собственники вышеуказанных домов, находящихся под управлением ООО «ВЖКУ», не проводили собраний по переносу капитального ремонта на более поздний срок и не принимали соответствующих решений. В указанных многоквартирных домах общих собраний собственников помещений по вопросам об объемах необходимых к проведению работ по капитальному ремонту общего имущества и об изменении сроков их проведения не проводилось. Своевременное проведение капитального ремонта - главнейшее условие безопасной эксплуатации многоквартирного дома, а нарушение нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту не обеспечивает безопасной эксплуатации многоквартирного дома. Таким образом, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017-2019 гг., Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирных домов по иным основаниям. Невыполнение региональной программы капремонта многоквартирных домов Тверской области в установленные сроки и в полном объеме противоречит нормам ЖК РФ и иным нормам действующего законодательства, снижает уровень безопасности и комфортности проживания в МКД, наносит ущерб собственникам помещений в МКД – собственникам общего имущества в МКД. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 01 марта 2022 года, 29 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, ООО «КОАССИК».

В судебном заседании представитель истца Кимрского прокурора Тверской области – Лукьянова А.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на отсутствие законных оснований к их удовлетворению.

В судебном заседании представители третьего лица ООО «Волжское жилищно-коммунальное управление» ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, полагали заявленные требования законными и обоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (т.1 л.д.24-29, л.д. 64-66),

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.

В судебное заседание представители третьих лиц Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления Государственная жилищная инспекция по Тверской области, ООО «Дирекция по эксплуатации зданий», Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Администрации Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Администрации Ильинского сельского поселения Кимрского района, Администрации городского поселения п.Белый Городок, Управления Федерального казначейства по Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, ООО «КЛАССИК», Министерства финансов Тверской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Ранее от представителей Администрации Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Администрации Ильинского сельского поселения Кимрского района, Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

В связи с изложенным, учитывая мнение участников процесса, а также положения статьи 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов и представителей третьих лиц.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте части 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются ст. ст. 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональной оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Статьей 168 Жилищного кодекса РФ установлены положения о региональной программе капитального ремонта в многоквартирных домах. Программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерат т и в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Положениями ст. 178 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональный оператор является юридическим лицом, создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда, деятельность которого осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Функции регионального оператора определены в ст. 180 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексов Российской Федерации, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп «О создании некоммерческой организации – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Тверской области создан Фонд капремонта.

Основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Тверской области, за счёт взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования (пункт 2 распоряжения).

Согласно п. 10 утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области и органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Тверской области.

Указанное положение также приведено в ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО.

Постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, действующим законодательством установлен и определен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения на основании муниципальных краткосрочных планов регионального краткосрочного плана (пункт 15 Порядка).

Пунктом 5 Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы Нормируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (пункт 7 Порядка).

Согласно Приложению к постановлению Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от № 210-пп»), дома по вышеуказанным адресам включены в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, является действующим правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном законом порядке, а указанные в нем требования являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

При формировании регионального краткосрочного плана к учету были приняты положения муниципального краткосрочного плана Тверской области в части, не противоречащей требованиям, установленным Порядком № 125.

При таких обстоятельствах, возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта, заявленного в иске многоквартирных жилых домом, с несоблюдением Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года №125-пп, не отвечает требованиям действующего федерального и регионального законодательства.

В связи с изложенным, факт незаконного бездействие ответчика, выразившегося в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах региональной программой и муниципальным краткосрочным планом, в отношении заявленных в иске многоквартирных жилых домов, в ходе рассмотрения дела не установлен.

Таким образом, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Приволжского, Ильинского и Титовского сельских поселений, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24декабря 2013 года № 690-пп – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.

Председательствующий И.Ю. Райская

Решение изготовлено в окончательной форме 29 июня 2022 года.

Председательствующий И.Ю. Райская

1версия для печатиДело № 2-632/2022 ~ М-176/2022 (Решение)