ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-632/2022 от 28.09.2022 Троицкого городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-632\2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года г.Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Сойко Ю.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Троицка Челябинской области, ФИО2 о признании незаконным разрешения на строительство жилого дома, признании незаконным постановления органа местного самоуправления, признании незаконным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточненных требований) к администрации г.Троицка Челябинской области о признании незаконным и отмене разрешения на строительство от 25 июня 2018 года на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым ,

признании незаконным и отмене постановления администрации г.Троицка Челябинской области № 158 от 18 октября 2019 года в части предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в части отступа 1 метр от границы земельного участка по адресу: <адрес>,

признании незаконным и отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 72 от 01 сентября 2021 года.

В обоснование иска указано, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от 14 марта 2022 года. ФИО2 является смежным землепользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В 2018 году ФИО2 начал строительство жилого дома с нарушением допустимого расстояния от жилого дома до границ участка, принадлежащего истцу. Фактически жилой дом расположен на межевой смежной границе. У ФИО2 возникает право на наложение сервитута для обслуживания жилого дома. Напротив строящегося дома расположены баня и туалет. Окна дома выходят во двор истца, что вызывает дискомфорт, неудобство.

25 июня 2018 года ответчику выдано разрешение на строительство одноэтажного жилого дома с отступом 1 м. от границ земельных участков, что не соответствует нормативным актам.

Истец полагает, что размещение объекта согласно чертежу градостроительного плана позволяло возвести дом с отступом в 3 метра от границы между земельными участками.

Постановлением № 158 от 18 октября 2019 года предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в части отклонения отступа 1 метр от границ земельных участков. Данное разрешение противоречит требованиям Правил застройки.

01 сентября 2021 года выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. Разрешение на строительство выдано на 1-этажный дом, по факту возведен 2-этажный дом с окнами на смежную сторону в нарушение разрешения на строительство.

Определением суда от 26 апреля 2022 года ответчиком по делу привлечен ФИО2

Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.104 т.2).

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представители истца ФИО4, ФИО5 в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д.112,113 т.2).

Представитель ответчика - администрации г.Троицка Челябинской области ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д.114 т.2).

Представитель ответчика ФИО2 - ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 54,8 кв.м. и земельный участок, площадью 590 кв.м., кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства расположенные, по адресу: <адрес>. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 17 декабря 2009 года и 22 марта 2022 года соответственно.

Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРН на жилой дом от 17.02.2022 (л.д.15-18 т.1), выписками из ЕГРН на земельный участок с кадастровым от 02.03.2022, от 28.09.2022 (л.д. 226-227 т.1, л.д. 126-132 т.2), свидетельством о регистрации права собственности на жилой дом от 03.12.1998 (л.дщ.221 т.1), договором купли-продажи жилого дома от 03.11.1998 (л.д.222 т.1) свидетельством о регистрации права собственности на жилой дом от17.12.2009 (л.д.223 т.1), кадастровым планом на земельный участок (л.д.224-225 т.1), землеустроительным делом на земельный участок по <адрес> (л.д.228-240 т.1).

Собственником смежного земельного участка, площадью 572 кв.м., кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, и объекта незавершенного строительства, площадью 54.4 кв.м., кадастровый , расположенных по адресу: <адрес>, является ФИО2. Право собственности приобретено на основании договора купли-продажи от 06 августа 2018 года, заключенного с ФИО6. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано 09 августа 2018 года.

Изложенное подтверждается выписками из ЕГРН на земельный участок с кадастровым от 30.03.2022, от 23.08.2021 (л.д.48-56, 160-162 т.1) договором купли-продажи от 06.08.2018 (л.д.91 т.1), выпиской ЕГРН на объект незавершенного строительства от 23.08.2021 (л.д.168-173 т.1), межевым планом на земельный участок с кадастровым (л.д.7-12 т.2).

Строительство объекта незавершенного строительства, площадью 54,4 кв.м., на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлялось ФИО6 на основании разрешения на строительство , выданного 25 июня 2018 года администрацией г.Троицка Челябинской области на строительство одноэтажного жилого дома со сносом старого (л.д.92-93 т.1). К заявлению о выдаче разрешения на строительство ФИО6 были приобщены градостроительный план земельного участка и схема планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома (л.д. 94-96, 97, 106-114 т.1). В соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, расстояние от стены жилого дома до границы земельного участка со смежным землепользователем по <адрес> должно составлять 1 м.

08 июля 2019 года ФИО2 обратился в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для размещения жилого дома и отклонения от отступа 1 м от земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> (Л.д.115-121 т.1).

Распоряжением администрации г.Троицка от 16 сентября 2019 года № 51-р было назначено проведение публичных слушаний по указанному вопросу (л.д.134-135 т.1). Постановление опубликовано в газете «Вперед» от 19.09.2019 и размещено на официальной сайте Троицкого городского округа в сети «Интернет» (л.д.136-137 т.1).

15 июля 2019 года в адрес собственников земельных участков по <адрес> и <адрес> направлены извещения о проведении публичных слушаний (л.д.122,123 т.1). Извещение получено ФИО1 19 июля 2019 года (л.д.204 т.1).

26 сентября 2019 года проведены публичные слушания и принято заключение рекомендовать главе администрации города Троицка предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> в части отклонения отступа 2 метр от границы земельных участков по <адрес> (л.д.138-145, 146-148). Заключение комиссии по землепользованию от 30 сентября 2019 года опубликовано в газете «Вперед» от 10 октября 2019 года (л.д.150 т.1).

Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 18 октября 2019 года № 158 ФИО2 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - расположенного по адресу: <адрес> в части отклонения отступа 1 метр от границы земельных участков по <адрес> (л.д.151-152 т.1), постановление опубликовано в газете «Вперед» от 24 октября 2019 года (л.д.153-154 т.1).

24 августа 2021 года ФИО2 в адрес администрации г.Троицка Челябинской области направлено уведомление о реконструкции объекта незавершенного строительства с планируемыми параметрами: отдельно стоящее здание с количеством наземных этажей 2, высота не более 13.6 м, площадь застройки 95 кв.м, с указанием отступа справа от границы - 19,6м, от границы задней межи - 0,5м., с фасада до планируемого ИЖС - 10,6м, с указанием на постановление № 158 от 18.10.2019 (л.д.164-166 т.1).

По результатам проведенной проверки администрацией г.Троицка Челябинской области выдано ФИО2 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 72 от 01 сентября 2021 года (л.д.155, 156-159 т.1).

Из объяснений сторон, заключения кадастрового инженера ФИО7 от 05 апреля 2022 года, схемы границы земельного участка по <адрес> (л.д.83,84 т.1), фотоматериала объекта незавершенного строительства (л.д.252 т.1), усматривается, что двухэтажный объект незавершенного строительства, принадлежащий на праве собственности ФИО11, расположен на границе земельных участков с кадастровыми номерами и

Оспаривая разрешение на строительство от 25 июня 2018 года, постановление администрации города Троицка Челябинской области от 18 октября 2019 года № 158, уведомление № 72 от 01 сентября 2021 года, истец ссылается на то, что строительство жилого дома на основании указанных документов, определяет правомерным расположение объекта незавершенного строительства на границы земельного участка, находящегося в пользовании истца и влечет нарушение прав истца, поскольку при производстве облицовочных или ремонтных работ ответчику потребуется доступ на участок, принадлежащий истцу, при производстве строительных работ неизбежно появление на земельном участке истца строительного мусора, возможен сток дождевой воды и сход снега, будут нарушены права на неприкосновенность частной жизни, поскольку окна возводимого жилого дома на первом и втором этаже располагаются в непосредственной близости от хозяйственных построек и туалета.

По ходатайству истца судом назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено экспертам ООО «Судебная экспертиза и оценка». Из заключения экспертов ООО «Судебная экспертиза и оценка» № 383-08.2022 от 04 августа 2022 года следует, что участки с кадастровыми номерами и являются смежными. Смежная граница проходит с запада на восток по металлическому ограждению и стене исследуемого строения. На территории участка с кадастровым номером расположены жилой дом и по <адрес> и хозяйственные постройки, территория участка огорожена по периметру. На территории участка с кадастровым номером расположено исследуемое строение и хозяйственные постройки, территория участка огорожена по периметру. Исследуемое строение представляет собой двухэтажный объект незавершенного строительства (будущий жилой дом) с подвалом, имеющий следующее конструктивное решение: фундамент - бетонные блоки, стены - газоблок, перекрытие - ж/б плиты, возведение кровли не завершено. Со стороны участка с кадастровым номером и со стороны улицы фасад исследуемого строения облицован кирпичом в пределах 1 этажа. Облицовка частично демонтирована, имеется отхождение облицовки от кладки стен из газоблока. Вдоль стены, обращенной в сторону участка с кадастровым номером выполнена бетонная отмостка.

При проведении экспертами исследования на предмет определения местоположения исследуемого строения относительно границ участков с кадастровыми номерами и с учетом градостроительных норм и правил путем сопоставления результатов геодезической съемки со сведениями ЕГРН о границах исследуемых участков и сведениями ЕГРН о контуре ОКС с кадастровым номером установлено, что контур объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> (по наружным стенам) фактически полностью расположен в пределах границ участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН (расстояние до смежной границы с участком с КН по сведениям ЕГРН составляет 0,00-0,09м, что менее величины средней квадратической погрешности определения местоположения характерных точек для объектов, расположенных на землях населенных пунктов (0,10м). Контур объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, по координатам, установленным в ЕГРН (ОКС с кадастровым номером ) полностью расположен в пределах границ участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН. Контур объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> по сведениям ЕГРН (ОКС с кадастровым номером ) не соответствует фактическому контуру исследуемого строения. С учетом местоположения смежной границы участков с кадастровыми номерами и по сведениям ЕГРН, отмостка объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> расположена в пределах границ участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН.

Из экспертного заключения следует, что в соответствии в п.7.1 СП 42.13330.16 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1034/пр от 30.12.2016, расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь, веранд) домов индивидуальной застройки до стен домов и хозяйственных построек (сарая, гаража,бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6м.Расстояние от границ участка должно быть не менее : до стены жилого дома 3м, до хозяйственных построек - 1м. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен ближайшего дома необходимо принимать не менее 12м, до источников водоснабжения (колодца) - не менее 25м.

Пунктом 5.3.8 СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, утвержденного Приказом ЦНИИЭПгражданстроя от 24.11.1999 № 80Т, определено, что на территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов города Троицка № 120 от 24.06.2009, минимальное расстояние от границ землевладения до строений, а также между строениями: от границ соседнего участка до основного строения( в стесненных условиях) 1-3м (при соблюдении противопожарных норм), постройки для содержания скота и птицы - 4 м, других построек (в том числе бани, гаража, сарая) -1 м, окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (бани, гаража, сарая), расположенных на соседних земельных участках - 6м.

Согласно Правилам землепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка № 120 от 24 июня 2009 года участок с КН расположен в территориальной зоне В1.1- усадебная и коттеджная застройка. Эксперты указывают, что расстояние от северной стены исследуемого строения до смежной границы с участком с КН по сведениям ЕГРН составляет 0,00-0,09 м. Расстояние от северной стены исследуемого строения до жилого дома <адрес> составляет 21,93м, до хозяйственных построек, расположенных на участке с КН - 12,88м и 2,2м. Эксперты пришли к выводу, что местоположение объекта незавершенного строительства, распложенного по адресу: <адрес> относительно смежной границы участков с кадастровыми номерами и по сведениям ЕГРН не соответствует требованиям п.7.1 СП 42.13330.16 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1034/пр от 30.12.2016, п.5.3.4 30-102-99, Правил землепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденных решением собрания депутатов города Троицка № 120 от 24.06.2009. Местоположение объекта незавершенного строительства, распложенного по адресу: <адрес> (расстояние от окон) относительно туалета на участке с КН не соответствует требованиям п.7.1 СП 42.13330.16 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1034/пр от 30.12.2016, п.5.3.8 СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, утвержденного Приказом ЦНИИЭПгражданстроя от 24.11.1999 № 80Т.

Экспертами указано, что при проведении исследования на предмет определения местоположения исследуемого строения относительно жилого дома <адрес> с учетом противопожарных норм и правил, анализа конструктивных элементов установлено, что исследуемое строение имеет степень огнестойкости - II, класс конструктивной пожарной опасности - С0, жилой дом по <адрес> и хозяйственные постройки, расположенные на территории участка с КН имеет степень огнестойкости - IV, класс конструктивной пожарной опасности- С3.

С учетом данных обстоятельств расстояние от исследуемого строения до строений, расположенных на территории участка с КН должно составлять не менее 10,0м. Расстояние от северной стены исследуемого строения до жилого <адрес> составляет 21,93м, до хозяйственных построек, расположенных на участке с КН - 12,88м и 2,2м.

Эксперты пришли к выводу, что расстояние от исследуемого строения до жилого <адрес> и бани соответствует требованиям п.4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. Местоположение исследуемого строения относительно туалета не соответствует 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. При этом экспертами отмечено, что характер использования хозяйственной постройки (туалет), расположенной на территории участка с КН является временным.

При проведении исследования на предмет определения соответствия исследуемого строения разрешению на строительство, схеме планировочной организации земельного участка и ситуационному плану, экспертами указано, что согласно разрешению на строительство 25 июня 2018 года администрация города Троицка Челябинской области разрешила строительство одноэтажного жилого дома со сносом старого на земельном участке с КН , площадью 574 кв.м., по адресу: <адрес> застройки - 54,4 кв.м. разрешенный объем - 163 кв.м. В ходе проведения натурного осмотра экспертами установлено, что исследуемое строение представляет собой двухэтажный объект незавершенного строительства (будущий жилой дом) с подвалом, фактическая площадь исследуемого строения по наружным стенам составляет 90,1 кв.м. Экспертами сделан вывод, что этажность и площадь (по наружным стенам) объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> не соответствует разрешению на строительство 25 июня 2018 года.

Согласно схеме планировочной организации земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес> для строительства одноэтажного жилого дома (л.д.94), проектируемый жилой дом имеет размеры 5,95м х 9,15м и расположен на расстоянии 1м от смежных границ с участками с КН и .

Экспертами определено местоположение проектируемого жилого дома согласно схеме планировочной организации земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес> для строительства одноэтажного жилого дома и сопоставлено с результатами геодезической съемки и сведениями ЕГРН о границах исследуемых объектов. При сопоставлении установлено, что местоположение проектируемого жилого дома согласно схеме планировочной организации земельного участка с КН расположенного по адресу: <адрес> для строительства одноэтажного жилого дома не соответствует фактическому местоположению исследуемого строения.

Экспертами также сделан вывод, что местоположение объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует градостроительному плану земельного участка № ru74312000111 от 19 июня 2018г. (л.д.106-114 т.1) и ситуационному плану (л.д.95 т.1).

При проведении исследования экспертами было определено место допустимого размещения строений с учетом местоположения границ участка с КН по сведениям ЕГРН, а также с учетом соблюдения необходимых градостроительных отступов от границ участка (1-3 м) и противопожарного расстояния от жилых домов и по <адрес> сделан вывод, что строительство жилого дома на территории участка с КН с учетом соблюдения всех необходимых отступов возможно.

При проведении исследования на предмет определения наличия неблагоприятных характеристик участка с КН требующих отклонения от предельных параметров разрешенного объекта капитального строительства установлено, что Согласно Правилам землепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка № 120 от 24 июня 2009 года участок с КН расположен в территориальной зоне В1.1- усадебная и коттеджная застройка. Минимальный размер участка для жилых домов усадебного типа площадь участка (включая площадь застройки) для данной территориальной зоны составляет 400 кв.м. Эксперты пришли к выводу, что площадь участка с КН по сведениям ЕГРН (572 кв.м.) превышает минимальный размер участка согласно требованиям градостроительных регламентов. В ходе проведения натурного осмотра экспертами установлено, что участок с КН в фактических границах имеет прямоугольную форму и конфигурацию, аналогичные в границах по сведениям ЕГРН. Также установлено ранее, что строительство жилого дома на территории участка с КН с учетом соблюдения всех необходимых отступов возможно. В ходе проведения натурного осмотра экспертами не выявлено наличие неблагоприятных инженерно-геологических условий для строительства: наличие оврагов, резких перепадов высот, болотистых участков и т.п. в пределах границ участка с КН отсутствуют.

Поскольку площадь участка с КН по сведениям ЕГРН превышает минимальный размер участка согласно требованиям градостроительных регламентов, а также, поскольку конфигурация границ участка и инженерно-геологические условия не являются неблагоприятными, то эксперты приходят к выводу о том, что участок с КН не отвечает требованиям для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства согласно ч.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании материалов гражданского дела по получению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства эксперты пришли к выводу, что местоположение исследуемого строения относительно смежной границы участков с КН и по сведениям ЕГРН не нарушает требования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденных решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13, при этом участок с КН не отвечает требованиям для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства согласно ч.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспертами отмечено, что предоставленное разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства сократило градостроительный отступ от смежной границы исследуемых участков до нуля.

Однако, согласно ч.1.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации такое отклонение должно составлять не более чем на десять процентов (до есть в данном случае уменьшение расстояние должно составлять 0,10м).

При проведении экспертизы, экспертами в рамках ч.2 ст.86 ГПК РФ были рассмотрены требования к освещенности и инсоляции помещений жилого <адрес> и к инсоляции территории участка с КН Экспертами указано, что в жилом <адрес> имеется 3 жилых комнаты и кухня. Окна кухни ориентированы на восток, окна одной из жилых комнат на юг и запад, второй комнаты - на запад, третья жилая комната - не имеет оконных проемов. При данном расположении окон, а также учитывая то, что жилой <адрес> расположен на расстоянии 21,93м от исследуемого строения эксперты пришли к выводу о том, что исследуемое строение не оказывает негативного влияния на инсоляцию и естественную освещенность жилых комнат и кухню жилого <адрес>.

Исследуя инсоляцию земельного участка, эксперты указали, что современные нормы (СанПиН 1.2.4685-21) не содержат требований к продолжительности инсоляции земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Более старые нормы (СП 30-102-99) не содержат требований к проценту территории, которая должна инсолироваться. Эксперты пришли к выводу об отсутствии нарушений санитарных норм и правил в частности требований к инсоляции территории участка с КН

Экспертами также отмечено, что со стороны участка с КН и со стороны улиц фасад исследуемого строения облицован кирпичом в пределах 1 этажа. Облицовка частично демонтирована, имеется отхождение облицовки от кладки стен из газоблока. Указанное отхождение облицовки от кладки в виду отсутствия связи является нарушением требований п.8.4 СП 327.1325800.2017 «Стены наружные с лицевым кирпичным слоем. Правила проектирования, эксплуатации и ремонта», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1603/пр от 30 ноября 2017 года, согласно которому лицевой слой выполняют кладкой из кирпича или камня и крепят к внутреннему слою из кирпича, камней, блоков отдельными связями или сетками.

Данное нарушение, заключающееся в отсутствии крепления облицовки фасада дома из кирпича, несет угрозу жизни и здоровью граждан. В том числе смежных землепользователей, так как возможно ее обрушение. Данное нарушение является устранимым. Наиболее оптимальным решением будет демонтаж отошедшей облицовки. В случае сохранения облицовки, необходимо закрепить кладку путем установки распорных анкеров с просверливанием кладки насквозь и заглублением в газоблок.

Заключение эксперта № 383-08.2022 от 04 августа 2022 года суд признает допустимым доказательством при разрешении заявленного спора, поскольку при проведении экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», содержит подробное описание проведенного исследования, ответы на поставленные судом вопросы. При этом ссылку экспертов на Правила землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденные решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 (л.д.63 оборот т.2) суд признает технической опечаткой.

Согласно ч.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно п.7.1 СП 42.13330.16 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1034/пр от 30.12.2016, п.5.3.4 30-102-99, расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь, веранд) домов индивидуальной застройки до стен домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6м.Расстояние от границ участка должно быть не менее : до стены жилого дома 3м, до хозяйственных построек - 1м. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен ближайшего дома необходимо принимать не менее 12м, до источников водоснабжения (колодца) - не менее 25м.

В силу п.5.3.4 СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, утвержденного Приказом ЦНИИЭПгражданстроя от 24.11.1999 № 80Т до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3м, от других построек - (бани, гараж и др) - 1м.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов города Троицка № 120 от 24.06.2009, минимальное расстояние от границ землевладения до строений, а также между строениями: от границ соседнего участка до основного строения( в стесненных условиях) 1-3м (при соблюдении противопожарных норм), постройки для содержания скота и птицы - 4 м, других построек (в том числе бани, гаража, сарая) -1 м, окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (бани, гаража, сарая), расположенных на соседних земельных участках - 6м.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( в редакции от 23.04.2018) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51).

Из материалов дела следует, что администрацией г.Троицка разрешение на от 25 июня 2018 года на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, выдавалось на основании схемы планировочной организации земельного участка и ситуационного плана (л.д.94,106-114 т.1), предусматривающей расстояние от места расположения проектируемого объекта до смежной границы с земельным участком с КН -1 м. Поскольку Правила землепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденных решением собрания депутатов города Троицка № 120 от 24.06.2009 предусматривает расстояние от 1 до 3 метров, нарушение противопожарных норм при возведении объекта на <адрес> при проведении судебной экспертизы экспертами не выявлено, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство нарушение Правил землемлепользования и застройки территорий Троицкого городского округа, утвержденных решением собрания депутатов города Троицка № 120 от 24.06.2009, не допущено, оснований для признания разрешения на от 25 июня 2018 года незаконным и его отмене не имеется.

Из заключения кадастрового инженера ФИО7 от 05 апреля 2022 года, схемы границы земельного участка по <адрес> (л.д.83,84 т.1), заключения судебной экспертизы следует, что местоположение объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует градостроительному плану земельного участка № от 19 июня 2018г. (л.д.106-114 т.1) и ситуационному плану (л.д.95 т.1), объект незавершенного строительства расположен на смежной границе с земельным участком с КН возведенный объект является двухэтажным строением.

Вместе с тем то обстоятельство, что застройщиком не соблюдены условия, предусмотренные разрешением на строительство, не может являться основанием для признания указанного документа органа местного самоуправления незаконным.

При оценке законности вынесенного администрацией г.Троицка постановления № 158 от 18 октября 2019 года в части предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в части отступа 1 метр от границы земельного участка по адресу: <адрес>, а также выданного уведомления о планируемом строительстве № 72 от 01 сентября 2021 года, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов (ч.1.1 ст.40).

В силу ч.2-6 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Согласно ч.7 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно п. 2.12 Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации г.Троицка Челябинской области от 28 февраля 2017 года № 267, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются в том числе случаи, если размер земельного участка не является меньшим установленного градостроительным регламентом минимального размера земельного участка территориальной зоны (п.4), конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики земельных участков не являются неблагоприятными для застройки (п.5), нарушены требования технических регламентов или нормативов градостроительного проектирования при размещении объектов капитального строительства или их реконструкции (п.10).

Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 18 октября 2019 года № 158 ФИО2 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - расположенного по адресу: <адрес> в части отклонения отступа 1 метр от границы земельных участков по <адрес> (л.д.151-152 т.1). Изданию постановления предшествовала процедура проведения публичных слушаний. Нарушения порядка рассмотрения заявления ФИО2, предусмотренного ст.40 Градостроительного кодекса РФ, предшествующего принятию постановления органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, при рассмотрении спора не установлено.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (л.д.48-56 т.1) площадь земельного участка по <адрес> составляет 572 кв.м. и превышает минимальный размер участка согласно требованиям градостроительных регламентов. Согласно заключению судебной экспертизы указанный земельный участок имеет прямоугольную форму, и не имеет инженерно-геологических неблагоприятных для застройки. На момент обращения ФИО2 с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объект незавершенного строительства был возведен на смежной границе с земельным участком по адресу: <адрес> с нарушением требований п.7.1 СП 42.13330.16 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» предусматривающего расстояние от границ участка до стены жилого дома -3 м.

Учитывая указанные обстоятельства суд приходит к выводу, что земельный участок по адресу: <адрес> с КН не отвечал требованиям для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в соответствии ч.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные параметры земельного участка в силу подпунктов 4,5,10 пункта 2.12 Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации г.Троицка Челябинской области от 28 февраля 2017 года № 267, должны были являться основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО2

Суд также считает, что при разрешении заявления ФИО2 отсутствовали основания для применения ч.1.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов, поскольку предоставленное разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства сократило градостроительный отступ от смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами и до нуля.

Согласно ч.2 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Таким образом постановление администрации города Троицка Челябинской области от 18 октября 2019 года № 158 принято без учета требований ч.2 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представленное стороной ответчика заключение № 4709/22 от 26 сентября 2022 года специалиста ООО «Феникс» ФИО9 (л.д.118-123 т.2) о наличии стесненных условий для строительства на земельном участке с кадастровым номером , выводы экспертов ООО «Судебная экспертиза и оценка» об отсутствии на участке инженерно-геологических неблагоприятных условий для застройки не опровергают, поскольку экспертами осуществлялась оценка условий для застройки при наличии на участке временных строений, указанных в заключении специалиста (л.д.46 оборот т.2).

Вместе с тем суд не усматривает оснований для отмены постановления администрации города Троицка Челябинской области от 18 октября 2019 года № 158, поскольку по результатам проведенной судебной экспертизы нарушений противопожарных норм, существенных и неустранимых нарушений строительных норм и правил при возведении ответчиком объекта не выявлено. Согласно заключению экспертизы выявленное нарушение п 8.4 СП 327.1325800.2017 «Стены наружные с лицевым кирпичным слоем. Правила проектирования, эксплуатации и ремонта», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1603/пр от 30 ноября 2017 года в виде отсутствия крепления облицовки фасада дома из кирпича является устранимым. Нарушение требований противопожарных норм (п.4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, допущено только в отношении хозяйственной постройки (туалета), расположенной на территории участка с КН , которое является временным.

Отклонение от предельных параметров допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке при отсутствии доказательств невозможности дальнейшего сохранения постройки не может быть признано основанием для отмены постановления администрации города Троицка Челябинской области от 18 октября 2019 года № 158.

Суд также считает необходимым отметить, что при отсутствии доказательств существенных и неустранимых нарушений строительных норм и правил при возведении объекта незавершенного строительства, избранный истцом способ защиты права об оспаривании разрешения на строительство, постановления от 18 октября 2019 года № 158, влекущий признание возведенного объекта самовольной постройкой, несоразмерен допущенному нарушению. Истец вправе прибегнуть к иным соизмеримым способам защиты нарушенного права.

В соответствии с ч.1 ст.51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве)

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.7 ст.51.1).

В ч.10 ст.51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Из материалов дела (л.д.155, 156-166 т.1) следует, что уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № 72 от 01 сентября 2021 года принято администрацией г.Троицка с учетом вынесенного постановления от 18 октября 2019 года № 158 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. В связи с тем, что суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления от 18 октября 2019 года № 158, доказательств не соблюдения иных требований сь.51.1 Градостроительного кодекса РФ при выдаче уведомления о планируемом строительстве не добыто, оснований для признания незаконным и отмене уведомления о планируемом строительстве № 72 от 01 сентября 2021 года не имеется.

Руководствуясь ст.12, 56, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ :

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации г.Троицка Челябинской области, ФИО2 о признании незаконным и отмене разрешения на строительство от 25 июня 2018 года на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, признании незаконным и отмене постановления администрации г.Троицка Челябинской области № 158 от 18 октября 2019 года в части предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в части отступа 1 метр от границы земельного участка по адресу: <адрес>, признании незаконным и отмене уведомления № 72 от 01 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: