66RS0002-02-2021-001426-12
Гр.дело № 2-6338/2021
Решение изготовлено в окончательном виде 31.08.2021.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
в составе председательствующего судьи Морозовой М.М.,
при секретаре судебного заседания Андреевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 о возложении обязанности по включению в список и постановке на учет по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда, как лица, относящегося к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просила обязать принять истца на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу оставшемуся без попечения родителей, в обоснование которого указал следующее.
Родители истца мать Г.Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Б.Л.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец был определен в <иные данные> где воспитывался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Затем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в <иные данные> с 24.06. 2010 по ДД.ММ.ГГГГ находился в <иные данные> 18 лет истцу исполнилось в ДД.ММ.ГГГГ году. Таким образом, истец находился на полном государственном учреждении до своего 18-летия. Истец является <иные данные>, получает пенсию <иные данные>, в настоящее время нигде не работает по причине невозможности трудоустроиться. Истец проживает в г. Екатеринбурге, имеет временную регистрацию по адресу <адрес>. Иного жилья для проживания истец не имеет. Однако, ответчик отказывается ставить истца на учет, как нуждающегося.
В исковом заявлении истец просит возложить на ответчика обязанность принять истца на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу оставшемуся без попечения родителей, и включить в соответствующий список (л.д.5-8).
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Представители третьих лиц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направил письменный отзыв, в котором просил оставить исковые требования истца без удовлетворения.
Суд с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного Закона).
Истцу исполнилось 23 года ДД.ММ.ГГГГ
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.
Вместе с тем, отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в удовлетворении требования об обеспечении жильем, поскольку причины, по которым он не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.
В силу положений ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Действия должностных лиц учреждений, в которых находился ФИО1, не отвечающие в полной мере защите прав несовершеннолетнего, не оформлении ему статуса лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствующему для дальнейшей реализации ее права в постановке на соответствующий учет, следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по обеспечению жилым помещением ФИО1 и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное Законом право в установленной срок.
В правоприменительной практике по делам данной категории Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что относит к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались данные лица (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Также в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г. отражено, что лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указанных лиц.
Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец является <иные данные> что также расценивается судом как уважительная причина пропуска срока.
Также суд учитывает, что истец имеет временную регистрацию, иного жилого помещения для проживания не имеет.
При этом, в материалах дела отсутствует информация о том, что жилое помещение по адресу <адрес>, закрепленное за истцом Постановлением главы Верхотурского уезда от 18.11.1997 № 623, пригодно для проживания.
Более того, согласно ответа Администрации городского округа Карпинск от 05.10.2020, родители истца не значатся в качестве нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 обязанности по принятию ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу оставшемуся без попечения родителей.
С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о постановке на учет и включению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иных требований, либо требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 о возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по предоставлению жилого помещения из специализированного жилищного фонда, как лица, относящегося к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 обязанность по постановке на учет и включению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий