ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-633/2016 от 28.11.2016 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-633/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск 28 ноября 2016 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой С.В.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

с участием истца Мерёжина А.Л.

ответчика представителя администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Тороповой Е.Ф.,

третьего лица представителя Управления образования администрации муниципального образования «*** муниципальный район» Благодарева В.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерёжина А.Л. к администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Мерёжин А.Л. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование иска указал, что является ***, о чем свидетельствует «Удостоверение многодетной семьи» № ***, дата выдачи __.__.______г.. __.__.______г. в его семье родились двойняшки: М, свидетельство о рождении серия I-ИГ № ***, выданное __.__.______г. и В, свидетельство о рождении серия I-ИГ № ***, выданное __.__.______г.. Для получения ими дошкольного образования он написал __.__.______г. заявления на каждого в отдельности о приёме их с __.__.______г. в СП детский сад «***», расположенный на <адрес>, который является наименее удаленным, на расстоянии 1 километр от места проживания. По достижении детьми возраста 1,5 лет были выданы уведомления об отказе в предоставлении мест М и В в структурном подразделении детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» с __.__.______г., также в этих уведомлениях говорилось о готовности предоставить места в структурном подразделении детский сад «***» с __.__.______г., расположенном на расстоянии от места проживания более 10 километров, в <адрес>. От предложения посещать детьми детский сад «***» он отказался из-за удалённости данного образовательного учреждения, так как не имеется возможности регулярно доставлять детей в данный детский сад, а организация транспорта для подвоза детей до настоящего времени районной администрацией не организована. В сентябре 2016 года он написал заявление на каждого ребенка в отдельности о приеме их с __.__.______г. в структурное подразделение детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа», расположенный в 9 километрах от места проживания в <адрес>, также в этих заявлениях указал о предоставлении мест в структурном подразделении детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа», на что получил ответ, что из очереди в детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» детей не исключат, однако согласно информации с электронного портала государственных услуг, дети были исключены из очереди в детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа». Так как дети посещают столь отдаленный детский сад, его супруга не имеет возможности возобновить рабочую деятельность и доход семьи состоит из одной его зарплаты и пособия от службы социальной защиты населения, истец самостоятельно осуществляет подвоз детей в детский сад «***», что требует значительных расходов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" дети из многодетных семей принимаются в дошкольные учреждения в первую очередь. В Областном Законе «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области … (с изменениями на 27 ноября 2015 года) предусмотрены такие меры социальной поддержки многодетной семьи, проживающей на территории Архангельской области и зарегистрированной государственный учреждением социальной защиты населения.

Просил суд признать за М и В право на внеочередное предоставление мест в структурном подразделении детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа», расположенный по <адрес>, и обязать администрацию МО «<адрес> муниципальный район» обеспечить детей местами в данном дошкольном учреждении.

В судебном заседании истец Мерёжин А.Л. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес> муниципальный район» Торопова Е.Ф., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. В отзыве на исковое заявление указала, что ответчиком соблюдены нормы об обеспечении детей истца местом в детском саду согласно имеющейся очередности и наполняемости групп применительно к поселению, в котором он проживает.

__.__.______г. комиссией по комплектованию дошкольных образовательных учреждений МБОУ «<адрес> средняя школа» (далее - Комиссия) было рассмотрено заявление истца от __.__.______г. о зачислении его детей, в структурное подразделение детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа», и отказано в предоставлении места в детском саду в связи с отсутствием вакантных мест в структурном подразделении детский сад «***», о чём был уведомлен Мерёжин А.Л.

По заявлению родителей от __.__.______г. и на основании приказа МБОУ «<адрес> средняя школа» № *** от __.__.______г. о зачислении, дети истца посещают дошкольное образовательное учреждение детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа», местоположением: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Третье лицо представитель Управления образования администрации МО «*** муниципальный район» Благодарев В.Б. в судебном заседании требования Мерёжина А.Л. полагал не подлежащими удовлетворению, пояснил, что истцу необходимо обратиться с заявлением о переводе детей из детского сада который они посещают в детский сад, который они желают, дети будут поставлены на очередь в желаемый детский сад в порядке перевода.

Третье лицо представитель МБОУ «<адрес> средняя школа» участия в судебном заседании не приняли, о времени и месте его проведения извещены. Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «*** муниципальный район», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденному постановлением администрации МО «<адрес>» от «28» февраля 2013 г. № *** с изменениями от «03» апреля 2013 г. № *** установлен перечень категорий лиц, чьи дети пользуются внеочередным правом на предоставление мест в образовательных учреждениях к коим истец не относится, а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" дети истца имеют право на первоочередное устройство в дошкольное образовательное учреждение.

По личному желанию и заявлению Мерёжина А.Л. детям было предоставлено место в детском саду «***». Следовательно, из очереди в детский сад «***» дети истца были исключены.

Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Общие требования к приёму на обучение в организацию (учреждение), осуществляющие образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно части 1 которой приём на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение.

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 года № 293.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

В соответствии со ст. 5 Закона Архангельской области от 22.06.2005 N 55-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" многодетным семьям гарантируется в первоочередном порядке прием детей в дошкольные образовательные организации. Аналогичная норма была ранее закреплена в Указе Президента Российской Федерации «О мерах социальной поддержки многодетных семей (с изменениями на 25 февраля 2003 года)».

Действующим законодательством РФ об очередности предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях предусмотрены категории лиц, чьи дети вне очереди обеспечиваются местами в детских садах, аналогичные категории указаны и в «Порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Красноборский муниципальный район», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденном постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от «28» февраля 2013 г. № 121 с изменениями от «03» апреля 2013 г. № 203, к коим истец не относится.

На основании статьи 4, подпункта 11 статьи 6 главы 1 Устава муниципального образования «Красноборский муниципальный район» администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район" является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Красноборский муниципальный район" и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования «Красноборский муниципальный район»" в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования «Красноборский муниципальный район».

В соответствии со ст. 2 главы 1 Устава муниципального образования «Красноборский муниципальный район», в границы муниципального образования «Красноборский муниципальный район» входят территории муниципальных образований – сельских поселений «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское».

Распоряжением главы администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» от 10.11.2015 № 346-р, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 36 Устава муниципального образования «Красноборский муниципальный район» утвержден Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Черевковская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в новой редакции.

В соответствии с пунктом 1.10 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Черевковская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район», учреждение в своем составе имеет следующие структурные подразделения: «Сакулинская начальная школа», «Ляховская начальная школа», детский сад «Калинка», детский сад «Золушка», детский сад «Зоренька», детский сад «Золотая рыбка», детский сад «Ягодка».

Постановлением главы администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» от 25 декабря 2015 года N 519 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования» на территории муниципального образования «Красноборский муниципальный район», согласно которому комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляют Комиссии по комплектованию. Заседание Комиссий по комплектованию проходит 1 раз в месяц при наличии заявлений. Комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется при наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) в следующей последовательности: детьми, имеющими право на внеочередной прием в учреждение; детьми, имеющими право на первоочередной прием в учреждение; детьми, имеющими общие основания для предоставления места в учреждении; воспитанниками, при переводе их по заявлению родителей (законных представителей) из одного дошкольного образовательного учреждения в другое. Комплектование дошкольных образовательных учреждений на новый учебный год проводится с 15 мая по 15 июня ежегодно. В течение учебного года при наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении проводится доукомплектование групп в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). Ребенку предоставляется место в дошкольном образовательном учреждении в соответствующей возрастной группе в порядке очередности.

В судебном заседании установлено, что истец Мерёжин А.Л. является многодетным отцом. __.__.______г. истец подал директору МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» заявления о постановке на учет для предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении его дочери В, __.__.______г. года рождения, и сыну М, __.__.______г. года рождения, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>, МО <адрес>, <адрес>, указав, что семья является многодетной.

Регистрация семьи истца в качестве многодетной произведена государственным учреждением социальной защиты населения __.__.______г..

Согласно списка детей, стоящих на очереди на 2016-2017 год в детский сад «***», дети истца стоят в общем списке под номерами 3 и 4 соответственно.

В соответствии с приказом МБОУ «<адрес> средняя школа» от __.__.______г.№ *** по итогам плановой проверки ОНД УНД МЧС России по <адрес> от __.__.______г., на основании Предписания инспектора ОНД от __.__.______г.№ *** и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководителю структурного подразделения детский сад «***» приказано не осуществлять прием воспитанников в детский сад «***» на 2016-2017 года.

Согласно протокола заседания комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждение МБОУ «<адрес> средняя школа» № *** от __.__.______г. по рассмотрению вопроса о зачислении в структурное подразделение детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа», в связи с отсутствием вакантных мест в структурном подразделении детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» в предоставлении места в детском саду детям истца было отказано. Предложено родителям (законным представителям) предоставить место в структурном подразделении детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» с __.__.______г.. От посещения детьми СП детский сад «***» истец отказался в связи с отдаленностью данного учреждения.

__.__.______г. истцом были поданы заявления в комиссию по комплектованию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории «<адрес> муниципальный район» о предоставлении мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении структурное подразделение детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» детей, __.__.______г. года рождения, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, указав, что они имеют право на льготный прием в детский сад «***».

__.__.______г. состоялось заседание комиссии по комплектованию образовательных учреждений МБОУ «<адрес> средняя школа» по рассмотрению вопроса о зачислении в структурное подразделение детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» В, __.__.______г. года рождения и М, __.__.______г. года рождения.

Протоколом заседания № *** от __.__.______г. было принято решение о зачислении детей истца в разновозрастную группу структурного подразделения детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» с __.__.______г..

Утверждение истца о том, что его дети незаконно были исключены из очереди в детский сад «***» необоснованно, так как им были предоставлены места в другом детском саду в первоочередном порядке.

Также следует учитывать, что из представленных ответчиком доказательств, следует, что на момент обращения истца с заявлением об устройстве детей в детский сад «***» и рассмотрения дела свободные места в указанном учреждении отсутствуют, предоставлены только места детям предшкольного возраста.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств данного дела суд приходит к выводу о том, что ответчиком совершены все необходимые действия по обеспечению прав детей истца на получение дошкольного образования.

Реализация истцом конституционных прав на получение его детьми дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Такая реализация прав не должна нарушать права других детей, в том числе детей предшкольного возраста, которые в текущем учебном году были приняты в детский сад «***».

Доказательств того, что ответчиком предоставлены места в детских садах детям, поставленных на учет после несовершеннолетних В, __.__.______г. года рождения и ***, __.__.______г. года рождения, в материалы дела не представлено.

Обращаясь в суд с иском истец ошибочно полагал о наличии у его детей льготы на поступление в конкретное дошкольное образовательное учреждение, однако льгота многодетным семьям на устройство в детский сад предоставлена областным законом первой очереди устройства и предполагает как таковое право на устройство детей вообще в любое дошкольное учреждение поселения по месту жительства, а не в частности в конкретный детский сад.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в иске Мерёжину А.Л. к муниципальному образованию «*** муниципальный район» о признании за его детьми В, __.__.______г. года рождения и М, __.__.______г. года рождения права на внеочередное предоставление мест в структурном подразделении детский сад «***» МБОУ «<адрес> средняя школа» и об обязании обеспечить их местами в указанном дошкольном образовательном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Кузнецова

Верно:

Судья С.В. Кузнецова