ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-633/2022 от 12.05.2022 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2022 года г. Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Коноваловой Е.В.,

при секретаре Бужор Я.В.,

с участием представителя истца помощника Тульского природоохранного прокурора по доверенности ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дит-Сервис» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции,

установил:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском ссылаясь на то, что в ходе проверки установлено, что в ООО «Дит-Сервис» не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, определенные в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". Непринятием данных мер создаются благоприятные условия для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации. О необходимости разработки и принятия мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, прокурором было указано в представлении в адрес генерального директора ООО «Дит-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ. Однако требования не выполнены, указанные меры ООО «Дит-Сервис» не разработаны и не реализуются.

Не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределенного круга лиц за защиту от коррупционных проявлений, установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

На основании изложенного истец просит обязать ООО «Дит-Сервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «Дит-Сервис».

В судебном заседании представитель истца помощник Тульского природоохранного прокурора по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик ООО «Дит-Сервис», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Генеральный директор Общества ФИО2 направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал на признание исковых требований.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Преамбула Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Статьей 13.3 данного Федерального закона предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с вышеуказанной нормой закона, во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).

Из пункта 1 Методических рекомендаций следует, что их целью является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами Методических рекомендаций являются:

- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;

- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Согласно пункту 3 Методических рекомендаций настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.

Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:

- получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;

- получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;

- разработки основ антикоррупционной политики в организации.

Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:

- разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.

Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях:

- получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Тульской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Дит-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1127154014833.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности общества является: деятельность по чистке и уборке, прочая, не включенная в другие группировки.

В ООО «Дит-Сервис» не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, чем создается благоприятная почва для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации,

О необходимости разработки и принятия мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции Тульским природоохранным прокурором было указано в представлении, направленном в адрес генерального директора ООО «Дит-Сервис» ДД.ММ.ГГГГ.

Однако требования прокурора не выполнены, до настоящего времени указанные меры ООО «Дит-Сервис» не разработаны и не реализуются.

Не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределенного круга лиц за защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределённого круга лиц на защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, т.е. приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд считает требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дит-Сервис» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя срок исполнения обязательств, исходя их конкретных обстоятельств дела, суд полагает целесообразны, принципа разумности и справедливости определить срок для разработки мер, направленные на предупреждение коррупции, до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 руб., подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 173 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тульского природоохранного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дит-Сервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в обществе с ограниченной ответственностью «Дит-Сервис».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дит-Сервис» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Киреевский район в размере 300 (Триста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий