16RS0<номер изъят>-07
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес изъят>
<данные изъяты> года дело <данные изъяты>
Советский районный суд <адрес изъят> Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Казаковой К.Ю.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес изъят> гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по <адрес изъят> о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчете трудового стажа и досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее - истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по <адрес изъят> (далее ОПФР), указывая, что она имеет стаж педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей более 25 лет. Истец <дата изъята> обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в <адрес изъят> Республики Татарстан (далее УПФР) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.
Решением от <дата изъята><номер изъят> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята><номер изъят>-Ф3 «О страховых пенсиях». Отказ мотивирован недостаточностью требуемого стажа 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ не включены период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в АНО СОШ «Международная академия образования», период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя в МБОУ «Многопрофильная школа <номер изъят>» <адрес изъят>.
По решению УПФР на дату обращения стаж истицы для досрочной пенсии составлял 22 года 11 месяцев 3 дня.
Истица считает, что отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии является незаконным и необоснованным и просит суд обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца периоды период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в АНО СОШ «Международная академия образования», период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя в МБОУ «Многопрофильная школа <номер изъят>» <адрес изъят>.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечено АНО СОШ «Международная Академия Образования».
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика АНО СОШ «Международная Академия Образования» не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (т.е. 55 лет для женщин), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что истец <дата изъята> обратился с заявлением в УПФР о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением от <дата изъята><номер изъят> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята><номер изъят>-Ф3 «О страховых пенсиях». Отказ мотивирован недостаточностью требуемого стажа 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения в административных отпусках: <дата изъята> в средней школе №<адрес изъят>, с <дата изъята> по <дата изъята> в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <номер изъят> с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес изъят>, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в АНО СОШ «Международная академия образования» на основании постановления Правительства РФ от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...» при назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от <дата изъята>.
В стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», так как списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ <дата изъята><номер изъят>, наименование учреждения «академия образования» не предусмотрено. Кроме того, период работы не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кодом стажа на соответствующих видах работ, согласно ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от <дата изъята> стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в АНО СОШ «Международная академия образования», так как Приказ <номер изъят>н на основании части 5 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» позволяет реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в образовательных организациях для детей, наименования и уставы которых приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от <дата изъята> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с <дата изъята> и упразднил в рамках типа организаций их видовые наименования. Кроме того, период работы не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кодом стажа на соответствующих видах работ, согласно ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от <дата изъята> стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
В стаж на соответствующих видах работ не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя в МБОУ «Многопрофильная школа <номер изъят>» <адрес изъят> на основании постановления Правительства РФ от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.. . » при назначении досрочной страховой пенсии в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата изъята> № 400-ФЗ.
По решению УПФР на дату обращения стаж истицы для досрочной пенсии составлял 22 года 11 месяцев 3 дня.
Истцу рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от <дата изъята> №400-ФЗ, доработав недостающую продолжительность стажа на соответствующих работ 2 года 27 дней с учетом принятия Федерального закона от <дата изъята> №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», не ранее чем за месяц до возникновения права, либо по достижении общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно части 2 статьи 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата изъята>, в силу статей 4 часть 2 и 15 часть 1 Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3 Конституции РФ), то есть при ухудшении положения прав граждан на досрочную пенсию закон не должен иметь обратной силы.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ было принято Постановление от <дата изъята><номер изъят> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление <номер изъят>).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список <номер изъят>), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила <номер изъят>).
Согласно пункту 3 Постановления от <дата изъята> N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила <номер изъят>).
В силу пункта 4 Правил <номер изъят> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил <номер изъят> периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу абзаца второго пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ <дата изъята> N 516, и применяемых при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> N 665, указано, что в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем.
В Рекомендации Международной организации труда от <дата изъята> N 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды обучения являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации, периоды обучения приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, обучение, следовательно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя в МБОУ «Многопрофильная школа <номер изъят>» <адрес изъят>.
Кроме того, в специальный стаж, наряду с другими, ответчик не включил периоды работы истца с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Автономном некоммерческой организации средней общеобразовательной школы «Международная академия образования» поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. <номер изъят>, наименование учреждения «академия образования» не предусмотрено. Приказ <номер изъят>н на основании части 5 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» позволяет реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в образовательных организациях для детей, наименования и уставы которых приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от <дата изъята> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с <дата изъята> и упразднил в рамках типа организаций их видовые наименования. Кроме того, период работы не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кодом стажа на соответствующих видах работ, согласно ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
По данным трудовой книжки истца <дата изъята> Негосударственное образовательное учреждение «Международная Академия Образования» реорганизовано в форме преобразования в Автономную некоммерческую организацию «Средняя общеобразовательная школа «Международная Академия Образования».
<дата изъята>ФИО1 принята учителем начальных классов в НОУ «Международная Академия Образования» на основании приказа от <дата изъята> N 014.
Из материалов пенсионного дела следует, что с <дата изъята> по <дата изъята> истец работала учителем начальных классов в НОУ «Международная Академия Образования» в последствие реорганизованного в АНО «Средняя общеобразовательная школа «Международная Академия Образования».
<дата изъята>ФИО1 прошла аттестацию по должности учитель.
Как указано в письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от <дата изъята> N 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений» (действовавшего в спорный период времени), в условиях существующей вариативной системы образования, ее дифференциации в стране возникло большое количество различных типов и видов образовательных учреждений. Процесс их создания проходит порой стихийно, статус образовательных учреждений определяется самостоятельно каждым субъектом Российской Федерации. Новые виды образовательных учреждений часто возникают без наличия необходимых условий: программ, учебной литературы, соответствующей материальной базы, подготовленных кадров.
Далее в письме было указано, что в рассматриваемый период имело широкое распространение создание различного рода комплексов, объединений как единых юридических лиц, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и имеющих наименования "колледж", "академия", "учебно - педагогический комплекс", "детский сад - школа", "инновационный центр", "учебно - производственный комплекс", "школа - колледж", "коррекционно - образовательный комплекс", "учебно - воспитательный комплекс" и др., что не соответствует действующему законодательству.
Далее отмечалось, что в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступают многочисленные обращения работников образовательных учреждений, которым отказывают в назначении пенсий за выслугу лет из-за произвольного наименования образовательных учреждений.
В целях создания единого подхода к решению вопросов о наименовании образовательных учреждений и должностей работников в подведомственные учреждения и организации Министерством был направлен Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующий законодательству.
Согласно Уставу НОУ «Международная Академия Образования», указанное учреждение является некоммерческой организацией – негосударственным образовательным учреждением, реализующим образовательные программы, перечисленные в Уставе. Компетенция Академии определена действующим законодательством Закон РФ от <дата изъята><номер изъят> «Об образовании» (п.1.14 Устава). Академия приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предусмотренные законодательством РФ, с момента выдачи ей лицензии на основании заключения экспертной комиссии (п.1.18 Устава). С момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, у Академии возникает право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, право на заключение Академии в схему централизованного государственного финансирования (п. 1.19 Устава). К числу основной уставной деятельности Академии относится реализация программ начального общего образования и основного общего образования, среднего (полного) общего образования (пункт 2.4 Устава). Учебный план разрабатывается Академией на основе государственных образовательных стандартов (пункт 3.1.1 Устава).
<дата изъята> НОУ «Международная Академия Образования» бессрочно выдана Лицензия <номер изъят> на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
<дата изъята> НОУ «Международная Академия Образования» выдано Свидетельство о государственной аккредитации <номер изъят> по государственному статусу «общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа» по общеобразовательным программам начального общего образования и основного общего образования.
Учебный план НОУ «Международная Академия Образования» на 2011-2012 учебные год согласован с МКУ «Управление образования ИК МО <адрес изъят>», МКУ «Управление образования ИК МО <адрес изъят>» по Авиастроительному и <адрес изъят>м.
Согласно представленным в материалы дела документам выпускникам НОУ «Международная Академия Образования» и АНО «Средняя общеобразовательная школа «Международная Академия Образования» выдавались документы об образовании государственного образца.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в спорные периоды работы истца в НОУ «Международная Академия Образования» и АНО «Средняя общеобразовательная школа «Международная Академия Образования» ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в должности учитель начальных классов по государственным стандартам обучения в учреждении, имеющем соответствующие лицензию и аккредитацию на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования, выпускники которого получали документы об образовании государственного образца.
Наименование должности "учитель" предусмотрено списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от <дата изъята>. Предусматривалась данная должность и ранее действующим Списком, утвержденным Правительства Российской Федерации N 1067 от <дата изъята>.
Возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, времени работы в должности учителя в таких образовательных учреждениях, как школы всех наименований, прямо предусмотрена разделом 1.1 действующего Списка учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 781.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата изъята> N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата изъята> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных выше Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от <дата изъята> N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от <дата изъята> N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от <дата изъята> N 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от <дата изъята> N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от <дата изъята> N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от <дата изъята> N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный персонифицированный учет необходим для облегчения процедуры назначения пенсии застрахованным лицам, а, следовательно, отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его страховой стаж.
Кроме того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя. Пенсионный фонд в свою очередь обязан требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных работодателем.
Следовательно, отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтвержденные в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по причине ненадлежащее выполнения работодателем истицы своих обязанностей не может лишать последнюю права на включение этих периодов в ее специальный стаж.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периодов работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Автономном некоммерческой организации средней общеобразовательной школы «Международная академия образования».
Независимо от того, является ли педагогическое учреждение государственным, муниципальным, либо не является таковым, истицей осуществлялась педагогическая деятельность. Не включение в специальный стаж периодов работ в учреждениях, не являющихся государственными либо муниципальными, ставило бы истицу в неравное положение с лицами, осуществлявшими аналогичную трудовую деятельность в государственном либо муниципальном учреждении. Данное положение отражено и в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата изъята><номер изъят>-П, которым в числе прочих положения подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» признаны не соответствующим Конституции РФ, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством.
Учреждение, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, по своей направленности является образовательным учреждением, одна из основных целей и задач которого - реализация общеобразовательных программ образования различной направленности, и такое учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (т.е. 55 лет для женщин), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения <номер изъят> следует, что если у лица право на пенсию наступает в 2020 году, то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если у лица право на пенсию наступает в 2021 году, то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от <дата изъята> N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с <дата изъята> по <дата изъята> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <дата изъята>, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из вышеприведённых положений следует, что лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> № 400-ФЗ, у которого право на пенсию наступило в 2020 году, пенсия назначается через один год и шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
Таким образом, из смысла приведенных нормативных положений следует, что, начиная с 2019 года право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» считается отложенным и возникает при совокупности двух условий – наличия требуемого стажа на соответствующих видах работ и истечения упомянутого ранее периода ожидания.
Истица обратилась <дата изъята> в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР от <дата изъята> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием у истца необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости специального стажа работы 25 лет.
Вместе с тем, при включении в стаж работы ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Автономном некоммерческой организации средней общеобразовательной школы «Международная академия образования», периода нахождения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя в МБОУ «Многопрофильная школа <номер изъят>» <адрес изъят>, у истца образуется на дату обращения за назначением пенсии необходимый стаж 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата изъята> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В данном случае как на день обращения ФИО1 в пенсионный орган – <дата изъята>, так и на дату вынесения ответчиком решения об отказе в назначении истцу пенсии на льготных основаниях от <дата изъята>, предусмотренный действующим законодательством период ожидания, составляющий 1 год и 6 месяцев, не истек. На данное обстоятельство Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес изъят> прямо указало в оспариваемом решении, рекомендовав истцу обратиться за назначением пенсии не ранее, чем через 1 год и 6 месяцев после выработки 25 лет стажа педагогической деятельности, что в полной мере согласуется с действующим правовым регулированием.
Поданное <дата изъята> истцом ответчику заявление было рассмотрено с вынесением <дата изъята> решения об отказе в назначении страховой пенсии, которое в данной части является правомерным.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по <адрес изъят> о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчете трудового стажа и досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по <адрес изъят> включить в стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей периоды работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Негосударственном образовательном учреждении «Международная академия образования», с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя начальных классов в Автономном некоммерческой организации средней общеобразовательной школы «Международная академия образования», период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята> в должности учителя в МБОУ «Многопрофильная школа <номер изъят>» <адрес изъят>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд <адрес изъят> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись К.Ю. Казакова
Копия верна. Подлинник находится в гражданском деле <номер изъят>
Судья: К.Ю. Казакова
Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК РФ составлено <дата изъята>
Решение12.04.2022