ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6343/14 от 28.10.2014 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-6343/14

Решение

Именем Российской Федерации

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего - судьи Лукши Е.Н.,

при секретаре - Короленко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И Э.У об отмене решения органа ГИБДД об отказе в совершении регистрационных действий с автомобилем, возложении обязанности исключить из компьютерной базы данных отметку об аннулировании регистрации транспортного средства, отменить аннулирование паспорта транспортного средства, осуществить регистрационные действия с автомобилем,

установил:

И Э.У. обратился в суд с данным заявлением, указав о том, что является собственником автомобиля «<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МРЭО ГИБДД за производством регистрационных действий с транспортным средством. Вместе с тем, в связи с наличием запретов и ограничений на совершение регистрационных действий с принадлежащим ему автомобилем ему было отказано в предоставлении государственной услуги. Мотивом принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что по принадлежащему ему транспортному средству в <адрес> выявлен «двойник» автомобиля, что влечет аннулирование паспорта транспортного средства. Обратил внимание, что в указанной Республике была аннулирована регистрация именно «двойника» его автомобиля, а не принадлежащего ему транспортного средства. В этой связи считал указанное решение регистрирующего органа нарушающим его права на распоряжение транспортным средством, в связи с чем просил признать его незаконным, возложить на государственный орган обязанность исключить из базы данных отметку о наличии ограничений на автомобиль «<данные изъяты>, отменить аннулирование паспорта транспортного средства, осуществить регистрационные действия с автомобилем.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УГИБДД МВД по <адрес>.

В судебном заседании заявитель требования поддержал, настаивал на удовлетворении заявления.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 названного Кодекса предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что И Э.У. является собственником автомобиля <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области с заявлением на проведение регистрационных действий с автомобилем.

Вместе с тем, регистрирующий орган отказал ему в предоставлении государственной услуги по мотиву наличия запретов и ограничений, наложенных на указанный автомобиль в <адрес>.

Оценивая указанные действия государственного органа, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства выражающееся в особом правовом режиме источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно части 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке регистрации транспортных средств» не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия (абзац 2 пункта 51 Правил).

Из материалов дела видно, что первоначально автомобиль заявителя ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в ОГИБДД УМВД России по <адрес> как автомобиль <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ указанный автомобиль снят с регистрационного учета с выдачей ПТС .

ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на регистрационный учет в УГИБДД МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произведена замена двигателя и кузова автомобиля, ДД.ММ.ГГГГ он снят с регистрационного учета с выдачей <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ указанное транспортное средство поставлено на учет в МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области, ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи произведена его регистрация на И Э.У. с выдачей ПТС

ДД.ММ.ГГГГ в РЭГ ОГИБДД ОВД по <адрес> Республики Бурятия произведена регистрация автомобиля с номерами шасси и двигателя аналогичных автомобилю, принадлежащему И Э.У.

Указанные обстоятельства явились основанием для отказа заявителю в совершении регистрационных действий с принадлежащим ему транспортным средством.

Между тем, судом установлено, что автомобиль <данные изъяты>» был зарегистрирован в <адрес> на основании ПТС № , выданного на автомобиль <данные изъяты>», в связи с чем регистрационные действия с указанным автомобилем были признаны недействительными, регистрация была аннулирована, транспортное средство – снято с регистрационного учета.

Кроме того, автомобиль «<данные изъяты>», регистрация которого была аннулирована в <адрес>, по представленным доказательствам является автомобилем, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, тогда как транспортное средство заявителя – ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд полагает необходимым отметить, что по смыслу пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним при отсутствии данных о нахождении автомобиля заявителя в <адрес> аннулирование его регистрации на территории Сахалинской области могло быть произведено лишь по соответствующей информации, поступившей из органов ГИБДД Магаданской или <адрес>, где автомобиль действительно находился на регистрационном учете.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о незаконности совершения регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>, в материалах дела не имеется, принимая во внимание, что регистрационные действия были аннулированы с иным, нежели принадлежащим заявителю, автомобилем, суд признает решение МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области об отказе заявителю в совершении регистрационных действий с автомобилем незаконным, а требования заявителя в этой части – обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время, учитывая, что при рассмотрении заявления И Э.У. о регистрации транспортного средства административным органом не была дана оценка всем основаниям, влияющим на возможность осуществления регистрационных действий с автомобилем, суд с учетом положений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признавая обоснованными требования заявителя об оспаривании решения государственного органа, в целях восстановления нарушенного права, полагает необходимым возложить на государственный орган обязанность повторно рассмотреть по существу заявление И Э.У. в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для возложения обязанности осуществить регистрационные действия суд не усматривает.

Кроме того, поскольку ограничения были наложены и ПТС был аннулирован органом ГИБДД Республики Бурятия на иной, нежели принадлежащий заявителю, автомобиль, оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении обязанности на государственный орган исключить из компьютерной базы данных отметку об аннулировании регистрации транспортного средства, отменить аннулирование паспорта транспортного средства не имеется.

При таких данных требования И Э.У. суд признает частично обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление И Э.У об отмене решения органа ГИБДД об отказе в совершении регистрационных действий с автомобилем, возложении обязанности исключить из компьютерной базы данных отметку об аннулировании регистрации транспортного средства, отменить аннулирование паспорта транспортного средства, осуществить регистрационные действия с автомобилем удовлетворить частично.

Признать незаконным решение МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области об отказе в совершении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>, принадлежащим И Э.У..

Возложить обязанность на МРЭО ГИБДД УМВД России по Сахалинской области в лице УМВД России по Сахалинской области повторно рассмотреть заявление И Э.У. на совершение регистрационных действий с автомобилем «<данные изъяты>, принадлежащим И Э.У.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2014 года.

Председательствующий судья Е.Н. Лукша