Дело № 2-6349/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Бирюковой О.В.,
при секретаре Гисматуллиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным, обязании составить проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер, направленных на понуждение ИП ФИО1 как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда; Обязать ИП ФИО1 разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда; Обязать ИП ФИО1 осуществить государственную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда. В обоснование иска указывается, что прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения. ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № по условиям которого, ИП ФИО1 принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,07 га, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда. Согласно п. 5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет <данные изъяты> в год. Согласно п. 10 договора аренды, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка ТВ соответствии с условиями договора после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема – передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ответчиком, являющимся арендатором лесного участка, расположенного по адресу: Ульяновская <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере агропромышленного комплекса, управления пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области; в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области. При этом, как установлено в результате проведенной прокуратурой района проверки, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ИП ФИО1 до настоящего времени не понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов. Вместе с тем, использование лесного участка, а также не проведение противопожарных и санитарных мероприятий на нем, в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, что, в свою очередь может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске.
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области представителя для участия в рассмотрении дела не направило, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что он подготовил проект, отдал в Министерство на экспертизу. Экспертиза была отрицательная, но замечания были не значительные. Он исправил все замечания в течение нескольких дней и отдал исправленный проект в Министерство. Положительное заключение экспертизы он не получил, считал что это не нужно, поскольку орган который проводит экспертизу и арендодатель, это одно лицо.
Выслушав помощника прокурора, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоение лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Кроме того, согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, на основании проекта освоения лесов, обязаны предпринимать меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № по условиям которого, ИП ФИО1 принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,07 га, расположенный по адресу: Ульяновская <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда.
Согласно п. 5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет <данные изъяты> в год.
Согласно п. 10 договора аренды, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка ТВ соответствии с условиями договора после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема – передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вышеуказанный договор аренды прошел государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.
На момент рассмотрения дела ответчиком, являющимся арендатором лесных участков, не разработан проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ..
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере агропромышленного комплекса, управления пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области; в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не приняло меры для понуждения ответчика к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов, что свидетельствует о бездействии указанного ведомства
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК с ответчика ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 150,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Тереньгульского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившиеся в непринятии мер, направленных на понуждение Индивидуального предпринимателя ФИО1 как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда, незаконным.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 осуществить государственную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером №, категория земель – земли лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Бирюкова