ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6349/2015 от 25.12.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-6349/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2015 года г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «ВТБ 24» об истребовании документов,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ПАО «ВТБ 24» (далее – Банк) был заключен договор на сумму 104000 рублей. По условиям договора Банк открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец в свою очередь, обязался возвратить кредитору полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, в сроки и на условиях, определенных в кредитном договоре.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Банка была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, а именно: копия кредитного договора, копия приложения к кредитному договору, копия графика платежей и расширенной выписки по лицевому счету за весь период действия кредитного договора ввиду их отсутствия у заемщика (истца). Однако по сегодняшний день ответа на претензию не получила, запрашиваемые у ответчика документы получены не были.

Таким образом, самостоятельно, без помощи суда истец не имеет возможности получить данные документы. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Поскольку истец является потребителем банковских услуг и клиентом банка, то в силу прямого указания закона ей должна быть предоставлена информация о состоянии лицевого счета, так как, обращаясь в Банк с претензией, истец настаивал на получении таких сведений и их непредставление должно расцениваться как нарушение прав потребителя, предусмотренных российским законодательством. На основании изложенного, со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», п. 1 ст. 10 ГК РФ, просит обязать ПАО «ВТБ 24» предоставить копии документов по кредитному договору с приложением, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора по день подачи искового заявления в суд.

В судебном заседании истец участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в представленном ходатайстве в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 3).

В судебном заседании представитель ответчика Банка ВТБ 24 (ПАО) ФИО2 участия не принимала, извещена надлежаще. В представленном письменном возражении на исковое заявление просила отказать в удовлетворении иска. Указал, что при подписании кредита заемщик подтвердил, что экземпляры кредитного договора, Правил и иных документов истцом получены. Фактическое направление претензии представленными доказательствами, не подтверждено, копия уведомления, на которую ссылается истец в качестве доказательства отправки претензии, от кого направлена корреспонденция невозможно определить, соответственно факт отправки почтовой корреспонденции не доказан. Незаверенный реестр почтовых отправлений также не подтверждает факт отправки истцом претензии в адрес банка. Доказательств того, что ответчиком нарушено право истца на получение информации о задолженности, гарантированное положениями ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не имеется.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно ч. 1 ст. 857 ГК РФ Банк гарантирует <данные изъяты> банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую <данные изъяты>, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (ч. 2).

В силу ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют <данные изъяты> об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Как следует из материалов дела и заявления истца, между ним и ПАО «ВТБ 24» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 104000 рублей.

По условиям договора Банк открыл текущий счет (40), обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец в свою очередь, обязался возвратить кредитору полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, в сроки и на условиях, определенных в кредитном договоре.

В силу п. п. 1, 2 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то обстоятельство, что он обратился в Банк с претензией о выдаче ему копий документов, на что до настоящего времени ответа не получил. Ответчик не предоставил в ответ на его претензию копий документов, выписки по лицевому счету.

В обоснование такого утверждения истцом в материалы дела представлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) и реестр о ее отправке (л.д. 10), однако доказательств получения Банком направленной претензии истцом суду не представлено.

Из копии уведомления, на которую ссылается истец в качестве доказательства отправки претензии, не возможно определить от кого направлена корреспонденция (л.д.15).

В представленном отзыве Банк отрицает факт получения претензии истца.

На представленной истцом копии реестра стоит печать (также в копии) отделения связи <адрес>, в то время как истец проживает по <адрес> в <адрес>.

Достоверных данных о том, что истцом фактически направлялась представленная претензия в адрес ответчика, у суда не имеется. Не представлена также опись вложения почтовой корреспонденции, не указаны причины отправления претензии из <адрес>. По мнению суда, реестр почтовых отправлений не подтверждает факт получения претензии Банком.

Иных доказательств в обоснование иска истцом суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств обращения к ответчику, а также доказательств уклонения Банка от выдачи документов, равно как и доказательств того, что при заключении кредитного договора необходимая информация не была истцу предоставлена или в ее предоставлении было отказано.

При этом, суд обращает внимание, что истец запрашивал у Банка не информацию, предусмотренную положениями п. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», обеспечивающую возможность правильного выбора услуги применительно к кредитному договору, а требовал предоставить копии документов.

Истцом в исковом заявлении не указано на наличие каких-либо препятствий к получению лично или его представителем данной информации. Кроме того, истец не лишен возможности непосредственного обращения в отделение Банка по месту заключения договора за получением необходимых ему копий документов. Доказательств обращения по месту заключения договора, отказа в предоставлении документов, информации, истцом не представлено, в связи с чем, суд усматривает в действиях истца заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав в смысле п. 1 ст. 10 ГК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательном форме.

Судья Е.С.Марченко