ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-634/15 от 19.03.2015 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-634/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2015 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Крымских Т.В.,

при секретаре судебного заседания Захваткиной О.Б.,

с участием представителя истца Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - старшего помощника прокурора Гуриненко Н.Б.,

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» - ФИО1, действующей на основании письменной доверенности,

с извещением представителя ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», Главному Управлению Федеральной Службы Исполнения Наказания России по Пермскому краю, о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» в срок до <дата> оборудовать санитарные узлы (туалеты) всех камер ИК-2 в соответствии с международными нормами, а именно, обеспечить право осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности, отделив санитарные узлы (туалеты) от жилой части камер полностью, возложении обязанности на Главное Управление Федеральной Службы Исполнения Наказания России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности,

установил:

Истец Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Соликамский городской суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» в срок до <дата> оборудовать санитарные узлы (туалеты) всех камер ИК-2 в соответствии с международными нормами, а именно, обеспечить право осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности, отделив санитарные узлы (туалеты) от жилой части камер полностью, возложении обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что по результатам проведенной проверки исполнения уголовно-исполнительного законодательства администрацией ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, установлено, что администрацией учреждения допускаются нарушения международных требований по обеспечению прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности, поскольку, санитарные узлы (туалеты) отделены от жилой части камер перегородками высотой 1-1,5 метра, что не соответствует международным нормам и правилам.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Гуриненко Н.Б. на исковых требованиях настаивает. Пояснила, что во всех камерах и помещениях колонии имеются санузлы, которые расположены, как правило, обособленно, в углу, при входе в камеру. Рядом расположены камеры приточной вентиляции. Переоборудование системы вентиляции в помещениях технически невозможно. Санузлы отделены от общего помещения камер глухими перегородками высотой 1,2-1,5 метра, имеют запирающиеся двери, открывающиеся наружу, в санузлах соблюдаются санитарные нормы и правила, поддерживается чистота. Жалоб и заявлений от осужденных колонии на нарушение их прав в связи с необеспечением возможности приватного пользования санузлами, не поступало. Однако, полагает, что право на приватность нарушена, санузлы должны быть оборудованы в соответствии с международными норами и правилами.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» - ФИО1, действующая на основании письменной доверенности, возражала против исковых требований, представила письменное возражение на иск, суду пояснила, что нарушений действующего законодательства в действиях учреждения нет. Отсутствуют правовые обоснования иска. Все санузлы оборудованы в соответствии с п. 14.53 действующего приказа Министерства Юстиции РФ от <дата> года. Иных норм, в том числе, международных, регламентирующих оборудование санузлов в исправительных учреждениях, нет. Нарушений действующего законодательства и международных норм юридическим лицом не допущено. Отделение санузла перегородками от пола до потолка не позволит осуществлять учреждению его функцию по надзору за осужденными, поскольку, установка видеокамер в таких местах недопустима, что нарушит право осужденных на приватность. Только в 2015 году в колониях Пермского края зафиксировано два чрезвычайных происшествия – суицид и попытка суицида, которые были совершены лицами в местах, не доступных для камеры видеонаблюдения - в туалете со стенками до потолка камер СИЗО. Полагает, что изолирование санузлов посредством возведения перегородок до потолка нарушит право осужденных на безопасность, охрану жизни и здоровья. Жалоб и заявлений от осужденных колонии на нарушение их прав в связи с необеспечением возможности приватного пользования санузлами, не поступало. Просит в удовлетворении искового заявления отказать.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещались судом надлежащим образом, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражали против исковых требований, сослались на то, что ст. 15 и 17 Европейских пенитенциарных правил, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными не определяют порядок оборудования санитарных узлов (туалетов) в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Просит в удовлетворении искового заявления прокурора отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, изучив позицию прокурора, письменные возражения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Ч. 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По данной категории дел бремя доказывания распределяется на общих основаниях, т.е. именно на истца возлагается обязанность доказать факт нарушения ответчиками действующего законодательства и обязанность совершить те или иные действия.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статья 17 Конституции РФ декларирует, что

в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1).

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

Согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ч. 1 ст. 3 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (ч. 2).

Статья 4 УИК РФ указала, что федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Согласно ст. 8 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Статья 12 УИК РФ содержит основные права осужденных. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Положения данной нормы согласуются с положениями ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД», которая декларирует, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Из материалов дела следует, что ФКУ «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, что следует из устава учреждения (лд. ). В соответствии с Положением о ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (лд. ).

Из искового заявления следует, что при проведении Усольским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки в ФКУ «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» были выявлены нарушения в части материально-бытового обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия осужденных.

<дата> Усольским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ в связи с тем, что санитарные узлы (туалеты) отделены от жилой части камер перегородками высотой 1-1,5 метра, внесено представление об устранении нарушений международного и уголовно-исполнительного законодательства, причин и условий, им способствующих, о принятии мер по обеспечению прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности.

Согласно выписке из докладной записки по результатам проверки штрафных помещений ФКУ «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», выявлено, что во всех <данные изъяты> камерах, имеющихся в учреждении, санитарные узлы не соответствуют требованиям ст.ст. 99, 101 УИК РФ и нормам международного законодательства в части обеспечения права осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности, поскольку, санитарные узлы (туалеты) от жилой части камер не отделены полностью, а лишь перегородками высотой 1,2-1,5 метров, осужденные лишены возможности использования туалетов в уединении. Данная выписка послужила основанием обращения прокурора в Соликамский городской суд.

<дата> после рассмотрения данного представления в адрес Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальником учреждения направлен ответ, из которого следует, что санитарные узлы в камерах оборудованы согласно требованиям п. 14.53 Приказа Минюста РФ от <дата> года, в ходе проверки Европейской комиссии по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в ФКУ «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», которая проводилась в период с <дата> по <дата> был произведен осмотр помещений камерного типа, нарушений прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия и чистоты выявлено не было.

Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (приняты на 1 Конгрессе ООН, 1995 год), в которых изложены суждения о том, что обычно считается правильным в области обращения с заключенными, а так же Рекомендациям № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12.02.1987 года, помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать санитарным требованиям,.. в помещения, где живут и работают заключенные, санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Доступ к надлежащему туалетному оборудованию и поддержание удовлетворительных стандартов гигиены имеют первостепенное значение для поддержания у заключенных чувства собственного достоинства. Гуманная среда невозможна без легкого доступа к туалету или возможности поддерживать свое тело в чистоте.

Данные документы не определяются порядок оборудования санузлов в исправительных учреждениях.

На основании ст. 99 УИК РФ, которая определяет направления материально-бытового обеспечения осужденных, в том числе, создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий, материально-бытовое обеспечение лишенных свободы представляет собой совокупность нормативно установленных гарантий условий содержания осужденных. Для создания нормальных коммунально-бытовых условий в помещениях отряда оборудуются комната для хранения личных вещей, бытовая комната, сушилка, раздевалка, умывальник, туалет. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Камеры учреждений, исполняющих пожизненное лишение свободы, оборудованы санитарным узлом, отделенным от остального помещения специальным экраном, умывальником.

Статья 101 УИК РФ регламентирует медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, из п. 1.1 которой следует, что нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Согласно п. 14.53 Инструкции камеры следует оборудовать унитазами (напольными чашами) и умывальниками… В камерах на 2 и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной, допускается в камерах на 2 и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальники – за пределами кабины.

Суду прокурором не приведено в обоснование иска и не представлено доказательств того, что международными договорами установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ч. 4 ст. 3 УИК РФ).

Из материалов дела установлено, что в помещениях камерного типа ФКУ «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» установлены отдельные кабины санузлов с запирающимися дверьми, открывающимися наружу, которые отделены от жилой части помещений камер глухими перегородками высотой 1,2-1,5 метра от пола, что соответствует требованиям п. 14.53 Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, в санузлах соблюдается чистота, что не оспаривается сторонами. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных соблюдены.

Судом исследован представленный ответчиком фотоматериал с изображением внутренних помещений камер, туалетной зоны.

Представитель истца не отрицала довода представителя ответчика, который изложен так же в письме от <дата> года, о том, что период с <дата> по <дата> Европейской комиссии по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в ФКУ «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», была произведена проверка условий содержания осужденных, в ходе которой произведен осмотр помещений камерного типа, в ходе проверки нарушений прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия и чистоты не выявлено.

Из пояснений представителя истца и представителя ответчика установлено, и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что ни единичных, ни массовых обращений осужденных, содержащихся в данной колонии, о нарушении права на приватное пользование санузлами ни в органы прокуратуры, ни на имя начальника учреждения не поступало.

Нарушений ст. 99, 101 УИК РФ, ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД», положений Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Рекомендаций № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12.02.1987 года судом не усмотрено.

Ссылки истца на судебные решения Европейского суда по правам человека, вынесенные по конкретным делам, не могут быть положены в основу судебного решения по настоящему иску, поскольку, из пояснений представителя истца и представителя ответчика установлено, что лица, инициировавшие жалобы в Европейский суд по правам человека, по которым вынесены приведенные в иске решения, содержались в иных учреждениях уголовно-исполнительной системы, решения вынесены по иным обстоятельствам.

При этом, необходимо учитывать, что Европейским судом по правам человека выносились суждения, отличные от приведенных в иске.

Так, Европейский суд по правам человека, Первая секция, (Дело ФИО12 против РФ) (Жалоба ) (<...>, <дата>) в п. постановления указал, что камеры в учреждении были оборудованы санузлами, отгороженными от остального пространства перегородкой, что позволяло заключенным отправлять естественные потребности с достаточной степенью приватности.

При рассмотрении дела установлено, что доступ к надлежащему туалетному оборудованию и поддержание удовлетворительных стандартов гигиены для осужденных, содержащихся в учреждении, не ограничен.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истец не доказал своего довода о том, что право осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности нарушено.

Истцом не представлено доказательств того, что осужденные, пользующиеся санузлом, с учетом высоты перегородок кабин, того, что перегородки являются глухими, а так же наличия в кабинах запирающихся дверей, лишены уединения, вынуждены находиться на виду у сокамерников, и сотрудников колонии, истцом не представлено доказательств открытости туалетной зоны.

Кроме того, прокурор фактически в исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела не обосновал предъявленные к ответчикам исковые требования.

Представление прокурора не может быть расценено в качестве доказательства обязанности администрации колонии возвести перегородки туалетных кабин выше, чем это предусмотрено действующими нормативными актами, так же и в связи с тем, что к иску не приложены документы, послужившие основанием для вынесения данного представления.

Вместе с тем, из сообщения старшего психолога службы ОППСРО ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО10 от <дата> следует, что в течение первых месяцев 2015 года в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю допущены 2 чрезвычайных происшествия в виде суицида подследственного в СИЗО и попытки суицида подследственного в СИЗО, совершенных в местах, не доступных для камеры видеонаблюдения (туалете со стенками до потолка камер СИЗО).

Статья 1 УИК РФ установила, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет одной из своих целей предупреждение совершения новых преступлений осужденными (ч. 1).

Положениями ст. 82 УИК РФ, разъяснено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Анализ данных правовых норм с учетом выше изложенных обстоятельств дела, позволяет сделать вывод о том, что социальные возможности для реализации в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными, отсутствуют, поскольку, возведение перегородок кабин санузлов высотой от пола до потолка не обеспечит постоянный надзор за осужденными, их личную безопасность, исполнение возложенных на учреждение обязанностей по обеспечению правопорядка и законности в камерах.

Доказательств обратного суду не представлено.

Ответчик не представил допустимых и достаточных доказательств того, что в учреждении не соблюдаются права осужденных в части возможности использования ими санузлов в условиях достаточной степени приватности, что действия колонии в указанной части являются незаконными, и на учреждение необходимо возложить обязанность по оборудованию санузлов в виде изолированного обособленного помещения.

Нарушений норм действующего Российского законодательства и международного права в части обустройства кабин санузлов в помещениях камерного типа колонии в действиях ответчиков судом не усмотрено.

В связи с изложенным, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Дело рассмотрено на основании представленных сторонами доказательств, по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», Главному Управлению Федеральной Службы Исполнения Наказания России по Пермскому краю о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждения № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» в срок до <дата> оборудовать санитарные узлы (туалеты) всех камер ИК-2 в соответствии с международными нормами, а именно, обеспечить право осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности, отделив санитарные узлы (туалеты) от жилой части камер полностью, возложении обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением прав осужденных на приватное пользование санитарными установками в условиях приличия, чистоты и пристойности оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. 24.03.2015 года.

Судья Т.В. Крымских.