ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-634/2016 от 21.04.2016 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2-634/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Юхниной О.С.,

при секретаре судебного заседания Семёновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2016 года в городе Усинск Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к СНБ о возложении обязанности отменить приостановку операций по расчетному счету, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что осуществляет адвокатскую деятельность, в связи с чем, у него открыт расчетный счет в СНБ.дд.мм.гггг. представители Банка ему сообщили, что его расчетный счет заблокирован. При личном обращении ему было разъяснено, что в соответствии с законодательством о легализации доходов, ему необходимо представить в кредитную организацию налоговую декларацию, доверенность на проверку его счетов в других банках с правом предоставления этих сведений третьим лицам. Считает действия ответчика незаконными, нарушающими его права, поскольку он выступает в данном случае в качестве потребителя. Просил обязать ответчика отменить приостановку операций по расчетному счету, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере ... руб.

В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивал. Пояснял, что требовать у него налоговую декларацию и доверенность на передачу сведений о нем третьим лицам Банк не имел права.

Представители ответчика по доверенности ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требований. Поясняли, что действия банка были продиктованы предписаниями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Без получения установленных законом и нормативными актами ЦБ РФ сведений о клиенте Банк не вправе был совершать расходные операции по расчетному счету истца. Срок обновления сведений подошел к концу еще дд.мм.гггг. (ежегодный). Поддержали доводы письменного отзыва.

Суд, заслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) урегулированы отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст.2).

Данный нормативный правовой акт содержит такое понятие как идентификация, которая представляет собой совокупность мероприятий по установлению определенных Законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий (ст.3).

При этом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 ст.7), установив следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Кроме того, такая организация обязана обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе, сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Отказ от выполнения операций в соответствии с указанными обстоятельствами не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров (ст.7).

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст.13).

Таким образом, Законом прямо предусмотрена обязанность Банка по идентификации своих клиентов при совершении ими операций по счету, в том числе, в соответствии с принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, обновлять сведения о клиенте, необходимые для идентификации, а также приостанавливать расходные операции до предоставления клиентом документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с нормами Закона.

Банком России 15.10.2015 утверждено "Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" N 499-П, согласно которому, кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое или юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Кредитная организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень (уровень) риска клиента в соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Кредитная организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в сроки, установленные Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, а также обновлять оценку степени (уровня) риска клиента в сроки, установленные Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ для обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиента, а также обновление оценки степени (уровня) риска клиента осуществляются в отношении клиентов, находящихся на обслуживании в кредитной организации на момент наступления у кредитной организации обязанности по обновлению соответствующих сведений, оценки степени (уровня) риска клиента.

При обращении клиента в кредитную организацию для проведения операции обновление сведений об указанном клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.

Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, повторную упрощенную идентификацию клиента - физического лица при наличии в совокупности условий, указанных в Положении.

Таким образом, Банк до проведения расходной операции обязан убедиться, что сведения о клиенте обновлены в сроки, указанные в Законе. При этом банк вправе не проводить идентификацию только в случаях, указанных в Положении.

Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, приведенные в приложении 3 к настоящему Положению, фиксируются кредитной организацией в анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленный на бумажном и (или) электронном носителе. Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. По усмотрению кредитной организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

В Приложении №2 к Положению перечислены сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов - юридических лиц и выгодоприобретателей - юридических лиц.

К сведениям (документам), получаемым в целях идентификации индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой отнесены, среди прочего, сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде); и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом; и (или) сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию; и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах; и (или) данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети "Интернет" на сайтах российских национальных рейтинговых агентств и международных рейтинговых агентств.

Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет количество и виды документов из числа указанных в настоящем подпункте, которые используются кредитной организацией в целях определения финансового положения клиента.

Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме) о юридическом лице других клиентов данной кредитной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме) от других кредитных организаций, в которых юридическое лицо ранее находилось на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица).

Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы кредитной организацией в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в абзаце первом настоящего подпункта.

Из возражений на исковое заявление следует, что истец дд.мм.гггг. обратился в Банк для совершении операции по счету, не имея при себе документа, удостоверяющего личность (паспорта). Сотрудником Банка ему было предложено предоставить такой документ, а также иные документы, необходимые для проведения процедуры обновления сведений о клиенте.

Данные обстоятельства истец не оспаривал. Пояснял, что вместо паспорта им было предъявлено удостоверение адвоката, являющееся, по его мнению, документом, удостоверяющим личность.

В дальнейшем истец обратился в Банк с письменным заявлением, в котором он просил разъяснить, в связи с чем он не может совершать операции по расчетному счету.

дд.мм.гггг. Банком ему был направлен письменный ответ ( от дд.мм.гггг.), в котором были даны разъяснения об обязанности кредитной организации проводить идентификацию клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в связи с чем ему необходимо представить в Банк анкету клиента (указано, где истец может получить бланк для заполнения), сведения о финансовом положении; паспорт; согласие на обработку персональных данных; сведения о деловой репутации; расписку о принадлежности или непринадлежности к публичным должностным лицам, форму самосертификации (указано, где истец может получить бланки для заполнения). Направление письма истцу подтверждается копией почтовой квитанции.

дд.мм.гггг.ФИО1 было вновь направлено аналогичное письмо ( от дд.мм.гггг.), полученное истцом дд.мм.гггг..

Представители ответчика в судебном заседании поясняли, что включение в состав документации для идентификации расписки о принадлежности или непринадлежности к публичным должностным лицам и формы самосертификации предусмотрено внутренними актами Банка. Доказательств существования такого акта не представили.

Однако истец оспаривал требование о предоставлении им в Банк налоговой декларации и доверенности на право передачи сведений о нем третьим лицам.

Налоговая декларация в качестве документа о финансовом положении клиента прямо предусмотрена в Положении №499-П, как и сведения о деловой репутации, а также паспорт (Приложение, в соответствии с которым документами, удостоверяющими личность, для граждан Российской Федерации являются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации в возрасте до 14 лет);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта гражданина Российской Федерации).

Таким образом, удостоверение адвоката к таким документам не относится.

Кроме того, в ходе осуществления идентификации клиента кредитной организацией производится получение, обработка, хранение персональных данных гражданина, а также их дальнейшая передача уполномоченному органу в сфере надзора за соблюдением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Получение же у гражданина согласия на обработку персональных данных, в том числе, на их хранение и передачу, ошибочно принятое истцом за доверенность, предусмотрено федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

На основании вышеизложенного, суд не находит иск подлежащим удовлетворению, поскольку законодательно подтверждена обязанность банка требовать у клиента часть документов, указанных в письмах от дд.мм.гггг. и от дд.мм.гггг., и ограничивать операции по расчетному счету гражданина до их предоставления.

Истец ошибочно полагает, что на его отношения с Банком распространяется законодательство о защите прав потребителей, поскольку расчетный счет ему был открыт, в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а не для личных и семейных нужд.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со ст.151 ГК РФ суд также не установил.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к СНБ о возложении обязанности отменить приостановку операций по расчетному счету, взыскании компенсации морального вреда отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усинский городской суд.

Председательствующий - О.С. Юхнина

Мотивированное решение составлено 26 апреля 2016 года

Председательствующий - О.С. Юхнина