ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-634/2021 от 18.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД:59RS0004-01-2020-009598-43

Дело № 2-634/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2021 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.И.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Ченцовой Ю.П., действующей на основании удостоверения,

представителя ответчиков администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Костаревой М.А., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении обязанностей,

установил:

прокурор Ленинского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении на администрацию г. Перми обязанности обратиться в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу, в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного транзитного участка тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>; о возложении на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный транзитный участок тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что тепловая сеть от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>, является бесхозной, в чьей-либо собственности не находится. Администрацией Ленинского района г. Перми, департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми предоставлена информация о том, что в 2020 году в отношении указанного транзитного участка тепловой сети, проведена процедура определения собственника для последующей передачи ее в муниципальную собственность в соответствии с «Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйственного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми», утв. Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130. По результатам проведенной процедуры получено заключение о нецелесообразности приема теплосети в муниципальную собственность г. Перми. Бездействие администрации г. Перми в связи с непринятием в муниципальную собственность бесхозяйной транзитной сети и бездействие департамента жилищно-коммунального хозяйства, являющегося функциональным органом администрации г. Перми, по определению специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозную транзитную тепловую сеть, может привести к неблагоприятным последствиям в случае порыва на сети, кроме того, сеть не будет подготовлена к очередному отопительному сезону.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить, поскольку спорный участок сетей в собственности не находятся, обслуживающая организация не определена. Из представленных письменных возражений на отзыв ответчиков следует, что истец с доводами ответчиков о том, что надлежащим ответчиком по иску является администрация Ленинского района г. Перми считает необоснованными на нормах действующего законодательства, поскольку администрация Ленинского района г. Перми не входит в структуру органов местного самоуправления Пермского городского округа как самостоятельная единица, является территориальным структурным подразделением администрации г. Перми. Кроме того, администрацией Ленинского района г. Перми выполнены все требования предусмотренные Регламентом.

Представитель ответчиков – администрации г. Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласна, поскольку с заявлением о принятии бесхозных сетей необходимо возложить на администрацию Ленинского района г. Перми. Спорный участок не обслуживает жилой фонд, обеспечивает теплоснабжение административного здания. Обслуживание, ремонт тепловых сетей возлагается на организацию, которая эксплуатирует эту сеть. Из представленного ранее письменного отзыва следует, что обеспечение постановки бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет в течение 90 дней осуществляет территориальный орган администрации г. Перми, на территории которого расположен объект бесхозяйственного недвижимого имущества – администрации Ленинского района г. Перми, поэтому надлежащим ответчикам по заявленным требованиям является администрация Ленинского района г. Перми. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ри департаментом жилищно-коммунального хозяйства прием тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>, признан нецелесообразным. Приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы теплоснабжения в административных границах г. Перми на период до 2035 года (актуализация на 2021 год)» утверждена схема теплоснабжения. Указанной схемой ООО «ПСК» определена единой теплоснабжающей организацией в зоне действия <Адрес>, обязано обеспечить теплоснабжение всем потребителям тепловой энергии в зоне ее ответственности. Осуществление технического обслуживания и ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии возложено на эксплуатирующую организацию.

Ранее в предварительном судебном заседании представитель третьего лица ООО «УК «Качество жизни» в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, дополнительно пояснила, что жилой <Адрес> обслуживается ООО «УК «Качество жизни». Спорный участок транзитных сетей никем не обслуживается. Управляющая компания обращалась ранее в прокуратуру для инициирования процедуры балансодержателя. Считают, что необходимо определить организацию, которая будет обслуживать спорный участок сети, поскольку в связи с аварийными ситуациями на данном участке, происходят отключение водоснабжения, в связи с чем нарушаются права жильцов.

Администрация Ленинского района г. Перми представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

Выслушав представителей истца, представителяответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований.

Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

В соответствии с п. 4.3 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п. 27 ст. 2 Федерального закона от от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ).

Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п.3.2.6.9 Типового положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, администрация района проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми (далее - бесхозяйный объект) и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.

В соответствии с п. 2.2 Регламента результатом взаимодействия функциональных и территориальных органов является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - уполномоченный орган), и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.

Кроме того, Регламентом предусмотрено, что Территориальный орган администрации г. Перми (п. 3.2.2)в течение 3 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа от права собственности физического или юридического лица на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а в случае еслиобъект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, относится к объектам газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерно-технического обеспечения), дополнительно - в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с объектом инженерно-технического обеспечения (далее - специализированная организация).

Совместное обследование объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.

По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект (наименование, местоположение, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии). Для объектов инженерно-технического обеспечения дополнительно:

в акте осмотра технического состояния объекта устанавливается организация, сети которой непосредственно соединены с объектами инженерно-технического обеспечения;

составляется схема объекта в масштабе не менее 1:1000.

Акт осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется и подписывается всеми участниками осмотра в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра.

Пунктом 3.2.3 Регламента установлено, что в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:

документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрировано;

документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества;документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.

Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

После поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган документы для получения заключения предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 Регламента, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию) (п. 3.2.4 Регламента).

В течение 90 дней с даты получения положительного заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него (п. 3.2.5 Регламента).

Функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта в течение 7 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и департамент заключение о (об): обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект (п. 3.3.1 Регламента).

Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 Регламента:

в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, направляет для подписания гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ), подписанный передаточный акт на эксплуатацию указанных объектов до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством;

Согласно положениямп. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента об определении теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 3.4.2 Регламента).

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

В соответствии с п. 1.1 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - Департамент) является функциональным органом администрации города Перми.

В соответствии с п. 3.1.15 Положения, департамент обеспечивает содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.

В судебном заседании установлено, что тепловая сеть от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> в чьей-либо собственности не находятся (л.д. 15, 33).

Из письма ПМУП «Городское коммунальное и тепловой хозяйство» следует, что тепловая сеть от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> в хозяйственном ведении не числится, на балансе не состоит (л.д. 17, 35).

Из письма ООО «Пермская сетевая компания» следует, что тепловая сеть от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> им не принадлежит (л.д. 25-26, 41-42).

Из письма департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что тепловая сеть по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> в реестре муниципального имущества г. Перми не числится (л.д. 23, 39).

Из письма Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> № ГУ31-02-1-25исх-312 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что тепловая сеть по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> края не учитывается (л.д. 19, 36).

Из сообщения Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что тепловая сеть от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества отсутствуют (л.д. 16, 34).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ленинского района г. Перми проведен осмотр тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>, по результатам которого, установлено, что в подвале жилого дома проходит транзитный трубопровод отопления, материал – сталь, изоляция частичная (л.д. 24, 40).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Ленинского района г. Перми обратилась в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми с просьбой подготовить заключение о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры: тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> (л.д. 13, 32).

Из сообщения Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми -ри от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прием выявленного бесхозяйного объекта, тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>, в муниципальную собственность г. Перми нецелесообразно, поскольку рассматриваемая транзитная сеть работает только на здание Управления Министерства Юстиции РФ по <Адрес>, и жилой фонд не обслуживает (л.д. 27, 31, 65).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Качество жизни» обращалось в администрацию Ленинского района г. Перми, ООО «Пермская сетевая компания» Управление Министерства юстиции РФ в Пермском крае с просьбой сообщить кто является балансодержателем тепловой сети по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> (л.д. 21, 22, 37, 38).

ДД.ММ.ГГГГ протоколом рабочего собрания принято решение о том, что администрация Ленинского района г. Перми направит в прокуратуру района документы, предусмотренные постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, для решения вопроса о приеме теплосети, проходящей транзитом по подвалу жилого дома по <Адрес> на здание по <Адрес>, в муниципальную собственность г. Перми и определения специализированнойорганизации для содержания указанного объекта до признания права муниципальной собственности в судебном порядке; ООО «УК «Качество жизни» направит обращение в прокуратуру района об обязании администрации г. Перми обратиться в органы регистрационного учета с заявлением о постановке указанной тепловой сети на учет в качестве бесхозного объекта и определения специализированной организации для ее содержания (л.д. 6-10).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Ленинского района в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, администрации ленинского района г. Перми обратилась с требованием о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ информации о принятом решении по вопросу о целесообразности приема бесхозяйных инженерных сетей в муниципальную собственность (л.д. 11).

Согласно письму администрации Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ проведена процедура выявления тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> в качестве бесхозяйного объекта. Получено заключение о нецелесообразности приема указанного объекта в муниципальную собственность г. Перми (л.д. 12).

Из письма департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что тепловая сеть по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес> в реестре муниципального имущества г. Перми не числится (л.д. 64).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорный участок тепловой сети являетсябесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в ЕГРН сведений о правообладателе не имеется, сведений о том, что данный объект значится в реестре муниципальной собственности суду также не представлено. Отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Доводы ответчиков о том, что спорные сети являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих в жилые дома соответствующий ресурс, а также являются единым недвижимым комплексом, основаны на неверном толковании действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Факт того, что спорный участок сети является бесхозяйным, не опровергнут, а факт использования сети поставщиком соответствующего ресурса ООО «Пермская сетевая компания» не является достаточным основанием для признания сети принадлежащим ему либо лицам, для обслуживания которых данный участок сети служит.

Доводы о том, что надлежащим ответчиком является администрация Ленинского района г. Пермиоснованы на неверном толковании действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Территориальные органы администрации г. Перми, а именно администрации районов г. Перми, как самостоятельные единицы в структуру органов местного самоуправления Пермского городского округа не входят, являются структурными подразделениями администрации г. Перми.

Администрацией Ленинского района г. Перми проведенапроцедураопределения собственника для последующей передачи в муниципальнуюсобственность в соответствии с Регламентом. По результатам проведенной процедуры полученозаключение о нецелесообразности приема теплосети в муниципальнуюсобственность города Перми. В связи с принятием такого решения территориальный орган – администрация Ленинского района г. Перми прекратил работу по сбору документов для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного, таким образом, исполнив свои обязанности, предусмотренные Регламентом.

Таким образом, принимая во внимание, что орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него обязанность и не принимает необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет, а также счел данные действия нецелесообразными, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагает необходимым возложить на администрацию г. Перми обязанность в порядке, установленном п.3 ст.225 ГК РФ, обратиться сзаявлениемпо постановке на учет спорных объектов в органе, осуществляющем государственнуюрегистрацию права на недвижимое имущество.

Принимая во внимание нормы Регламента и Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, суд считает, что обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные транзитные сети, следует возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, как уполномоченный функциональный орган администрации г. Перми.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения обязанностей разумным и с учетом отсутствия доказательств обратного признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.

Довод представителя ответчиков о том, что по второму требованию о возложении обязанности определить специализированную организацию по обслуживанию теплосети также должен быть установлен срок исполнения, суд находит несостоятельным.

Решение исполняется по правилам ст. 210 ГПК РФ, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию города Перми обязанность в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного транзитного участка тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>.

Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный транзитный участок тепловой сети от жилого дома по <Адрес>, включая транзитный участок по подвалу дома до здания по <Адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021

Подлинно решение вшито в материалы гражданского дела № 2- 634/2021

Ленинского районного суда г. Перми