ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-634/2022 от 22.03.2022 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-634/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года Озерский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Никитиной Л.А., с участием помощника прокурора Охотниковой А.В., истца Хуснитдиновой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области в интересах Хуснитдиновой НГ, Хуснитдиновой НГ к Министерству здравоохранения Челябинской области, Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Озерска, действуя в защиту интересов Хуснитдиновой Н.Г. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Челябинской области, Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что прокуратурой ЗАТО г. Озерска проведена проверка в ходе, которой установлено что Хуснитдинова Н.Г. является инвалидом третьей группы в связи с имеющимся у нее заболеванием : <>. 14.10.2021 проведена медико-социальная экспертиза Хуснитдиновой Н.Г., заявителю установлена инвалидность третьей группы сроком на 6 месяцев с 01.11.2021 по 01.05.2022. Хуснитдиновой Н.Г. 14.10.2021 выдана справка МСЭ серия МСЭ -2020 .В этой связи, Хуснитдинова Н.Г. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение по федеральной льготе. Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» от 01.04.2021 Хуснитдиновой Н.Г. назначено лечение: <>). В соответствии с результатами осмотра врача – гастроэнтеролога ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» от 02.08.2021 Хуснитдиновой Н.Г. назначено лечение: <>). В рамках проведенной проверки, по информации, представленной Бюро медико – социальной экспертизы смешанного профиля № 71 Главное бюро МСЭ ФМБА Росии сведениям установлено, что информация о переосвидетельствовании Хуснитдиновой Н.Г. выгружена ФКУ ГБ МСЭ ФМБА России 14.10.2021 в 17.39 (время московское) в Федеральный реестр инвалидов. По информации, представленной ГУ – ОПФР по Челябинской области установлено, что информация о переосвидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ ФМБА России» Бюро медико – социальной экспертизы 71 (смешанного профиля) Хуснитдиновой Н.Г. поступила в распоряжение территориального органа ПФР в г. Озерске 14.10.2021 из Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», 18.10.2021 сведения о Хуснитдиновой Н.Г. включены в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Вместе с тем, в соответствии с представленным Хуснитдиновой Н.Г. уведомлением территориального отдела ОГАУ «МФЦ Челябинской области» в Озерском городском округе от 13.12.2021, сведения о Хуснитдиновой Н.Г. в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, отсутствуют, что также подтверждается ответом ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России на требование прокурора. Так, по информации, представленной ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России на требование прокурора, установлено, что 15.10.2021 у пациентки на руках была новая справка об инвалидности. Обратившись в Управление пенсионного фонда в городе Озерске Хуснитдинова Н.Г. не получила выписку по постановке на учет как федеральный льготник после очередного переосвидетельствования. Также в ноябре 2021года в МФЦ Хуснитдиновой Н.Г. была выдана справка, что она не является получателем соцуслуг в настоящее время. Пациентка была вынуждена звонить в Министерство здравоохранения Челябинской области, так как лекарственные препараты в ноябре 2021 года были не доступны к выписке в программе ОНЛС не было сведений о пациентке. Только 27.12.2021 года были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты (<>). Учитывая необходимость постоянного измерения уровня глюкозы в крови и жизненную необходимость употребления вышеуказанных лекарственных препаратов, а также в связи с тем, что Хуснитдиновой Н.Г. своевременно не предоставлены лекарственные препараты и тест – полоски в необходимом объеме, Хуснитдинова Н.Г. в ноябре 2021 – декабре 2021 года вынуждена самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия и лекарственные препараты за счет собственных средств, в связи с чем, понесла расходы в размере 4550 рублей, что подтверждается соответствующими платежными документами. Кроме того, в связи с несвоевременным обеспечением истца вышеуказанными лекарственными препаратами она обращалась в различные органы и организации с заявлениями о нарушении ее права на своевременное лекарственное обеспечение, однако нарушение сроков выдачи лекарственных препаратов Хуснитдиновой Н.Г. продолжалось, в связи с чем, последняя испытала физические страдания и нравственные переживания в связи с опасностью прогрессирования заболевания по причине несвоевременного получения лекарственных средств.

Прокурор просил суд: признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Челябинской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по включению сведений о Хуснитдиновой Н.Г. в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания; признать незаконным бездействие Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению предоставления сведений в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания; взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Челябинской области, Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Хуснитдиновой Н.Г. расходы на приобретение тест – полосок для измерения уровня глюкозы в крови, лекарственные препараты: «<>» в размере 4550 рублей. Взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Челябинской области, Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Хуснитдиновой Н.Г. компенсацию причиненного морального вреда в размере 10000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Озёрск Охотникова А.В. на удовлетворении иска настаивала, пояснила аналогично доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Хуснитдинова Н.Г.в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен (л.д. 47).

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 46), направил в материалы дела отзыв (л.д. 48-49). Указал, что информация о переосвидетельствовании в ФКУ «КБ МСЭ ФМБА России» Бюро медико-социальной экспертизы № 71 (смешанного профиля) в отношении Хуснитдиновой Н.Г. поступила в распоряжение территориального органа ПФР в г. Озерске из Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» 14.10.2021г. Одновременно с продлением выплаты ежемесячной денежной выплаты сведения о Хуснитдиновой Н.Г. 18.10.2021г. были включены в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Полагает, что со стороны ОПФР по Челябинской области были предприняты все возможные меры для своевременного отражения в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленные требования частично.

Согласно ч. 1 статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2, 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2004 N 143 «Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1656 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации» установлено, что орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 44.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ведение региональных сегментов Федерального регистра осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Частью 14 названной статьи регламентировано, что стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставленияи кратности применения:

1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента. Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В Приложении № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и перечень таких лекарственных средств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, которым предусмотрены: иглыинсулиновые (игла для автоинъекций), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (глюкоза ИВД, реагент), шприц-ручка (автоинъектор, используемый со сменным картриджем, механический), инфузионные наборы к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве», а также Распоряжения Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» ЗАТО г.Озерск входит в состав территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико- биологическим агентством.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении заболевание является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Постановления Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 N 383 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства здравоохранения Челябинской области» Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организует обеспечение населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 26.12.2007 N 272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета» лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по Министерству здравоохранения Челябинской области.

Министерство здравоохранения Челябинской области образовано в соответствии со ст. 72 Устава (Основного закона) Челябинской области 25.05.2006 N 22-30, является органом исполнительной власти Челябинской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Министерство здравоохранения Челябинской области в пределах предоставленных полномочий постановлением Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 N 383 (ст. 7)

Согласно постановлению министерство здравоохранения Челябинской области защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в порядке, установленном законодательством; разрабатывает и реализует областные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение и другое.

Бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Хуснитдинова Н.Г. является инвалидом 3 группы с 30.10.2018 г., выставлен диагноз: <> (л.д. 15-17).

14.10.2021 проведена медико-социальная экспертиза Хуснитдиновой Н.Г., заявителю установлена инвалидность третьей группы сроком на 6 месяцев с 01.11.2021 по 01.05.2022. Хуснитдиновой Н.Г. 14.10.2021 выдана справка МСЭ серия МСЭ -2020 (л.д. 39).

Таким образом, Хуснитдинова Н.Г. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение по федеральной льготе.

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» от 01.04.2021 Хуснитдиновой Н.Г. назначено лечение: <>) (л.д. 15-17).

В соответствии с результатами осмотра врача – гастроэнтеролога ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» от 02.08.2021 Хуснитдиновой Н.Г. назначено лечение: <>

В рамках проведенной прокурором проверки, по информации, представленной Бюро медико – социальной экспертизы смешанного профиля № 71 Главное бюро МСЭ ФМБА Росии сведениям установлено, что информация о переосвидетельствовании Хуснитдиновой Н.Г. выгружена ФКУ ГБ МСЭ ФМБА России 14.10.2021 в Федеральный реестр инвалидов (л.д. 18-19).

По информации, представленной ГУ – ОПФР по Челябинской области установлено, что информация о переосвидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ ФМБА России» Бюро медико – социальной экспертизы 71 (смешанного профиля) Хуснитдиновой Н.Г. поступила в распоряжение территориального органа ПФР в г. Озерске 14.10.2021 из Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», 18.10.2021 сведения о Хуснитдиновой Н.Г. включены в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Вместе с тем, в соответствии с представленным Хуснитдиновой Н.Г. уведомлением территориального отдела ОГАУ «МФЦ Челябинской области» в Озерском городском округе от 13.12.2021, сведения о Хуснитдиновой Н.Г. в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на 13.12.2021г., отсутствовали (л.д. 51).

По информации, представленной ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России на требование прокурора, установлено, что 15.10.2021 у пациентки на руках была новая справка об инвалидности. Обратившись в Управление пенсионного фонда в городе Озерске Хуснитдинова Н.Г. не получила выписку по постановке на учет как федеральный льготник после очередного переосвидетельствования. Также в ноябре 2021года в МФЦ Хуснитдиновой Н.Г. была выдана справка, что она не является получателем соцуслуг в настоящее время. Пациентка была вынуждена звонить в Министрество здравоохранения Челябинской области 3, так как лекарственные препараты в ноябре 2021 года были не доступны к выписке в программе ОНЛС не было сведений о пациентке (л.д. 15-17). 27.12.2021 года были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты (<>) (л.д. 17).

Таким образом, из материалов дела судом установлено, что на момент рассмотрения дела судом, сведения о Хуснитдиновой Н.Г. включены в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в связи с чем, признавать незаконным бездействие Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области у суда отсутствуют. По этим же основаниям суд отказывает в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Челябинской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по включению сведения о Хуснитдиновой Н.Г. в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.

Из материалов дела установлено, что Хуснитдинова Н.Г. в ноябре 2021 – декабре 2021 года вынуждена была самостоятельно приобретать медицинские изделия и лекарственные препараты за счет собственных средств, в связи с чем, понесла расходы в размере 4550 рублей, что подтверждается соответствующими платежными документами (<>) (л.д. 27-28).

Если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

В связи с чем суд удовлетворяет исковые требования и взыскивает с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу истицы понесенные ею расходы на приобретение тест – полосок для измерения уровня глюкозы в крови, лекарственные препараты: «<>» в размере 4550 рублей. в сумме 4550 рублей.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд, руководствуясь положениями ст. 151 ГК РФ считает, что по вине ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области, несвоевременно обеспечивающим Хуснитдинову Н.Г. жизненно необходимыми ей лекарственными препаратами, истцу причинен моральный вред, который суд, с учетом принципов справедливости и разумности определяет в 1000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку исковые требования удовлетворены, с ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области, Хуснитдиновой Н.Г. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Хуснитдиновой НГ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., расходы на приобретение тест – полосок для измерения уровня глюкозы в крови, лекарственные препараты: «<>» в размере 4550 рублей, компенсацию морального вреда 1000 рублей.

Взыскать с Министерства здравоохранения Челябинской области госпошлину в сумме 400 рублей в доход местного бюджета.

В удовлетворении иска прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области, Хуснитдиновой НГ в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Челябинской области, в части признания незаконным бездействия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области, взыскании расходов по приобретению лекарственных средств и в части компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области.

Председательствующий К.В. Бабина

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2022 г.

<>

<>

<>

<>

<>

<>