ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-634/2022 от 30.06.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года Дело № 2- 634/2022

УИД 76RS0021-01-2022-000714-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 г. г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистая вода» о возложении обязанности провести обязательное техническое обследование централизованных систем водоснабжения г. Тутаева,

у с т а н о в и л :

Тутаевский межрайонный прокурор Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнения которого просил возложить на ООО «Чистая вода» в срок до 01.09.2022 г. провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения г. Тутаев (левый берег) Ярославской области в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые эксплуатируются ООО «Чистая вода».

В обоснование заявленных требований указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, в ходе которой установлено, что в левобережной части г. Тутаева имеется централизованная система водоснабжения. По информации ООО «Чистая вода» общее количество домов, в которых имеется централизованное водоснабжение, составляет 428, количество человек, проживающих в них – 2155. Техническое обслуживание наружных магистральных сетей водопровода левого берега г. Тутаева, общей протяженностью 9,6 км осуществляет ООО УК «Левобережье» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. С момента передачи централизованной системы водоснабжения в муниципальную собственность их обязательное техническое обследование не проводилось. Таким образом, обязанность по проведению обязательного технического обслуживания не реже, чем один раз в 5 лет не соблюдается. Указанное бездействие ставит под угрозу эффективное, безопасное функционирование и надлежащее обеспечение водоснабжения населения в левобережной части г. Тутаева, тем самым нарушает права граждан в жилищно-коммунальной сфере.

Представитель истца – помощник Тутаевского межрайонного прокурора Ленский М. В. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что техническим обслуживанием сетей водоотведения в левобережной части г.Тутаева занимаются УК «Левобережье» и МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго». В рамках договора данные организации не должны проводить техническое обследование сетей. Техническое обследование сетей должно проводится организацией, являющейся гарантирующим поставщиком, а именно ООО «Чистая вода». Согласно пункта 2.2.6 договора аренды от 01.12.2018 года обязанность производить техническое обследование и текущий ремонт арендованного имущества, возложена на арендатора.

Представитель ответчика по доверенности Кораблева Г.С. в судебном заседании исковые требования признала частично. Не оспаривала факт наличия у ООО «Чистая вода», являющегося гарантирующим поставщиком питьевой воды в левобережной части г.Тутаева, обязанности по обследованию сетей водоснабжения не реже чем один раз в пять лет. Пояснила, что собственником сетей водоотведения является Администрация ТМР. Данные сети были переданы обществу в аренду в 2018 году, но технические документы переданы не были, поэтому неизвестно, проводилось ли вообще, и когда последний раз техническое обследование сетей. В связи с этим полагала, что пятилетний срок следует исчислять с 2018 года. Свою обязанность по техническому обследованию сетей общество намерено выполнить в срок до декабря 2023 года. Полагала, что установленный в иске срок проведения технического обследования сетей, является неразумным, поскольку это длительная процедура. В настоящее время общество приступило к составлению плана обследования, но необходимо еще составить техническую документацию, согласовать ее с собственником сетей. Кроме того, для проведения части работ, необходимо будет привлекать подрядные организации.

Представитель привлеченной судом в качестве третьего лица Администрации ТМР в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав свидетельские показания, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 4, 14 и 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В соответствии с п. 25 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ под техническим обследованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 1 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.

Согласно п. 3 статьи 37 Закона N 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.

В п. 4 статьи 37 Закона N 416-ФЗ указано, что результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.

В силу п. 6 статьи 37 Закона N 416-ФЗ обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 5 статьи 37 Закона N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 N 437/пр утверждены требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования).

В соответствии с пунктом 9 Требований объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктом 2 п. 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Судом установлено, что в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г. Тутаева является ООО «Чистая вода».

В левобережной части городского поселения Тутаев имеется централизованная система холодного водоснабжения.

Согласно ответу администрации ТМР на запрос Тутаевского межрайонного прокурора, по информации ООО «Чистая вода» общее количество домов в левобережной части г. Тутаева, в которых имеется централизованное водоснабжение, составляет 428, количество человек, проживающих в них – 2155.

Свидетель ФИО1, допрошенная судом по ходатайству представителя ответчика, в судебном заседании пояснила, что работает в ООО «Чистая вода» в должности инженера. На сетях водоснабжения установлено 33 водоразборных колонки, которые подлежат замене. Кроме того, на сетях имеются водопроводные колодцы. Износ сетей водоснабжения составляет почти сто процентов, и почти все они подлежат замене. За период 2021 года произошло 11 аварий на указанных сетях. В ходе устранения данных аварий проводилось частичное обследование сетей. Земляные работы (раскопки) необходимо согласовать с администрацией ТМР и Департаментом культуры, поскольку левобережная часть г.Тутаева является исторической частью города, такое согласование занимает длительное время. Указанные работы невозможно проводить в зимний период. Из запланированного перечня работы еще не выполнялись, а проводились только в ходе выявления и устранения аварий. Обследование сетей проводится визуально. Указанные в плане работы будут проводиться с привлечением подрядной организации. В установленный истцом срок невозможно провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения, так как нет финансовых средств и кадров.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ наружные сети водопровода левого берега, протяженностью 9660 м, 1983 года ввода в эксплуатацию являются объектами муниципальной собственности Тутаевского муниципального района и на основании постановления Администрации ТМР от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП ТМР «Тутаевские Коммунальные Системы», договора о закреплении муниципального имущества Тутаевского муниципального района на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ТМР «Тутаевские Коммунальные Системы».

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ наружные сети водопровода левого берега г. Тутаева, протяженностью 9660 м. переданы МУП ТМР «ТКС» в аренду ООО «Чистая вода». В соответствии с указанным договором в обязанности арендатора входит использование имущества в соответствии с правилами технической эксплуатации, содержать в технически исправном состоянии; обеспечивать сохранность имущества, в том числе, его технических свойств, не допускать повреждений; обеспечивать соблюдение требований и исполнение предписаний территориальных органов Роспотребнадзора и других контролирующих органов.

Техническое обслуживание наружных магистральных сетей водопровода левого берега г. Тутаева общей протяженностью 9,6 км водоснабжения осуществляется ООО УК «Левобережье» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Чистая вода».

Таким образом, обязанность по проведению технического освидетельствования должна быть возложена на ответчика, как организацию, осуществляющую холодное водоснабжение в левобережной части г. Тутаева нормами Закона N 416-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013.

Доводы ответчика о том, что течение пятилетнего срока должно исчисляться с момента передачи сетей по договору аренды, то есть с 01.12.2018 года, который еще не истёк, в связи с чем сроки проведения технического обследования ответчиком не нарушены, опровергаются представленными Администрацией ТМР в материалы дела сведениями, согласно которым техническое обследование организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение систем водоснабжения и водоотведения, не проводилось ввиду отсутствия финансовой возможности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не проведение обязательного технического обследования ООО «Чистая вода» централизованной системы водоснабжения в левобережной части города Тутаева является несоблюдением требований действующего законодательства и ставит под угрозу эффективное, безопасное функционирование и надлежащее обеспечение водоснабжения населения, в том числе, обеспечение надежного снабжения коммунальными ресурсами потребителей системы водоснабжения, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан в жилищно-коммунальной сфере.

Учитывая изложенное, суд возлагает на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения левобережной части г. Тутаева Ярославской области, относящихся к зоне деятельности ответчика. Указанный срок для устранения недостатков судом установлен с учетом объема и характера проводимых работ.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить частично.

Обязать ООО «Чистая вода» ) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения левобережной части г. Тутаева Ярославской области, относящихся к зоне деятельности ответчика.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Бодров Д. М.