Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года Дело № 2- 634/2022
УИД 76RS0021-01-2022-000714-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 г. г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д. М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистая вода» о возложении обязанности провести обязательное техническое обследование централизованных систем водоснабжения г. Тутаева,
у с т а н о в и л :
Тутаевский межрайонный прокурор Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнения которого просил возложить на ООО «Чистая вода» в срок до 01.09.2022 г. провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения г. Тутаев (левый берег) Ярославской области в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые эксплуатируются ООО «Чистая вода».
В обоснование заявленных требований указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, в ходе которой установлено, что в левобережной части г. Тутаева имеется централизованная система водоснабжения. По информации ООО «Чистая вода» общее количество домов, в которых имеется централизованное водоснабжение, составляет 428, количество человек, проживающих в них – 2155. Техническое обслуживание наружных магистральных сетей водопровода левого берега г. Тутаева, общей протяженностью 9,6 км осуществляет ООО УК «Левобережье» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. С момента передачи централизованной системы водоснабжения в муниципальную собственность их обязательное техническое обследование не проводилось. Таким образом, обязанность по проведению обязательного технического обслуживания не реже, чем один раз в 5 лет не соблюдается. Указанное бездействие ставит под угрозу эффективное, безопасное функционирование и надлежащее обеспечение водоснабжения населения в левобережной части г. Тутаева, тем самым нарушает права граждан в жилищно-коммунальной сфере.
Представитель истца – помощник Тутаевского межрайонного прокурора Ленский М. В. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что техническим обслуживанием сетей водоотведения в левобережной части г.Тутаева занимаются УК «Левобережье» и МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго». В рамках договора данные организации не должны проводить техническое обследование сетей. Техническое обследование сетей должно проводится организацией, являющейся гарантирующим поставщиком, а именно ООО «Чистая вода». Согласно пункта 2.2.6 договора аренды от 01.12.2018 года обязанность производить техническое обследование и текущий ремонт арендованного имущества, возложена на арендатора.
Представитель ответчика по доверенности Кораблева Г.С. в судебном заседании исковые требования признала частично. Не оспаривала факт наличия у ООО «Чистая вода», являющегося гарантирующим поставщиком питьевой воды в левобережной части г.Тутаева, обязанности по обследованию сетей водоснабжения не реже чем один раз в пять лет. Пояснила, что собственником сетей водоотведения является Администрация ТМР. Данные сети были переданы обществу в аренду в 2018 году, но технические документы переданы не были, поэтому неизвестно, проводилось ли вообще, и когда последний раз техническое обследование сетей. В связи с этим полагала, что пятилетний срок следует исчислять с 2018 года. Свою обязанность по техническому обследованию сетей общество намерено выполнить в срок до декабря 2023 года. Полагала, что установленный в иске срок проведения технического обследования сетей, является неразумным, поскольку это длительная процедура. В настоящее время общество приступило к составлению плана обследования, но необходимо еще составить техническую документацию, согласовать ее с собственником сетей. Кроме того, для проведения части работ, необходимо будет привлекать подрядные организации.
Представитель привлеченной судом в качестве третьего лица Администрации ТМР в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав свидетельские показания, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 4, 14 и 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии с п. 25 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ под техническим обследованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно п. 1 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Согласно п. 3 статьи 37 Закона N 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
В п. 4 статьи 37 Закона N 416-ФЗ указано, что результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В силу п. 6 статьи 37 Закона N 416-ФЗ обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 статьи 37 Закона N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 N 437/пр утверждены требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 9 Требований объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 2 п. 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г. Тутаева является ООО «Чистая вода».
В левобережной части городского поселения Тутаев имеется централизованная система холодного водоснабжения.
Согласно ответу администрации ТМР на запрос Тутаевского межрайонного прокурора, по информации ООО «Чистая вода» общее количество домов в левобережной части г. Тутаева, в которых имеется централизованное водоснабжение, составляет 428, количество человек, проживающих в них – 2155.
Свидетель ФИО1, допрошенная судом по ходатайству представителя ответчика, в судебном заседании пояснила, что работает в ООО «Чистая вода» в должности инженера. На сетях водоснабжения установлено 33 водоразборных колонки, которые подлежат замене. Кроме того, на сетях имеются водопроводные колодцы. Износ сетей водоснабжения составляет почти сто процентов, и почти все они подлежат замене. За период 2021 года произошло 11 аварий на указанных сетях. В ходе устранения данных аварий проводилось частичное обследование сетей. Земляные работы (раскопки) необходимо согласовать с администрацией ТМР и Департаментом культуры, поскольку левобережная часть г.Тутаева является исторической частью города, такое согласование занимает длительное время. Указанные работы невозможно проводить в зимний период. Из запланированного перечня работы еще не выполнялись, а проводились только в ходе выявления и устранения аварий. Обследование сетей проводится визуально. Указанные в плане работы будут проводиться с привлечением подрядной организации. В установленный истцом срок невозможно провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения, так как нет финансовых средств и кадров.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Тутаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ наружные сети водопровода левого берега, протяженностью 9660 м, 1983 года ввода в эксплуатацию являются объектами муниципальной собственности Тутаевского муниципального района и на основании постановления Администрации ТМР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП ТМР «Тутаевские Коммунальные Системы», договора о закреплении муниципального имущества Тутаевского муниципального района на праве хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ТМР «Тутаевские Коммунальные Системы».
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ наружные сети водопровода левого берега г. Тутаева, протяженностью 9660 м. переданы МУП ТМР «ТКС» в аренду ООО «Чистая вода». В соответствии с указанным договором в обязанности арендатора входит использование имущества в соответствии с правилами технической эксплуатации, содержать в технически исправном состоянии; обеспечивать сохранность имущества, в том числе, его технических свойств, не допускать повреждений; обеспечивать соблюдение требований и исполнение предписаний территориальных органов Роспотребнадзора и других контролирующих органов.
Техническое обслуживание наружных магистральных сетей водопровода левого берега г. Тутаева общей протяженностью 9,6 км водоснабжения осуществляется ООО УК «Левобережье» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Чистая вода».
Таким образом, обязанность по проведению технического освидетельствования должна быть возложена на ответчика, как организацию, осуществляющую холодное водоснабжение в левобережной части г. Тутаева нормами Закона N 416-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013.
Доводы ответчика о том, что течение пятилетнего срока должно исчисляться с момента передачи сетей по договору аренды, то есть с 01.12.2018 года, который еще не истёк, в связи с чем сроки проведения технического обследования ответчиком не нарушены, опровергаются представленными Администрацией ТМР в материалы дела сведениями, согласно которым техническое обследование организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение систем водоснабжения и водоотведения, не проводилось ввиду отсутствия финансовой возможности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не проведение обязательного технического обследования ООО «Чистая вода» централизованной системы водоснабжения в левобережной части города Тутаева является несоблюдением требований действующего законодательства и ставит под угрозу эффективное, безопасное функционирование и надлежащее обеспечение водоснабжения населения, в том числе, обеспечение надежного снабжения коммунальными ресурсами потребителей системы водоснабжения, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан в жилищно-коммунальной сфере.
Учитывая изложенное, суд возлагает на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения левобережной части г. Тутаева Ярославской области, относящихся к зоне деятельности ответчика. Указанный срок для устранения недостатков судом установлен с учетом объема и характера проводимых работ.
Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить частично.
Обязать ООО «Чистая вода» №) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения левобережной части г. Тутаева Ярославской области, относящихся к зоне деятельности ответчика.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Бодров Д. М.