ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-634/2023 от 09.08.2023 Улаганского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-634/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2023 года с. Улаган

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район» и Толпыго Олегу Владимировичу о признании договора аренды земельного участка недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц и в публичных интересах МО «Улаганский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» и Толпыго О.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка № 11, заключенного 31.01.2023 года.

Заявленные требования мотивированы тем, что 31.01.2023 года между администрацией МО «Улаганский район» и Толпыго О.В. заключен договор аренды земельного участка № 11, по которму арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>, сроком на <данные изъяты> лет, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Проверкой установлено, что договор аренды заключен на основании опубликования извещения о предоставлении в газете «Улаганнын солундары» № 39 от 06.10.2022 года, которое не соответствует требованиям ч.2 ст.39.18 ЗК РФ. При мониторинге официального сайта администрации МО «Улаганский район» установлено, что извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером не соответствует требованиям ч.2 ст.39.18 ЗК РФ, также оно не опубликовано на официальном сайте по размещению торгов www.torgi.gov.ru, что противоречит ЗК РФ и постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 № 909. Оспариваемый договор заключен с нарушением требований п.1 ст.39.18 ЗК РФ, нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц на использование арендованного земельного участка в соответствии с требованиями закона. Данная сделка недействительна в силу ч.1 ст. 166 ГК РФ. Оспариваемый договор нарушает требования закона и посягает на права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, является ничтожным на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Республике Алтай.

В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Толпыго О.В., его представитель Раенко Е.П., допущенная по устному ходатайству, возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представители ответчика администрации МО «Улаганский район» и третьего лица Управления Росреестра по Республике Алтай о времени и месте судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении и возражения в суд не поступали.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В силу подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

В соответствии со ст. 65 Устава МО «Улаганский район» официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в газете «Улаганнын солундары». Обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их текстов на официальном сайте администрации МО «Улаганский район».

Из приведенных правовых норм следует, что в случае поступления в администрацию МО «Улаганский район» заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта извещение подлежит опубликованию в газете «Улаганнын солундары», на официальных сайтах администрации МО «Улаганский район» и www.torgi.gov.ru.

В соответствии с п. 2 ст.39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В соответствии с п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

В силу пп. 6, 7 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании установлено, что 30.09.2022 года Толпыго О.В. обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

В газете «Улаганнын солундары» № 39 от 06.10.2022 г. и на официальном сайте администрации МО «Улаганский район» имеются извещения о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.

14.11.2022 года № 1060 администрацией МО «Улаганский район» принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Толпыго О.В., что подтверждается постановлением № 1060.

31.01.2023 года между МО «Улаганский район» (арендодатель) и Толпыго О.В. (арендатор) на основании пп.15 п.2 ст. 39.6, пп. 3 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, извещения о предоставлении земельного участка в газете «Улаганнын солундары» № 39 от 06.10.2022г. заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

27.02.2023 года договор аренды зарегистрирован в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Судом установлено, что извещения в газете «Улаганнын солундары» № 39 от 06.10.2022 года и на официальном сайте администрации МО «Улаганский район» о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, не соответствуют требованиям ст.39.18 ЗК РФ, поскольку не содержат сведений о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; способе подачи заявлений.

Акт мониторинга сайта https://torgi.gov.ru свидетельствует о том, что извещение о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером администрацией МО «Улаганский район» не публиковалось в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ. Доказательства обратного ответчиками суду не представлены.

Доводы ответчика об оформлении документов на земельный участок в начале 1990-х годов, длительном пользовании участком, отсутствии заявлений от иных граждан, не имеют правового значения при разрешении возникшего спора в связи с тем, что процедура предоставления земельного участка в аренду, определенная ст.39.18 ЗК РФ, является обязательной для органов местного самоуправления.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика об обязанности размещения информации на официальном сайте https://torgi.gov.ru только в случае проведения аукциона, поскольку размещение извещения на данном сайте является обязательным в силу положений ч.1 ст.39.18 ЗК РФ и Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909.

Суд находит доводы прокурора о нарушении процедуры заключения договора аренды обоснованными, обязанность органом местного самоуправления об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка не исполнена, не соблюден принцип публичности, который обеспечивает прозрачность процедуры предоставления участка, информированность населения о предстоящем предоставлении участка, что не позволило иным заинтересованным лицам заявить о нарушении их прав предстоящим предоставлением участка либо заявить о своих правопритязаниях на земельный участок.

Нарушение порядка опубликования извещения о предоставлении земельного участка нарушает интересы неопределенного круга лиц, то есть публичные интересы в том смысле, как понятие публичных интересов толкует п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами понимает интересы неопределенного круга лиц.

К такому выводу суд приходит исходя из того, что п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ предоставляет неограниченному кругу лиц, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе, которое в свою очередь не может быть реализовано без наличия у максимальной широкого круга лиц информации (извещения) о праве участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

При установленных обстоятельствах, не опубликовав надлежащего извещения о предоставлении земельного участка, администрация МО «Улаганский район» не обеспечила возможность подачи всеми заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе, что привело к ограничению доступа неограниченного круга лиц к приобретению прав на спорный земельный участок. Следовательно, спорный договор аренды земельного участка посягает на публичные интересы, поскольку нарушает принцип распоряжения земельными участками государством в лице уполномоченных им органов, что свидетельствует об обоснованном обращении прокурора с иском в суд на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Поскольку судом установлено, что спорный договор аренды земельного участка заключен с нарушением п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, что посягает на публичные интересы, эти обстоятельства являются основанием для признания сделки недействительной (ничтожной) на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Применяя последствия недействительности ничтожной сделки, суд на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в части возвращения спорного земельного участка уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район», учитывает закрепленный в подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принцип платности использования земли и не применяет к недействительной (ничтожной) сделке двустороннюю реституцию.

В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, что является основанием для удовлетворения искового заявления в полном объёме.

В силу подп. 9 п.1 статьей 333.36 НК РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу подп.1.1 п. 1 ст.333.37 НК РФ администрация Улаганского района освобождена от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.

Следовательно, с ответчика Толпыго О.В., не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в бюджет МО «Улаганский район» государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) и Толпыго Олегу Владимировичу (СНИЛС ) о признании договора аренды земельного участка недействительным удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 11 от 31.01.2023 года, заключенный между администрацией МО «Улаганский район» и Толпыго Олегом Владимировичем.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка № 11 от 31.01.2023 года путём передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером администрации МО «Улаганский район».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве аренды Толпыго Олега Владимировича на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации договора аренды № 11 от 31.01.2023 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи от 02.06.2023 г., в виде запрета ответчикам совершать любые сделки с земельным участком с кадастровым номером 04:09:020401:453, расположенным по адресу: <адрес>, в том числе отчуждать, передавать в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование третьим лицам, совершать действия по разделу земельного участка; запрета Управлению Росреестра по Республике Алтай осуществлять любые регистрационные действия с земельным участком с кадастровым номером 04:09:020401:453, сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.

Взыскать с Толпыго Олега Владимировича в бюджет МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы, представления через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Решение суда в окончательной форме принято 11 августа 2023 года.

Председательствующий Е.В. Айманова