РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2014 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи О.М. Князевой, при секретаре Ю.В. Подуровой,
с участием истца ФИО1,
с участием представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Законодательному Собранию Оренбургской области, к аппарату Законодательного собрания Оренбургской области о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, об обязании отменить данный приказ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском аппарату Законодательного Собрания Оренбургской области о признании необоснованным и незаконным приказа руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.03.2014 N 38-пл "О применении дисциплинарного взыскания", в части применении к ФИО1, начальнику отдела по обеспечению деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании управления по обеспечению деятельности фракций в Законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, дисциплинарного взыскания в виде замечания, как дискриминирующим в области труда; о возложении на ответчика обязанность отменить приказ от 21.03.2014 N 38-пл в указанной части.
В ходе производства по делу в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, предъявив их также к Законодательному Собранию Оренбургской области, и просил суд признать необоснованным и незаконным приказ руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.05.2014 N 38-пл "О применении дисциплинарного взыскания", в части применении к ФИО1, начальнику отдела по обеспечению деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании управления по обеспечению деятельности фракций в Законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, дисциплинарного взыскания в виде замечания, как дискриминирующим в области труда; обязать представителя работодателя Законодательного Собрания Оренбургской области отменить приказ от 21.05.2014 N 38-пл в указанной части.
В судебном заседании истец ФИО1 дополнил исковые требования, где просил суд признать незаконным положение абзаца 1 пункта 1 раздела 2 Положения об организации проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, утвержденное приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области К.Н.А. от 17.05.2013 года № 94-пс, в части – «При необходимости в состав комиссии могут включаться гражданские служащие, обладающие необходимой квалификацией, знаниями и опытом». Определением суда не приняты к производству данные дополнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, и заявителю разъяснено право на обжалование указанного положения в отдельном производстве. Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и просил суд признать необоснованным и незаконным приказ руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.05.2014 N 38-пл "О применении дисциплинарного взыскания", в части применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания, просил суд обязать представителя работодателя Законодательного Собрания Оренбургской области отменить приказ от 21.05.2014 N 38-пл в указанной части, изложив доводы, указанные в исковом заявлении и письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела, не поддержал доводы о дискриминирующим характере дисциплинарного взыскания.
Представитель ответчика Законодательного Собрания Оренбургской области, представитель ответчика аппарата Законодательного собрания Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенностей от 28.12.2013 и от 22.09.2014, представитель ответчика Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 26.09.2014, в судебном заседании по существу требований возражали, просили в удовлетворении требований отказать, дав пояснения согласно письменному отзыву на исковое заявления и дополнениям к нему.
В судебном заседании стороны пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения истца, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно Закона Оренбургской области "О Законодательном Собрании Оренбургской области" от 19.07.1994 Законодательное Собрание Оренбургской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Оренбургской области. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Из Положения об аппарате Законодательного Собрания Оренбургской области утвержденного Постановлением N 95 от 20.04.2011 следует, что аппарат Законодательного Собрания Оренбургской области ( далее - Аппарат) является постоянно действующим государственным органом, осуществляющим организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, материально – техническое, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности постоянно действующего высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области - Законодательного Собрания Оренбургской области( далее- Законодательное Собрание). Аппарат от имени Законодательного Собрания осуществляет права юридического лица, использует гербовую печать Законодательного Собрания. Аппарат Законодательного Собрания возглавляет руководитель аппарата, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Законодательным Собранием. Руководитель аппарата непосредственно подчинен председателю Законодательного Собрания и подотчетен Законодательному Собранию. Руководитель аппарата без доверенности представляет Законодательное Собрание в отношениях с государственными органами, организациями и гражданами, выдает доверенности на осуществление действий от имени Аппарата, а также на представление и защиту интересов Законодательного Собрания в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, является представителем нанимателя для гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Оренбургской области в Аппарате, решает вопросы приема, увольнения, поощрения и наложения взысканий, а также иные вопросы прохождения государственной гражданской службы Оренбургской области в Аппарате.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Аппарат от имени Законодательного Собрания осуществляет права юридического лица, представляет и защищает интересы Законодательного Собрания в судах общей юрисдикции, и соответственно Аппарат Законодательного Собрания, не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с положениями ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации не является юридическим лицом. Соответственно надлежащим ответчиком по делу является Законодательное Собрание Оренбургской области обладающее правами юридического лица.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ").
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
По правилам статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Аналогичная норма предусмотрена статьей 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ".
Исходя из статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей в силу части 1 статьи 57 названного закона является дисциплинарным проступком, за совершение которого представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 ст. 53 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 года № 2893/518-111-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.
Аналогичные положения содержатся в статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации, которой также предусмотрено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, предусматривающий, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
В силу статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является государственным служащим Оренбургской области, с 20.06.2011 замещал должность главного специалиста сектора по организации деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании области аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, с 05.06.2013 замещает должность начальника отдела по обеспечению деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании управления по обеспечению деятельности фракций аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, работает в данной должности по настоящее время.
Приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области К.Н.А. от 08.05.2014 N 224-п в отношении истца организовано проведение служебной проверки по факту бесконтрольности своевременной подготовки и подписания организационно-распорядительных документов, создана комиссия для проведения служебной проверки, которой предписано представить письменное заключение по результатам проверки не позднее 19.05.2014 (л.д. 90-91).
Основанием для проведения служебной проверки явилась служебная записка руководителя фракции "Справедливая Россия" Ф.В.И. от 30.04.2014 N 23-35/123-вн, из которой следует, что 30.04.2014 в 11.00 часов по докладу ФИО1 депутатские слушания на тему "О внесении изменений в закон Оренбургской области "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" провести не представляется возможным, поскольку до настоящего времени не принято решение о проведении депутатских слушаний в соответствии со статьей 99 Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области (л.д.86).
Основанием для проведения служебной проверки также явилась служебная записка заместителя руководителя аппарата – начальника управления по обеспечению деятельности фракций Ч.А.С. от 06.05.2014 N 23-07/4-вн, в которой указывалось на то, что 30.04.2014 по инициативе фракции "Справедливая России" в Законодательном Собрании состоялись депутатские слушания. В качестве организатора депутатских слушаний выступала сама фракция и отдел по обеспечению деятельности фракции, начальник которого не проконтролировал своевременную подготовку и подписание соответствующих организационно-распорядительных документов (л.д. 88).
В ходе проведения проверки 13.05.2014 у истца отобраны объяснения (л.д. 92-96), из которых следует, что ФИО4 организация депутатских слушаний возложены на Ф.В.И.. При этом, ФИО4 поручил проведение собрания заместителю председателя С.А.В.. Таким образом, по мнению истца, возглавляемый им отдел по обеспечению деятельности фракции не выступал в качестве организатора проведения публичных слушаний и, следовательно, только выполнял поручения К.Н.А. и Ф.В.И., связанные с организацией, подготовкой и проведением слушаний. В связи с чем, у истца, как у начальника отдела отсутствовала обязанность контролировать своевременность подготовки и подписанием соответствующих документов.
Из указанных объяснений также следует, что, исполняя свои обязанности, отдел подготовил и 16.04.2014 представил в первую приемную проект распоряжения председателя собрания и проект плана организационно-технических мероприятий, который также был направлен начальнику управления по обеспечению деятельности фракций Ч.А.С.. При этом, отдел приступил к подготовке информационного материала к депутатским слушаниям, а с 21.04.2014 приступил к направлению приглашений участникам и приглашенным на слушания лицам. 21.04.2014 отдел подготовил проект участников депутатских слушаний, который был подписан Ф.В.И. и представлен Г.А.И., помощнику С.А.В., для согласования и предоставления в первую приемную. При этом, проект списка участников слушаний был направлен Ч.А.С.. 22.04.2014 отдел подготовил проект порядка проведения слушаний, который был подписан Ф.В.И. и представлен Г.А.И. для согласования и предоставления в первую приемную. Проект также был направлен Ч.А.С.. По мнению истца, он в полном объеме исполнил свои обязанности в части своевременного исполнения вышеуказанных поручений, в результате которых у Г.А.И. с 22.04.2014 находились все вышеперечисленные документы. Однако Г.А.И. не согласовал указанные документы с С.А.В. и не подписал их у ФИО4. В связи с чем, истец считает, что в его действиях отсутствует факт бесконтрольности своевременной подготовки и подписания документов для депутатских слушаний.
Объяснения также были отобраны и у Г.А.И., помощника заместителя председателя Законодательного Собрания Оренбургской области, из которых усматривается, что проект распоряжения о проведении депутатских слушаний был им получен 21.04.2014, после чего он ознакомил с проектом распоряжения и планом организационно-технических мероприятий С.А.В. и 22.04.2014 встретился для решения организационных вопросов с О.Т.В.. 23.04.2014 встретился с ФИО1 и обговорил с ним все вопросы плана организационно-технических мероприятий и по его просьбе отдал ему копию проекта распоряжения о проведении депутатских слушаний, договорился с ним 24.04.2014 проверить исполнение пунктов упомянутых мероприятий. В период с 24 по 26 апреля 2014 года встретиться с ФИО1 не удалось. 26.04.2014 он информировал С.А.В. о неготовности основных составляющих проведения депутатских слушаний и просил его перенести депутатские слушания. После встречи С.А.В. с С.И.Н. было принято решение проводить слушания в том виде, котором они подготовлены. Предварительный список участников слушаний был сформирован к вечеру 29.04.2014, окончательный 30.04.2014. В последний момент формировались программа мероприятия, список выступающих и темы их выступления отсутствовали, проект рекомендаций был составлен только на основе выступления Ф.В.И. (л.д. 97-98).
По результатам проведения служебной проверки было составлено заключение от 15.05.2014 (л.д. 110-112), с которым истец ознакомлен 21.05.2014.
Из заключения следует, что при подготовке и проведения депутатских слушаний на упомянутую выше тему не были подписаны организационно-распорядительные документы (проекты распоряжения, проект плана организационно-технических мероприятий, проект списка участников и лиц, приглашенных на слушания). У Г.А.И. и ФИО1 имели место несогласованные действия при подготовке и подписании данных документов. В результате слушания были проведены без подписанных документов.
Комиссией было установлено, что Г.А.И. и ФИО1 ненадлежащим образом исполнили должностные обязанности, установленные положением об аппарате Законодательного Собрания области, служебными контрактами, должностным регламентом, но, учитывая отсутствие вреда, отсутствие умысла, большой опыт работы на государственной гражданской службе и отсутствие дисциплинарных взысканий, и не применять к Г.А.И. и ФИО1 мер дисциплинарной ответственности.
Комиссией было рекомендовано указать ФИО1 на необходимость усиления контроля за качеством и своевременностью подготовки организационно-распорядительных документов по организации и проведению мероприятий, организатором которых выступает фракция "Справедливая Россия", более тесное взаимодействие со структурными подразделения аппарата собрания области, повышение личной ответственности за качеством исполнения должностных обязанностей. Руководителю аппарата Законодательного Собрания рекомендовано поручить руководителям соответствующих структурных подразделений провести разъяснительную работу с ФИО1.
Приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.05.2014 N 38-пл "О применении дисциплинарного взыскания" к ФИО1 было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, несвоевременную подготовку и подписание организационно-распорядительных документов по проведению депутатских слушаний на тему "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств". Основанием для издания приказа явился пункт 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункт 1 части 1 статьи 53 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 года № 2893/518-111-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области", протоколы заседаний комиссии от 13 и 15 мая 2014 года. (л.д. 113). С приказом истец ознакомлен 21.05.2014.
С приказом о применении дисциплинарного взыскания ФИО1 не согласен, просит признать его незаконным, приводя в обоснование своих требований доводы, алогичные его письменным объяснениям, данным в ходе проведения служебной проверки, а также в связи с нарушением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Рассмотрев доводы истца суд не находит оснований для признания их обоснованными и законными.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.2007 N 1865 утвержден Регламент Законодательного Собрания Оренбургской области, в силу статьи 97 которого по отдельным законопроектам и важнейшим вопросам общественной жизни Законодательное Собрание, а также комитеты, комиссии, депутатские объединения Законодательного Собрания проводят депутатские слушания.
Депутатские слушания проводятся по инициативе председателя Законодательного Собрания, комитетов и комиссий Законодательного Собрания, депутатских объединений. Депутатские слушания проводятся в соответствии с утвержденным планом работы Законодательного Собрания (статья 98 Регламента).
Положениями статей 99, 100 указанного Регламента установлена процедура организации депутатских слушаний и порядок их проведения.
Так, председатель Законодательного Собрания возлагает организацию проведения депутатских слушаний на соответствующий комитет (комиссию), депутатское объединение. Указанное решение оформляется распоряжением председателя Законодательного Собрания. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, количество участников и продолжительность депутатских слушаний определяются инициатором их проведения по согласованию с председателем Законодательного Собрания.
Депутатские слушания ведет председатель Законодательного Собрания либо один из его заместителей. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения, составе приглашенных, количестве записавшихся выступающих и о регламенте депутатских слушаний. Все приглашенные выступают на депутатских слушаниях только с разрешения председательствующего. Депутатские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации депутатских слушаний принимаются путем их одобрения большинством принявших участие в депутатских слушаниях депутатов. Рекомендации депутатских слушаний подлежат утверждению Законодательным Собранием в форме постановления.
Порядок подготовки депутатских слушаний установлен инструкций по организации работы с документами в Законодательном Собрании Оренбургской области, утвержденной распоряжением председателем Законодательного Собрания Оренбургской области от 28.05.2008 N 117-рс.
Инструкцией предусмотрено, что подготовка депутатских слушаний осуществляется соответствующим комитетом, комиссией, а также работниками аппарата Законодательного Собрания. При этом, подготовка проектов документов к депутатским слушаниям, списка приглашенных, приглашений, заявок осуществляется самим комитетом (л.д. 68).
Как установлено судом, 09.04.2014 Ф.В.И., руководитель фракции "Справедливая Россия" обратился к ФИО4, председателю Законодательного Собрания Оренбургской области, с предложением N 23-35/98-вн о проведении депутатских слушаний по проекту Закона Оренбургской области "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" 29.04.2014 с 11.00 до 13.00 часов. С.И.Н. 09.04.2014 поставлена адресованная К.Н.А. резолюция о рассмотрении предложения в установленном порядке. В свою очередь, К.Н.А. 14.04.2014 проставлена адресованная ФИО1 резолюция с просьбой довести до сведения Ф.В.И.. Исполнение:14.04.2014 года ФИО1 ознакомлен (л.д. 114).
15.04.2014 Ф.В.И. обратился к ФИО4 с предложением N 23-35/108-вн о назначении депутатских слушаний по указанному проекту закона на 30.04.2014, просил возложить организацию проведения депутатских слушаний по обозначенной теме на фракцию "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании Оренбургской области. 16.04.2014 ФИО4 проставлена резолюция, адресованная Ф.В.И., К.Н.А., с просьбой подготовить распоряжение и возложить организацию на руководителя фракции Ф.В.И.. Исполнение 16.04.2014 года ФИО1 ознакомлен. (л.д. 115).
Проектом Распоряжения председателя Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО4 от 21.04.2014 N 23-01/49-вн постановлено провести депутатские слушания по обозначенной теме 30.04.2014 в 11.00 часов, организацию проведения слушаний возложена на фракцию "Справедливая Россия". Данный проект распоряжения согласован Ф.В.И., К.Н.А., О.Т.В., и Р.Т.Ф. но не был подписан председателем Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО4. (л.д.116).
Руководителем фракции "Справедливая Россия" Ф.В.И. подписан и согласован с К.Н.А., но не утвержден ФИО4 план организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению депутатских слушаний. Указанные выше документы 21.04.2014 возращены председателем Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО4 для доработки с резолюцией на имя С.А.В., Ф.В.И., К.Н.А. с указанием о необходимости подготовки для согласования список участников и лиц, приглашенных на депутатские слушания и порядок проведения депутатских слушаний. 21.04.2014 года К.Н.А. отписывает распоряжение председателя Законодательного Собрания Оренбургской области на исполнение ФИО1, и Г.А.И.. Исполнение : 22.04.2014 ФИО1 ознакомлен.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" одним из принципов государственной гражданской службы закреплен принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Исходя из требований подпункта 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа, в который среди прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.
В соответствии с Положением об управлении по обеспечению деятельности фракций в законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, исследованным в судебном заседании, одной из основных задач, выполняемых управлением является обеспечение деятельности фракций "Единая Россия", ЛДПР, "Справедливая Россия", КПФР в Законодательном Собрании, а функцией управления является организация проведения заседаний фракций, круглых столов, иных мероприятий, проводимых фракциями (л.д. 147-150).
Аналогичные положения содержатся и в Положении об отделе по обеспечению деятельности фракций "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании Управления по обеспечению деятельности фракций в Законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области. В силу параграфа V Положения отдел по обеспечения деятельности фракций возглавляет начальник, который осуществляет повседневное оперативное руководство его деятельностью и несет ответственность за результаты его деятельности перед руководителем фракции и руководителем аппарата Законодательного собрания (л.д. 151-154).
Согласно должностному регламенту ФИО1, с которым он был ознакомлен под роспись, в должностные обязанности последнего входит: выполнение поручения руководителя аппарата Законодательного Собрания и руководителя фракции "Справедливая Россия; осуществление контроля за исполнением поручений председателя Законодательного Собрания, руководителя Законодательного Собрания и руководителя фракции "Справедливая Россия", прохождением документов в отделе (л.д. 142-146).
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что на ФИО1 была возложена обязанность по организации проведения депутатских слушаний, в том числе необходимо было подготовить следующий пакет документов для согласования, утверждения и подписания : проект плана организационно – технических мероприятий по подготовке и проведению депутатских слушаний, проект списка список участников и лиц, приглашенных на депутатские слушания, проект порядка проведения слушаний и проект распоряжения по организации депутатских слушаний.
Из указанных документов истцом был подготовлен проект распоряжения, проект плана организационно – технических мероприятий. В связи с неполным пакетом документов представленных на подписание и утверждения данные документы председателем Законодательного Собрания Оренбургской области возвращены на доработку.
Из пояснений истца следует, что проект списка участников и проект порядка проведения слушаний были также подготовлены после возвращения документов на доработку и переданы Г.А.И., на которого также были возложены обязанности по подготовке и подписанию организационно – распорядительных документов. После передачи документов Г.А.И. истец не несет ответственности по дальнейшему прохождению документов.
Однако суд не соглашается с доводами истца в данной части, поскольку с передачей Г.А.И. документов, с истца не были сняты обязанности по организации проведения депутатских слушаний в том числе и подготовки проектов указанных выше документов, их утверждения и подписания к дню проведения депутатских слушаний. Однако к дню проведения депутатских слушаний проект распоряжения так и остался не подписан у председателя Законодательного Собрания. Суд соглашается с решением комиссии изложенной в протоколе №2 заседания комиссии от 15.05.2014 о том, что ФИО1 необходимо было усилить контроль за качеством и своевременностью подготовки организационно – распорядительных документов, готовящихся для организации и проведения мероприятий, организатором которых выступает фракция «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании области.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка, при этом днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
На служебной записки начальника управления по обеспечению деятельности фракций Ч.А.С. от 06.05.2014 N 23-07/4-вн, адресованной К.Н.А., являющегося лицом, которому ФИО1 подчинен по службе, 06.05.2014 проставлена резолюция о проработке и внесению предложений по наказанию истца.
Следовательно, днем обнаружения указанного проступка является 06.05.2014, поскольку именно в указанный день руководителю аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области К.Н.А. стало известно о его совершении.
Учитывая срок проведения служебной проверки с 08.05.2014 по 21.05.2014, который не входит в одномесячный срок с момента обнаружения дисциплинарного проступка до применения дисциплинарного взыскания по приказу от 21.05.2014 в отношении истца, нарушений указанного срока (1 месяц), предусмотренного пунктом 4 статьи 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", допущено не было.
Положением пункта 4 статьи 59 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" установлено, что проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области N 94-пс от 17.05.2013 утверждено положение об организации проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих аппарата Законодательного Собрания области в соответствии с которым служебная проверка назначается приказом руководителя аппарата Законодательного собрания Оренбургской области. Организация проведения служебной проверки поручается управлению делами аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области. Для проведения служебной проверки формируется комиссия в составе которой в обязательном порядке включаются представители отдела государственной гражданской службы и кадров управления делами аппарата. При необходимости в состав комиссии могут включаться гражданские служащие, обладающие необходимой квалификацией, знанием и опытом. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.
Приказом руководителя аппарата Законодательного собрания Оренбургской области N 224 – п от 08.05.2014 создана комиссия в составе: Ч.А.С. заместитель руководителя аппарата и членов комиссии А.В.А. начальника управления делами аппарата, М.Н.А. главного специалиста отдела государственной гражданской службы и кадров управления делами аппарата (кадры), С.Н.Н. начальника управления организационно – документационного обеспечения и информатизации аппарата, и Ф.Н.Н. начальника аналитического отдела информационно- аналитического управления аппарата (профсоюз).
Суд находит несостоятельным и довод истца о незаконности состава комиссии по проведению служебной проверки, поскольку состав комиссии был утвержден приказом руководителя аппарата. Комиссия была создана в соответствии с положением, утвержденным приказом N 94-пс от 17.05.2013 и отсутствие представителя юридического (правового) подразделения, не предусмотренного данным положением, не влечет таких последствий как незаконность состава комиссий по проведению служебной проверки.
Из протокола заседания комиссии N 1 от 13.05.2014 16час.30 мин. следует, что на заседании присутствовали все члены комиссии, приглашен и присутствовал ФИО1, который на вопрос о предложениях по составу комиссии пояснил, что замечаний и предложений нет. На данном заседании были заслушаны пояснения ФИО1, по результатом которых принято решение о приглашении на заседание комиссии 15 мая 2014 года Г.А.И. для более детального изучения вопроса и принятия окончательного решения.
Из протокола N 2 заседания комиссии от 15.05.2014 года, 16 час., следует, что отсутствовал один член комиссии Ф.Н.Н., приглашен и присутствует Г.А.И., ФИО1. Также не поступило замечаний и предложений по составу комиссии. Из выступления Г.А.И. следует, что для организации подготовки депутатских слушаний не хватает не подлинника распоряжения о проведении депутатских слушаний, а времени и организационных навыков инициаторов их проведения. Из решения заседания комиссии следует, что ФИО1 указали на необходимость усиления контроля за качеством и своевременностью подготовки организационно- распорядительных документов, повышение личной ответственности за качеством исполнения должностных обязанностей, рекомендовали руководителю аппарата провести разъяснительную работу в том числе и с ФИО1. Результаты проведения служебной проверки по факту бесконтрольности своевременной подготовки и подписания организационно- распорядительных документов направлены руководителю аппарата Законодательного Собрания области К.Н.А. для принятия окончательного решения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что служебная проверка ответчиком проводилась в рамках ст. 59 ФЗ "О государственной гражданской службе", объективно и всесторонне, с выяснением всех обстоятельств, послуживших поводом к проведению данной проверки. Состав комиссии, в которую были включены квалифицированные специалисты, утвержден приказом руководителем аппарата Законодательного Собрания, что не противоречит положению об организации проведения служебных проверок в отношении государственных служащих аппарата Законодательного Собрания области от 15.05.2013 N 94-пс (л.д. 69-72), части 4 статьи 59 Закона N 79-ФЗ, и не дает оснований сомневаться в компетентности комиссии с учетом предмета проверки и поставленных вопросов. Отсутствие в составе комиссии представителя юридического (правового) подразделения не повлекло принятие решения, нарушающего права истца. Более того, выводы комиссии сводятся к неприменении к истцу дисциплинарного взыскания. Однако руководитель аппарата Законодательного Собрания области не согласился с данными выводами и пришел к выводу о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, которое по тяжести является самым легким.
Утверждения истца о недействительности результатов служебной проверки в связи с тем, что в проведении проверки участвовали лица, прямо заинтересованные в ее результатах, не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на предположениях и субъективной позиции самого истца. Суду не представлены доказательства того, что А.В.А.. С.Н.Н. были связаны практическим юридически значимым интересам, сокрыть факт невыполнения ими своих должностных обязанностей, а Ч.А.С. был связан интересом, подтвердить обоснованность и законность своей служебной записки.
Несостоятельны и доводы истца о том, что заключение служебной проверки принято и подписано до окончания дачи им и Г.А.И. своих объяснений во время заседания комиссии, которое проходило с 16.00 до 17.20 часов. Как следует из протокола N 2 заседания комиссии, заседание комиссии проводилось 15.05.2014, было открыто в 16.00. Указанное время было воспроизведено и в заключении о результатах проверки, что не свидетельствует о его составлении и подписании до окончания дачи истцом своих объяснений. Объяснение Г.А.И. изложены в заключении так, как они были им данные на самом заседании комиссии, что исключает возможность составления заключения до дачи объяснений.
Ссылка истца на то, что при проведении проверки не был полностью, объективно и всесторонне установлен факт совершения истцом дисциплинарного проступка и его вина, не соответствуют содержанию заключения от 15.05.2014, поскольку при проведении служебной проверки комиссия пришла к выводу о наличии виновности в действиях (бездействии) истца, причинами и условиями, способствовавшими совершению дисциплинарного проступка, явилось ненадлежащее исполнением истцом своих должностных обязанностей, что и было также установлено в судебном заседании.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания, поскольку был соблюден установленный законом порядок применения дисциплинарного взыскания, письменные объяснения у истца были истребованы, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком были соблюдены, при выборе меры дисциплинарного воздействия ответчиком были учтены степень вины и обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, его тяжесть, с результатами служебной проверки и приказом о наложении дисциплинарного взыскания истец был ознакомлен, факт совершения истцом дисциплинарного проступка нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, об обязании отменить данный приказ и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Законодательному Собранию Оренбургской области, к аппарату Законодательного собрания Оренбургской области о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, об обязании отменить данный приказ,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М. Князева
Решение суда принято в окончательной форме 03 октября 2014 года
Судья: О.М. Князева