ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-635/13 от 26.12.2013 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-635/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Богрецова Т.Е.,

при секретаре Шаманаевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калтан 26 декабря 2013 года,

гражданское дело по заявлению прокурора г. Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании в части пункта решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа недействующим и противоречащим действующему законодательству, заинтересованные лица: Совет народных депутатов Калтанского городского округа, администрация Калтанского городского округа, Глава Калтанского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Осинники, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями о признании п.2,3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» недействующими и противоречащими действующему законодательству со дня принятия; об обязании Совета народных депутатов Калтанского городского округа после вступления в силу решения суда опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим вышеуказанных п.2 и п.3 Решения.

В судебном заседании 29.11.13г. представитель прокурора г.Осинники обратилась с уточненным заявлением, в котором просит признать пункт 3 решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА», не действующим и противоречащим действующему законодательству со дня принятия решения в части: Признать столбец 5 таблицы в приложении 2 п. 3 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», недействующим и противоречащим законодательству Российской Федерации со дня принятия. Исключить из названия столбца 4 таблицы в приложении 2 п. 3 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» слова «в пределах нормы». Обязать Совет народных депутатов Калтанского городского округа опубликовать в средствах массовой информации соответствующее решение с исключением столбца 5 таблицы приложения 2 и внесенными изменениями в столбец 4 таблицы в приложении 2 п. 3 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов № 75-НПА от 30.09.2013 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами».

Свое уточненное заявление мотивирует тем, что Калтанским городским Советом народных депутатов принято Решение № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные слуги в соответствие с установленными предельными индексами». Данное Решение было опубликовано в еженедельной городской газете «Калтанский вестник» 03.10.2013 № 40 (830). Решением Калтанского городского Совета народных депутатов № 80-НПА от 05.11.2013 «О внесении изменений в Решение № 75-НПА от 30.09.2013 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» внесены изменения, а именно, исключены примечания в приложениях 1 и 2, изложена новая редакция Приложений. Согласно п. 3 Решения № 75-НПА (в редакции Решения № 80-НПА): «осуществлять с 01.10.2013 расчет размера платы граждан за услуги отопления согласно приложения 2 к настоящему решению». В приложении № 2 в четвертом и пятом столбцах таблицы, соответственно, установлен размер платы граждан за услуги отопления в пределах нормы и сверх нормы, в то время как в законодательстве отсутствует понятие «норма», «сверх нормы». Столбец 5 таблицы приложения 2 пункта 3 Решения № 75-НПА (в редакции Решения №80 -НПА) противоречит действующему законодательству, так как в жилищном законодательстве отсутствует понятие «сверх норма», название столбца 4 этой же таблицы не соответствует требованиям жилищного законодательства в той формулировке, в которой он изложен, а именно «плата граждан в пределах нормы». В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений; в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, учитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 42 (1) Правил, при отсутствии коллективного общедомового, общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого или нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общей площади жилого или нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения № 2 к Правилам, исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии. Исходя из указанных норм законодательства следует, что установление платы за коммунальные услуги (в том числе за отопление) возможно по показаниям приборов учета либо по Правилам в соответствии с расчетом по определенным формулам, понятия норма потребления либо сверх нормы потребления законодательство не содержит, как и не предусматривает установление платы за коммунальные услуги сверх нормы потребления. Кроме того, исходя из общего смысла жилищного законодательства, регламентирующего сферу оплаты коммунальных услуг плата за коммунальную услугу должна быть экономически обоснованной и обеспечивающей доступность услуги для потребителей, нуждающихся в ней.

В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора г.Осинники Гордеева О.А. уточненные требования поддержала, просит признать пункт 3 решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА», не действующим и противоречащим действующему законодательству со дня принятия решения в части: Признать столбец 5 таблицы в приложении 2 п. 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», недействующим и противоречащим законодательству Российской Федерации со дня принятия. Исключить из названия столбца 4 таблицы в приложении 2 п. 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» слова «в пределах нормы». Обязать Совет народных депутатов Калтанского городского округа опубликовать в средствах массовой информации соответствующее решение с исключением столбца 5 таблицы приложения 2 и внесенными изменениями в столбец 4 таблицы в приложении 2 п. 3 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами».

Пояснения дала аналогичные уточненному заявлению, и дополнительно пояснила, что в г. Калтан на протяжении 3 лет искусственно сдерживались цены на услуги ЖКХ по теплоснабжению, в то время, как на территории г. Осинники они повышались. Исходя из этого, размер платы за теплоэнергию в г. Калтан ниже, чем в поселке Малиновка, который раньше относился к территории г. Осинники.

Представитель заинтересованного лица Главы Администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф.- Гизатулина Н.Н. в судебном заседании заявление прокурора г.Осинники не поддержала, просила требования прокурора г. Осинники о признании в части пункта решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г., недействующим и противоречащим действующему законодательству, оставить без удовлетворения. Поддержала письменное возражение на заявление, в котором указано, что все перечисленные в заявлении прокурором нормативные акты, устанавливающие порядок размера платежа для граждан (в ЖК РФ), цены и тарифы на услуги теплоснабжения (в Законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении") какого-либо отношения к принятию норм, установленных решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.10.2013 № 75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» не имеют. Во-первых, все указанные нормативные акты устанавливают экономически обоснованный размер платежа (цену) (себестоимость услуги), а Совет народных депутатов установил льготу для ее уплаты гражданами. Решение Совета не изменяет и не отменяет установленный экономически обоснованный размер платежа. Перечисленные прокурором федеральные нормы имеют иной объект отношений, чем решение Совета. В первом случае - сумма, подлежащая оплате гражданами, во втором - сумма выпадающих доходов у управляющих компаний (ресурсоснабжающих организаций), которую должен погасить Калтанский городской округ за граждан. Во-вторых, решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.2013 № 75-НПА основывается не на перечисленных в заявлении прокурора г. Осинники правовых нормативных актах, а на ежегодных постановлениях Департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец предыдущих финансовых годов. Ссылки прокурора в заявлении на Закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не обоснованы, т.к. данный закон регулирует цены тарифов в сфере теплоснабжения, тогда как размер платежа, установленный решением № 75-НПА, регулирует отношения в сфере коммунальных услуг. Право органов местного самоуправления устанавливать те или иные социальные льготы предусмотрены действующим законодательством. Так, статьей 74.1 БК РФ предусмотрено право органов местного самоуправления предусматривать бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения: на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Согласно части 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Таким образом, органы местного самоуправления были вправе решить каким группам населения установить социальные льготы по оплате коммунальных услуг по отоплению. Решение Совета предоставить разный размер льготы гражданам, которые имеют жилую площадь в пределах социальной нормы жилой площади (ст. 50 ЖК РФ), и гражданам, имеющим квартиры с превышением социальной нормы, также не предоставление льгот лицам, не проживающим в своих жилых помещениях или использующих свои жилые помещения для получения дохода, не противоречат действующему законодательству и соответствуют понятию социальной справедливости. Если в настоящее время снизить размер платы в п. Малиновка, то это будет за счет местного бюджета, а в бюджете нет таких средств, и нет дотаций для этого из области.

Представитель заинтересованного лица администрации Калтанского городского округа Шертухов К.А. в судебном заседании заявление прокурора г.Осинники не поддержал, просил требования прокурора г. Осинники о признании в части пункта решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г., недействующим и противоречащим действующему законодательству, оставить без удовлетворения, поддержал письменные возражения представителя заинтересованного лица Главы Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. - Гизатулиной Н.Н., дополнительно пояснил, что тариф за теплоэнергию установлен региональной энергетической комиссией в размере 1361,6 рублей за 1 Гкал или около 30 рублей за квадратный метр. Согласно Приложения №2 к оспариваемому решению Совета стоимость и 1 Гкал и 1 кв.м ниже как по норме, так и сверх нормы. Отмена в части п.3 решения Совета приведет к тому, что жители будут вынуждены оплачивать 100%, цена за квадратный метр вырастет. Сейчас жители г. Калтан оплачивают примерно 35-40 % от установленных тарифов. Департамент цен и тарифов по Кемеровской области ежегодно устанавливает повышающий коэффициент, больше которого невозможно поднять плату за ЖКХ, он бывает 6-12%. В 2011 году жители п. Малиновка платили за теплоэнергию 21 рубль за 1 квадратный метр, в том же размере они платят и сейчас, и оснований для снижения такого размера не имеется. В настоящее время стоимость услуг за теплоэнергию для жителей п. Малиновка не повышается, а в г. Калтан повышается согласно установленного индекса.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа Парфенов В.Н. в судебном заседании заявление прокурора г.Осинники не поддержал, просил требования прокурора г. Осинники о признании в части пункта решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 75-НПА от 30.09.2013 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г., недействующим и противоречащим действующему законодательству, оставить без удовлетворения, поддержал письменные возражения представителя заинтересованного лица Главы Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. - Гизатулиной Н.Н., и пояснения представителя заинтересованного лица администрации Калтанского городского округа - Шертухова К.А.

Суд, заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, считает, что уточненное заявление прокурора г.Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании в части пункта решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа недействующим и противоречащим действующему законодательству, следует удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 раскрывает понятие местного самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа частью 1 статьи 16 вышеуказанного Закона отнесены в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Закона).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Закона).

Статьей 2 названного Закона определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования. В соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Закона).

Пунктом 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1, 2,3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 48 №131-ФЗ от 06.10.2003 года, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно ст.8 Устава муниципального образования «Город Калтан» к вопросам местного значения города Калтана относятся: организация в границах города Калтана электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.8 ст. 55 Устава, Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в городской газете "Калтанский вестник".

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В суде установлено, что Советом народных депутатов Калтанского городского округа в целях обеспечения эффективной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства города Калтан, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 г. №270 «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011-2013 годы», постановлениями Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 г. №35 «Об утверждении Порядка пересмотра платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области», от 30 мая 2013 г. № 50 «Об установлении предельно максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области» (в ред. постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 20.09.2013 №94); руководствуясь пунктом 32 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования - Калтанский городской округ, принято Решение № 75-НПА от 30.09.2013 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», опубликованное в «Калтанском вестнике» от 03.10.2013 года №40 (830), которым в том числе были утверждены размеры платы граждан за услуги отопления для жителей г.Калтан (л.д. 8-12).

Решением Калтанского городского Совета народных депутатов № 80-НПА от 05.11.2013 г. «О внесении изменений в Решение № 75-НПА от 30.09.2013 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», опубликованном в «Калтанском вестнике» от 07.11.2013 года, внесены изменения в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.2013 года № 75-НПА, а именно, исключены примечания в приложениях 1 и 2, изложена новая редакция Приложений (л.д. 32-36).

В пункте 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», в графе № 4 Приложения №2 (размер платы граждан за услуги отопления) установлено: «Плата граждан в пределах нормы площади», в графе №5 Приложения №2 установлено: «Плата граждан за услуги отопления сверх нормы площади».

Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в редакции федерального закона №237-ФЗ от 27 июля 2010 года), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г. № 258 «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены изменения, которые вносят в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306, вступившие в силу с 1 июля 2012г.

В соответствии с п.3, п.4, п.5, п.6 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 года № 258), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.7 Правил, при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении отопления - в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.

Согласно пунктов 11, 13, 42 вышеуказанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением аналогов либо расчетного метода с использованием формул, определенных в приложениях к Правилам.

При отсутствии коллективного общедомового, общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого или нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общей площади жилого или нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения № 2 к Правилам, исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.

Региональной Энергетической Комиссией Кемеровской области устанавливаются тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Теплосетевая компания Южного Кузбасса» (г.Осинники) на потребительском рынке по узлу теплоснабжения г.Калтан (л.д. 13-16), которые различны для разных муниципальных образований, и исходя из которых рассчитываются размеры платы за услуги по теплоснабжению.

Из оспариваемого Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.2013 года № 75-НПА (в ред. от 05.11.13г. № 80-НПА), графы №4 и графы №5 Приложения №2, следует, что на территории муниципального образования - «Калтанский городской округ» утвержден размер платы граждан за услуги отопления - «Плата граждан в пределах нормы площади», «Плата граждан за услуги отопления сверх нормы площади». Решение принято Калтанским городским Советом народных депутатов в соответствии с положениями, предусмотренными ст.157 Жилищного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г.Калтан, откуда следует, что решение издано в установленном порядке органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг, и следует признать, что указанное решение является нормативным правовым актом. Решение было опубликовано в издании «Калтанский вестник» в первоначальной редакции.

Как следует из материалов гражданского дела, в суд с заявлением о признании в части пункта решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа недействующим и противоречащим действующему законодательству, то есть об оспаривании части нормативного правового акта Калтанского городского Совета народных депутатов обратился прокурор г.Осинники в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 45 ГПК РФ, ст. 251 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку, оспариваемым нормативным актом затрагиваются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, так как решение органа местного самоуправления устанавливает размер платы граждан за коммунальную услугу по теплоснабжению, предоставляемую неопределенному кругу лиц - гражданам, проживающим на территории муниципального образования Калтанского городского округа. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Прокурор г.Осинники обосновывает свое уточненное заявление тем, что размер платы для граждан за услуги отопления устанавливается либо показанием приборов учета тепловой энергии, либо при их отсутствии по формулам, определенным в Правилах, понятий же норма потребления либо сверх норма потребления законодательство не содержит, как и не предусматривает установление платы за коммунальные услуги сверх нормы потребления. Исходя из общего смысла жилищного законодательства, регламентирующего сферу оплаты коммунальных услуг плата за коммунальную услугу должна быть экономически обоснованной и обеспечивающей доступность услуги для потребителей, нуждающихся в ней.

С учетом вышеизложенного, суд находит доводы прокурора г.Осинники обоснованными, поскольку как следует из материалов гражданского дела, установленных судом обстоятельств, вышеприведенных положений законодательства РФ, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и действующего жилищного законодательства РФ, законодательно не предусмотрено разделение платы за коммунальную услугу по «теплоснабжению» в пределах нормы площади, и сверх нормы площади, в связи с чем утверждение Советом народных депутатов Калтанского городского округа в пункте 3 Решения №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», в графе № 4 Приложения №2 размера платы граждан за услуги отопления «в пределах нормы площади», а в графе №5 Приложения №2 размера платы граждан за услуги отопления «сверх нормы площади», противоречит действующему законодательству, а именно Жилищному Кодексу РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012г. № 258 «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»), которые имеют большую юридическую силу.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п.1, п.2, п.7, ст. 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 17, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии с ч.3 ст. 246 ГПК РФ и п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Согласно пп. 3, 4 ст. 52 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 31.01.2006 N 364 (ред. от 12.04.2013) "О принятии изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Город Калтан" в виде новой редакции" (вместе с "Уставом муниципального образования "Городской округ "Город Калтан", "Картографическим описанием муниципального образования "Калтанский городской округ", "Положением о гербе муниципального образования "Калтанский городской округ"), муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным правовым актам РФ, а также Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Кемеровской области.

В силу положений части 2 ст. 253 ГПК РФ, и п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора г.Осинники, признать противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в части указания в графе № 4 Приложения №2 (размер платы граждан за услуги отопления) слов «в пределах нормы площади» и в части установления графой №5 Приложения №2 платы граждан за услуги отопления «сверх нормы площади».

Суд не может согласиться с доводами, изложенными в письменном возражении представителя заинтересованного лица Главы администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. - Гизатулиной Н.Н., в том, что размеры платы за услуги по теплоснабжению, утвержденные оспариваемой частью нормативного акта, являются экономически обоснованными, для снижения размера платы жителям п.Малиновка нет средств в местном бюджете, поскольку это нарушает права неопределенного круга лиц, а именно, граждан, проживающих на территории муниципального образования «Калтанский городской округ».

Так же суд не может согласиться и с тем, что Решение Совета предоставить разный размер льготы гражданам, которые имеют жилую площадь в пределах социальной нормы жилой площади, и гражданам, имеющим квартиры с превышением социальной нормы, также не предоставление льгот лицам, не проживающим в своих жилых помещениях или использующих свои жилые помещения для получения дохода, не противоречит действующему законодательству и соответствует понятию социальной справедливости, поскольку указанные доводы опровергаются материалами гражданского дела, и из оспариваемой части нормативного правового акта органа местного самоуправления не следует, что размер платы для граждан различен, а именно, в связи с предоставленными льготами. Из оспариваемой части нормативного правого акта следует, что размер платы граждан за услуги отопления утвержден «в пределах нормы площади» и «сверх нормы площади», что противоречит действующему законодательству РФ.

Кроме того, согласно ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора г.Осинники и в части обязания Совета народных депутатов Калтанского городского округа после вступления в силу решения суда опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим пункта 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в части указания в графе № 4 Приложения №2 (размер платы граждан за услуги отопления) слов «в пределах нормы площади» и в части установления графой №5 Приложения №2 платы граждан за услуги отопления «сверх нормы площади».

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора г. Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

Признать противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в части указания в графе № 4 Приложения №2 (размер платы граждан за услуги отопления) слов «в пределах нормы площади» и в части установления графой №5 Приложения №2 платы граждан за услуги отопления «сверх нормы площади».

Обязать Совет народных депутатов Калтанского городского округа после вступления в силу решения суда опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим пункта 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №75-НПА от 30.09.13г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в редакции Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа №80-НПА от 05.11.13г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 30.09.13г. №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» в части указания в графе № 4 Приложения №2 (размер платы граждан за услуги отопления) слов «в пределах нормы площади» и в части установления графой №5 Приложения №2 платы граждан за услуги отопления «сверх нормы площади».

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 декабря 2013 года.

Судья:         Т.Е.Богрецова