Мотивированное решение составлено 07.03.2018 г.
Дело № 2-635/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Капустиной С.В.
при секретаре Клинковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 2 марта 2018 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к ОАО «Управляющая компания» о взыскании платы за отопление, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 с учетом уточненного искового заявления обратились в суд к ОАО «Управляющая компания» о взыскании платы за отопление за 2013-2015 гг., компенсации морального вреда по 20 000 руб. в пользу каждого из истцов, взыскании штрафа за неудовлетворение требований потребителей в добровольном порядке.
Мотивировали исковые требования тем, что являются собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>. Управление данным домом с 01.09.2008 года осуществляет ОАО «Управляющая компания». Истцам стало известно, что в 2013 году управляющей организацией был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, допущенный к эксплуатации МУП «Теплоэнерго», и оплата теплового ресурса управляющей организацией осуществлялась с учетом показаний данного прибора учета. При этом управляющая компания выставляла собственниками и нанимателям счета по оплате за отопление по нормативу, без учета показаний общедомового прибора учета и без корректировки платы.
Председатель Совета дома ФИО13 неоднократно обращалась в управляющую компанию с требованием о корректировке платы и в надзорные организации. Корректировка платы ответчиком не выполнена, в связи с чем собственники переплатили за услуги, им причинен моральный вред.
В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, направили в суд своих представителей.
Представители истцов - по доверенностям ФИО13 и по устному ходатайству ФИО14 исковые требования поддержали в полном объеме. Объяснили, что в конце 2016 г. истцам стало известно о том, что управляющая компания в 2013 г. управляющей организацией был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Председатель Совета дома ФИО13 в апреле 2016 г. и в феврале 2017 г. обращалась в управляющую компанию с требованием о корректировке платы, перерасчет не сделан. Срок исковой давности необходимо исчислять с конца 2016 г., когда истцам стало известно о нарушении их прав.
Третьи лица на стороне истцов – ФИО15 (ранее - ФИО7) О.В. и ФИО16 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания» - по доверенности ФИО17 согласилась с исковыми требованиями в части перерасчета за 2014-2015 годы. К исковым требованиям истцов о перерасчете за 2013 г. просила применить срок исковой давности, который надлежит исчислять с 01.04.2014 г. Не согласилась с компенсацией морального вреда и штрафа, так как требования истцов удовлетворены -управляющая компания сделала перерасчет, но поскольку собственники приняли решение о переходе на прямые расчеты за отопление с МУП «Теплоэнерго», то управляющая компания будет переплату за отопление засчитывать по строке «содержание и ремонт жилья». В случае взыскании штрафа просила применить ст. 333 ГК РФ и снизить его размер.
Представитель третьего лица - МУП «Теплоэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит исковые требования истцов подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (ч. 2 ст. 13 указанного Закона).
Частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012 г. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу подпунктов «и», «к» пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из анализа приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2013 г. ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Вместе с тем названная норма не прекращает обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом ввод прибора учета в эксплуатацию является неотъемлемой частью процедуры установки прибора учета, ее завершающим этапом.
Кроме того, в соответствии с пунктами 61, 62 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
По сообщению МУП «Теплоэнерго» многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ). Акт ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в указном доме подписан МУП «Теплоэнерго» и ОАО «Управляющая компания» 18.04.2013 года. Далее данный прибор ежегодно допускался к эксплуатации на отопительные периоды.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм права ОАО «Управляющая компания» должно производить расчеты с потребителями на основании данных приборов учета.
ФИО10 и ФИО3 являются нанимателями жилого помещения, остальные истцы - собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> (л.д. №).
Однако, начисление платы за отопление для собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома производилось ОАО «Управляющая компания» по нормативам потребления, корректировка оплаты за отопление в соответствии с показаниями ОДПУ не производилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 4,5 пункта 42 (1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии; в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах требование истцов о возложении на ОАО «Управляющая компания» обязанности произвести перерасчет платы за отопление правомерно.
Согласно п. 3(2) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2), в том числе, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год.
С учетом изложенного требования истцов о корректировке платы за отопление подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Поскольку исполнитель услуги производит корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале следующего календарного года, то срок исковой давности по исковому требованию истцов о перерасчете платы за 2013 г. исчисляется с 01.04.2014 г. и истек 01.04.2017 г. С иском в суд истцы обратились 15.12.2017 г., то есть после истечения срока исковой давности. Как объяснили представители истцов, истцам стало известно об установке общедомового прибора учета теплоэнергии в конце 2016 г., но истцы своевременно в суд с иском не обратились, уважительных причин для восстановления пропущенного срока не имеют.
Таким образом, суд применяет срок исковой давности и взыскивает оплату с ответчика за отопление за 2014-2015 г. Поскольку собственники помещений перешли на прямые расчеты с поставщиком теплоресурсов, суд признает невозможной корректировку оплаты за отопление за счет средств статьи «содержание и ремонт».
Спор между сторонами о размере переплаты отсутствует, расчет ОАО «Управляющая компания» истцы проверили и с расчетом согласились.
На основании изложенного, суд взыскивает с ОАО «Управляющая компания» в пользу ФИО1 - 8 418 руб. 62 коп., ФИО2 – 9 087 руб. 55 коп., ФИО3 - 9 451 руб. 10 коп., ФИО4 – 8 631 руб. 08 коп., ФИО5 – 9 023 руб. 65 коп., ФИО6 – 9 634 руб. 62 коп., ФИО7 - 8 556 руб. 39 коп., ФИО8 – 9 046 руб. 33 коп., ФИО9 – 8 729 руб. 35 коп., ФИО10 – 8 337 руб. 08 коп., ФИО11 – 10 958 руб. 01 коп., ФИО12 – 8 304 руб. 26 коп.
Поскольку на рассматриваемые правоотношения распространяются общие нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», требование истцов о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по договору управления, истцам причинены нравственные страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. На основании изложенного, учитывая длительное время нарушения права истцов ответчиком суд взыскивает с ОАО «Управляющая компания» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере по 1000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Истцы обращались в ОАО «Управляющая компания» с коллективным заявлением о корректировке платы за отопление 14.12.2017 года (л.д. №). В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общий срок ответа на требования потребителей составляет 10 дней.
Несмотря на то, что на следующий день после подачи заявления в управляющую компанию истцы обратились с иском в суд, не дожидаясь ответа на свое заявление, суд приходит к выводу о взыскании штрафа с ответчика в пользу истцов, поскольку на момент рассмотрения спора требования потребителей о корректировке платы за отопление ответчиком не были удовлетворены.
С учетом изложенного, при взыскании штрафа суд, принимая во внимание ходатайство ответчика, обстоятельства дела, последствия нарушения прав потребителей и добровольное признание исковых требований ответчиком, суд на основании ст. 333 ГК РФ снижает размер штрафа до 10% от присужденных судом сумм.
Штраф составит в пользу:
ФИО1 - (8 418 руб. 62 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 941 руб. 86 коп.
ФИО2 – (9 087 руб. 55 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 1008 руб. 76 коп.
ФИО3 - (9 451 руб. 10 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 1045 руб. 11 коп.
ФИО4 – (8 631 руб. 08 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 963 руб. 11 коп.
ФИО5 – (9 023 руб. 65 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 1002 руб. 37 коп.
ФИО6 – (9 634 руб. 62 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 1063 руб. 46 коп.
ФИО7 - (8 556 руб. 39 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 955 руб. 64 коп.
ФИО8 – (9 046 руб. 33 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 1004 руб. 63 коп.
ФИО9 – (8 729 руб. 35 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 972 руб. 94 коп.
ФИО10 – (8 337 руб. 08 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 933 руб. 71 коп.
ФИО11 – (10 958 руб. 01 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 1195 руб. 80 коп.
ФИО12 – (8 304 руб. 26 коп. + 1000 руб.) х 10 % = 930 руб. 43 коп.
Так как истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в бюджет городского округа город Рыбинск с применением ч. 2 ст. 333.20 НК РФ в размере 600 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО1 уплаченные денежные средства в размере 8 418 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 941 руб. 86 коп., всего 10 360 руб. 48 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО2 уплаченные денежные средства в размере 9 087 руб. 55 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 1008 руб. 76 коп., всего 11 096 руб. 31 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО3 уплаченные денежные средства в размере 9 451 руб. 10 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 1045 руб. 11 коп., всего 11 496 руб. 21 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО4 уплаченные денежные средства в размере 8 631 руб. 08 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 963 руб. 11 коп., всего 10 594 руб. 19 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО5 уплаченные денежные средства в размере 9 023 руб. 65 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 1002 руб. 37 коп., всего 11 026 руб. 02 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО6 уплаченные денежные средства в размере 9 634 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 1063 руб. 46 коп., всего 11 698 руб. 08 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО7 уплаченные денежные средства в размере 8 556 руб. 39 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 955 руб. 64 коп., всего 10 512 руб. 03 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО8 уплаченные денежные средства в размере 9 046 руб. 33 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 1004 руб. 63 коп., всего 11 050 руб. 96 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО9 уплаченные денежные средства в размере 8 729 руб. 35 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 972 руб. 94 коп., всего 10 702 руб. 29 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО10 уплаченные денежные средства в размере 8 337 руб. 08 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 933 руб. 71 коп., всего 10 270 руб. 79 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО11 уплаченные денежные средства в размере 10 958 руб. 01 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 1195 руб. 80 коп., всего 13 153 руб. 81 коп.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в пользу ФИО12 уплаченные денежные средства в размере 8 304 руб. 26 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 930 руб. 43 коп., всего 10 234 руб. 69 коп.
В остальной части исковых требований истцам - отказать.
Взыскать с ОАО городского округа город Рыбинск «Управляющая компания» в бюджет городского округа город Рыбинск государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья