ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-635/2012 от 23.05.2012 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-635-12

РЕШЕНИЕ

Именем РоссийскойФедерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Алексеевой Г.И.,

при секретаре Маркизовой А.А.,

при участии истцов Вазюковой З.Е., Калюковой В.В., Алексеевой Т.П., Семеновой И.П.,

Зайцевой Е.С., представителя истцов по доверенностям Егорова В.А.,

представителя ответчика по доверенности Огневой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Н.Г., Зайцевой Е.С., Петрова Ю.К., Григорьева Ю.И., Вазюковой З.Е., Семеновой И.П., Калюковой В.В., Любимова Л.А., Алексеевой Т.П., Ливанова В.К., Бекнева В.Н., Кузьминой Л.Г. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Национальный лицей-интернат имени Г.С.Лебедева» г.Чебоксары о взыскании стимулирующих выплат, компенсации за просрочку выплат, компенсации морального вреда,

установил:

Кузьмина Л.Г., Ливанов В.К., Алексеева Т.П., Петров Ю.К., Бекнев В.Н., Любимов Л.А., Вазюкова З.Е., Григорьев Ю.И., Пелеева Э.Ю., Иванов Ю.Я., Семенова И.П., Калюкова В.В., Васильева Н.Г., Зайцева Е.С. обратились в суд с исками к Управлению образования администрации г.Чебоксары (далее Управление образования, Управление), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Национальный лицей-интернат имени Г.С.Лебедева» г.Чебоксары (далее МОУ НЛИ, лицей, учреждение) о взыскании стимулирующих выплат за 2010-2011 гг.

Истцы указывали, что являются работниками учреждения, с 2010 года выплаты стимулирующего характера им производятся не в полном объеме. Истцы обращались с коллективным письмом в прокуратуру Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, в Управление образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, в прокуратуру Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о проверке фактов нарушения трудового законодательства, связанных с нарушением положения о выплате стимулирующей части оплаты труда. Заработная плата была значительно снижена без надлежащего уведомления. ДД.ММ.ГГГГ Генеральной прокуратурой РФ коллективное обращение истцов было направлено в прокуратуру Чувашской Республики.

Прокуратурой Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики по заданию прокуратуры Чувашской Республики была проведена проверка по коллективному обращению истцов. По итогам данной проверки было установлено, что в 2010 году на оплату труда работников МОУ НЛИ было выделено СУММА., в том числе на стимулирующие выплаты СУММА., что составляет 26,4 % от фонда оплаты труда (далее также ФОТ). В 2011 году было выделено СУММА., в том числе на стимулирующие выплаты СУММА., что составляет 5,4 % от ФОТ. Прокуратурой было выявлено нарушение действующего законодательства, связанное с выплатами стимулирующего характера не в полном объеме. О выявленных нарушениях извещена Алексеева Т.П. письмом от ДД.ММ.ГГГГ, которая известила истцов в начале учебного года ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы полагают, что установленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд не пропущен, поскольку о невыплате стимулирующей части ФОТ работников муниципальных образовательных учреждений истцы узнали лишь в конце августа 2011 года после получения письма из прокуратуры Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики (л.д. 2-4, 9-11, 27-29, 50-52, 56-58, 68-70, 74-76, 89-91, 96-98, 108-110, 118-120, 128-130, 134-136, 143-145 т. 1).

Указанные дела соединены в одно производство определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6 т. 1).

В последующем истцы Зайцева Е.С., Петров Ю.К., Бекнев В.Н., Григорьев Ю.И., Вазюкова З.Е., Семенова И.П., Калюкова В.В., Любимов Л.А., Алексеева Т.П. уточнили требования, обратившись в суд с иском к МОУ НЛИ о взыскании стимулирующих выплат за 2010-2011 гг. в размере по СУММА каждому (л.д. 72-74 т. 3).

Определениями Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ приняты отказы истцов Иванова Ю.Я., Пелеевой Э.Ю. от иска, гражданское дело в указанной части производством прекращено (л.д. 103 т. 3, л.д. 11 т. 4).

ДД.ММ.ГГГГ истцы Васильева Н.Г., Семенова И.П., Зайцева Е.С., Петров Ю.К., Григорьев Ю.И., Любимов Л.А., Калюкова В.В., Алексеева Т.П., Ливанов В.К., Бекнев В.Н., Кузьмина Л.Г., Вазюкова З.Е. вновь уточнили исковые требования, заявив их к МОУ НЛИ, указывая, что являются работниками учреждения, с 2010 года выплаты стимулирующего характера производятся ответчиком не в полном объеме.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года № 317 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики», распоряжением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2008 года № 4016-р «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений г.Чебоксары, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений финансируемых из бюджета г.Чебоксары» введена новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений, предусматривающая выплаты стимулирующего характера.

Согласно п.п. 4, 5, 11 Положения об установлении системы оплаты руда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года № 317, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики. Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по решению министерства и иного органа исполнительной власти Чувашской Республики, учреждения, являющегося главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований, что также указывается в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года № 349 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки».

Согласно п. 1.4 Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств по бюджетным средствам и средствам, поступающим от приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований, могут направляться учреждениями на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труд, формируемых за счет бюджетных ассигнований. Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

Согласно п. 1.5 Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, фонд оплаты труда работников учреждений состоит из базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, а также выплат компенсационного характера:

ФОТ = ФОТ + ФОТ + В,

оу б ст к

где:

ФОТб - базовая часть фонда оплаты труда работников учреждения;

ФОТст - стимулирующая часть фонда оплаты труда работников учреждения;

Вк - выплаты компенсационного характера.

Базовая часть фонда оплаты труда работников учреждения включает ФОТ административно-управленческого персонала (ФОТауп), ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего образовательный процесс (ФОТпп), ФОТ учебно-вспомогательного персонала (ФОТувп), ФОТ младшего обслуживающего персонала (ФОТмоп):

ФОТ = ФОТ + ФОТ + ФОТ + ФОТ.

б ауп пп увп моп

Стимулирующая часть фонда оплаты труда (ФОТст) определяется по формуле:

ФОТ = ФОТ x Д,

ст оу ст

где:

Дст - стимулирующая доля ФОТоу.

С учетом полученных истцами денежных средств выходит, что денежные средства в размере 30 % от объема на оплату труда не в полном объеме распределяются в качестве выплаты стимулирующего характера.

Каждым из истцов согласно приведенному ими расчету не получены выплаты стимулирующего характера: Васильева Н.Г. СУММА.; Семенова И.П.СУММА.; Зайцева Е.С. СУММА.; Петров Ю.К. СУММА.; Григорьев Ю.И.СУММА.; Любимов Л.А.СУММА.; Калюкова В.В. СУММА.; Алексеева Т.П. СУММА.; Ливанов В.К. СУММА.; Бекнев В.Н.СУММА.; Кузьмина Л.Г.СУММА.; Вазюкова З.Е.СУММА.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ истцы просят взыскать денежную компенсацию за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно приведенному ими расчету: Васильева Н.Г.СУММА.; Семенова И.П. СУММА.;

Зайцева Е.С.СУММА Петров Ю.К. СУММА.; Григорьев Ю.И. СУММА.; Любимов Л.А. СУММА.; Калюкова В.В. СУММА.; Алексеева Т.П. СУММА.; Ливанов В.К. СУММА.; Бекнев В.Н. СУММА.; Кузьмина Л.Г. СУММА.; Вазюкова З.Е. СУММА.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, поскольку ответчиком систематически нарушаются права истцов, истцы просят также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере по СУММА. каждому (л.д. 113-116 т. 3).

В судебном заседании истцы Семенова И.П., Зайцева Е.С., Калюкова В.В., Вазюкова З.Е., Алексеева Т.П., представитель истцов Алексеевой Т.П., Семеновой И.П., Зайцевой Е.С., Калюковой В.В., Вазюковой З.Е., Любимова Л.А., Григорьева Ю.И., Бекнева В.Н., Петрова Ю.К. по устному ходатайству и по доверенностям Егоров В.А. уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ поддержали.

Истцы Кузьмина Л.Г., Петров Ю.К., Васильева Н.Г., Любимов Л.А., Григорьев Ю.И., Бекнев В.Н., Ливанов В.К. в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела без их участия (л.д. 39 т. 4).

Представитель ответчика по доверенности Огнева И.С. исковые требования не признала, поддержав ранее представленные письменные возражения, указывая, что истцами пропущен срок для обращения в суд, выплаты стимулирующего характера произведены истцам в полном объеме в пределах выделенных на эти цели средств.

Представитель третьего лица Управления образования, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 32 т. 4), в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.

Суд счел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Выслушав явившихся истцов, их представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив надзорное производство прокуратуры Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истцы являются работниками МОУ НЛИ, что не оспаривалось представителем ответчика, которым представлены документы о приеме и переводе истцов (л.д. 133-156 т. 2).

В соответствии со ст. 54 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Аналогичное положение предусмотрено и ст. 54 Закона Чувашской Республики от 28 января 1993 года «Об образовании».

В представленных суду трудовых договорах, заключенных с истцами, размеры стимулирующих выплат не указаны.

В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в том числе работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 года для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда.

Приказом Министерства финансов РФ от 30 октября 2008 года № 120н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» утверждено «Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование».

Указанное Примерное положение включает в себя рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера и критерии их установления, рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, условия оплаты труда руководителя, его заместителей, главного бухгалтера федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование».

Указанное примерное положение распространяется на федеральные бюджетные учреждения, к которым учреждение - ответчик МОУ НЛИ не относится. А изложенное в Положении регулирование порядка оплаты труда работников учреждения за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, формирования ФОТ носит рекомендательный характер.

Из представленных свидетельства о государственной регистрации ответчика, приказа Управления образования № О-358/1 от 15 декабря 2011 года, постановления главы администрации г.Чебоксары от 17 ноября 2011 года № 527 следует, что МОУ НЛИ является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (л.д. 170-178 т. 1).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года № 317 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики» предусмотрено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премии и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации (п. 3). Пунктом 11 указанного Положения предусмотрено, что ФОТ работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики. Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по решению министерства и иного органа исполнительной власти Чувашской Республики, учреждения, являющегося главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

Главным распорядителем бюджетных средств Управлением образования определены источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности (л.д. 48-52 т. 2). Денежные средства использованы лицеем в соответствии с отчетами об исполнении бюджета (л.д. 98-133 т. 2). А правильность расходования средств от приносящей доход деятельности подтверждена утвержденной Управлением образования сметой доходов и расходов (л.д. 46-50 т. 3).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года № 349 утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки.

Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 декабря 2008 года № 337 утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования администрации города Чебоксары. Указанным Положением в том числе определены наименование, условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в учреждениях.

Согласно Положению фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств по бюджетным средствам и средствам, поступающим от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, могут направляться учреждениями на выплаты стимулирующего характера (п. 1.4).

Оплата труда работников включает в себя размеры окладов (ставок) по ПКГ, коэффициенты к окладам (ставкам), выплаты компенсационного, стимулирующего характера к окладам (ставкам) (п. 1.8).

Размеры окладов (ставок) устанавливаются руководителем учреждения по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы. Размеры выплат по коэффициентам определяются путем умножения размера оклада (ставки) по соответствующей ПКГ на величину коэффициента по соответствующему уровню ПКГ (п. 1.9).

В учреждениях устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

надбавка за интенсивность и высокие результаты работы;

надбавка за качество выполняемых работ;

премии за выполнение особо важных и ответственных работ;

премиальные выплаты по итогам работы;

доплаты и надбавки от оклада (ставки):

лицам, награжденным государственными наградами, почетными званиями, соответствующими нагрудными знаками, - надбавка до 25 % от минимального оклада (ставки);

лицам, работающим в муниципальных образовательных учреждениях общего образования, имеющим ученые степени: доктора наук - до 30 %; кандидата наук - до 20 % (п. 7.1).

Выплаты стимулирующего характера выплачиваются по результатам оценки выполнения утвержденных критериев и показателей деятельности каждого работника учреждения. Критерии и показатели деятельности работников учреждения (кроме руководителя учреждения, критерии и показатели деятельности которого утверждаются управлением образования администрации города Чебоксары) утверждаются руководителем учреждения в разрезе должностей по согласованию с органом государственно-общественного самоуправления и профсоюзной организацией учреждения (или иным органом, представляющим интересы всех или большинства работников учреждения) (п. 7.2 в редакции, действовавшей до принятия Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 января 2012 года № 4, которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2011 года).

Выплаты стимулирующего характера в виде надбавок за качество выполняемых работ (в редакции Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 января 2012 года № 4) осуществляются по решению руководителя учреждения по результатам оценки выполнения утвержденных критериев и показателей деятельности каждого работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников учреждения:

заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;

руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей, - по представлению заместителей руководителя;

остальных работников, занятых выполнением уставной деятельности и возложенных на них функций, - по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения, заместителей руководителя учреждения.

Решение об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителю учреждения принимается начальником управления образования администрации города Чебоксары, другим работникам - руководителем учреждения по согласованию с органом государственно-общественного самоуправления и профсоюзной организацией (или иным органом, представляющим интересы всех или большинства работников учреждения) (п. 7.3).

Надбавка за интенсивность и высокие результаты работы производится работникам учреждения за: интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой контингента и большим разнообразием развивающих программ; особый режим работы; непосредственное участие в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных, республиканских и муниципальных программ; организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения.

Надбавка устанавливается приказом руководителя учреждения (сроком на один год - в редакции Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 января 2012 года № 4). Руководителю учреждения надбавка устанавливается приказом начальника управления образования администрации города Чебоксары. Размер надбавки может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к минимальному окладу (ставке). Максимальным размером выплата за интенсивность и высокие результаты работы не ограничена (п. 7.5).

Надбавка за качество выполняемых работ работнику учреждения устанавливается руководителем учреждения с учетом выполнения работником утвержденных учреждением критериев и показателей, позволяющих оценить результативность и качество работы (кроме руководителей учреждений, критерии и показатели премирования которых утверждаются управлением образования администрации города Чебоксары - в ранее действовавшей редакции - органами исполнительной власти) (п. 7.6).

Выплата премий за выполнение особо важных и ответственных работ осуществляется по итогам выполнения особо важных и ответственных работ. Особо важными и ответственными работами могут считаться работы, проводимые при: подготовке объектов к учебному году; устранении последствий аварий; подготовке и проведении международных, российских, республиканских, городских мероприятий научно-методического, социокультурного и другого характера, а также смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, научно-практических конференций, форумов, спартакиад, олимпиад, мастер-классов (п. 7.7).

При премировании по итогам работы (за месяц, квартал, год) учитываются: инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; достижение высоких результатов в работе в соответствующий период; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; участие в инновационной деятельности; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности учреждения; участие в соответствующем периоде в выполнении важных работ, мероприятий (п. 7.8).

Размер премии может определяться как в процентах к минимальному окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Размер премии по итогам работы не ограничен (п. 7.9).

Таким образом, суд приходит к выводу, что для муниципальных образовательных учреждений указанный размер стимулирующих выплат - 30 % ФОТ, формируемого за счет бюджетных средств, носит рекомендательный характер, следовательно размер ФОТ на стимулирующие выплаты ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, при условии их направления на выплату стимулирующей части заработной платы.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда подлежат обязательному указанию в трудовом договоре.

Изменение системы оплаты труда является изменением условий трудового договора. В соответствии со ст. 72 ТК РФ такое изменение возможно по соглашению сторон, то есть с согласия работника.

Изменение оплаты труда в связи с введением новых систем оплаты труда в бюджетных образовательных учреждениях изменяет организационные условия труда, поэтому должно проводиться в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.

Таким образом, введение новой системы оплаты труда в конкретном образовательном учреждении требует принятия соответствующего локального нормативного акта или внесения изменений в коллективный договор.

Положение о распределении стимулирующей части ФОТ работников МОУ НЛИ согласовано и утверждено 25 марта 2010 года, разработано в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации г.Чебоксары от 31 декабря 2008 года № 337, и ему соответствует (л.д. 1-15 т. 2).

Так, Положением предусмотрено, что надбавка за интенсивность и высокие результаты работы производится работникам учреждения за: интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой контингента и разнообразием развивающих программ; особый режим работы; участие в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных, республиканских и муниципальных программ; организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения.

Надбавка устанавливается приказом руководителя учреждения сроком не более одного года. Размер надбавки может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к должностному окладу. Максимальным размером выплата за интенсивность и высокие результаты труда не ограничена.

Надбавка за качество выполняемых работ устанавливается по результатам оценки выполнения утвержденных показателей и критериев эффективности работы всех работников.

Для оценки эффективности работы работников учреждения утверждается перечень показателей и критериев работы с указанием весового коэффициента каждого показателя и критерия в разрезе наименований должностей (приложение ). Оценка выполнения показателей осуществляется рабочей комиссией учреждения, созданной для этих целей, с участием органа государственно-общественного самоуправления и профсоюзной организации учреждения (или иного органа, представляющего интересы всех или большинства работников учреждения). Оценка эффективности работы осуществляется по критериям определения качества профессиональной деятельности работников, утвержденным учреждением.

При определении размера стимулирующих выплат по результатам работы работникам учреждения по каждому показателю устанавливается весовой коэффициент показателя в баллах в зависимости от значимости показателя. Определяется объем стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения (в процентах от расходов на оплату труда по коду ЭКР 211 сметы доходов и расходов). На основе проведенной оценки профессиональной деятельности работников учреждения производится подсчет баллов два раза в год по всем показателям за предыдущий период (в сентябре - за период с января по август включительно; в январе - за период с сентября по декабрь включительно). После подсчета баллов составляется сводный оценочный лист, отражающий количество баллов, набранных каждым работником.

Путем суммирования баллов, набранных каждым работником находится общая сумма баллов, используемая для определения денежного веса одного балла.

Размер стимулирующей части ФОТ, отводимый на выплату надбавок за качество работы (за вычетом надбавки руководителю, установленной приказом управления образования), делится на общую сумму баллов, набранную работниками учреждения. В результате получается денежный вес одного балла.

Далее денежный вес одного балла умножается на сумму баллов, набранных работником, таким образом, получается размер выплат по результатам работы каждого работника на рассматриваемый период.

Стоимость веса одного балла корректируется ежемесячно в пределах стимулирующей части ФОТ (в связи с нахождением работников в очередных отпусках, командировках с сохранением средней зарплаты, временной нетрудоспособности и т.д.).

Выплаты за качество выполняемых работ осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения за фактически отработанное время.

При изменении размера стимулирующей части ФОТ учреждения (увеличение или уменьшение) фонда оплаты труда производится корректировка денежного веса одного балла, и, соответственно, размера выплат, в соответствии с новым размером стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения. Корректировка денежного веса 1 балла производится с месяца, с которого изменился размер стимулирующей части фонда оплаты труда.

Премирование работников осуществляется из стимулирующей части и за счет экономии ФОТ на основе положения о премировании, утверждаемого локальным актом учреждения, в пределах годового фонда оплаты труда.

Выплата премий за выполнение особо важных и ответственных работ осуществляется по итогам выполнения особо важных и ответственных работ. Особо важными работами считаются: подготовка объектов к учебному году; подготовка и проведение международных, российских, республиканских, муниципальных мероприятий научно - методического, социокультурного и другого характера, а также смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, научно - практических конференций, форумов, спартакиад, олимпиад, мастер-классов.

Выплата премий осуществляется единовременно.

При премировании по итогам работы учитываются: инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; достижение высоких результатов в работе в соответствующем периоде; участие в инновационной деятельности.

Размер премии может определяться как в процентах к должностному окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Размер премии по итогам работы не ограничен.

Установление ежемесячных надбавок работникам образовательных учреждений, имеющих государственные награды, почетные звания, нагрудные знаки осуществляется один раз в год к 1 сентября. Размер надбавки составляет до 25 % от должностного оклада. Лицам, имеющим ученые степени: доктора наук - до 30 %; кандидата наук - до 20 %.

Оценку качества выполняемых работ на основе утвержденных показателей и критериев осуществляет рабочая комиссия, созданная приказом по учреждению. В состав рабочей группы включаются представители органа государственно-общественного самоуправления.

Для этого каждый работник учреждения, в том числе и совместитель, представляет в рабочую комиссию аналитическую справку о работе по выполнению критериев и показателей за соответствующий период. Аналитическая справка представляется к 10 января и к 10 сентября. Аналитическая справка должна содержать текстовую часть (краткий анализ работы с приведением конкретных цифр, процентов; динамики и др.) и анализ выполнения утвержденных показателей и критериев.

Результаты оценки оформляются оценочными листами утвержденной формы по каждому работнику (приложение № 2). По результатам оценочных листов составляется сводный оценочный лист (приложение № 3). Результаты оценки заносятся в протокол утверждения сводного оценочного листа (приложение № 4). Протокол составляется в одном экземпляре и подписывается председателем и членами рабочей группы. В случае запроса работника о выдаче оценочного листа, ему выдается копия оценочного листа, заверенная подписью руководителя учреждения и печатью.

В случае несогласия работника с результатами оценки в течение 5 дней с момента ознакомления его с оценочным листом с его баллами, работник вправе подать, а комиссия обязана принять обоснованное письменное заявление о его несогласии с оценкой результативности его профессиональной деятельности. Основанием для подачи такого заявления может быть только факт нарушения установленных настоящим Порядком норм, а также технические ошибки при работе с текстами, таблицами, цифровыми данными. Апелляции работников учреждения по другим основаниям комиссией не принимаются и не рассматриваются.

Комиссия обязана осуществить проверку обоснованности заявления работника и дать ему ответ по результатам проверки в течение 5 дней после принятия заявления. В случае установления в ходе проверки факта нарушения норм настоящего Порядка, повлекшего ошибочную оценку профессиональной деятельности работника, выраженную в оценочных баллах, комиссия принимает меры для исправления ошибки.

На основании протокола руководитель учреждения издает приказ о выплате надбавок за качество работы работникам учреждения за соответствующей период и передает его с приложением протокола в бухгалтерию для начисления надбавок.

По истечении 10 дней после заседания комиссии решение комиссии об утверждении оценочного листа вступает в силу.

Приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по распределению стимулирующей части ФОТ (л.д. 54 т. 2).

Из представленных ответчиком документов следует, что именно таким образом, в предусмотренном Положением порядке, по утвержденным критериям, происходило распределение денежных средств на выплату стимулирующей части заработной платы, что подтверждается сводными оценочными листами (л.д. 1-12 т. 3), приказами о поощрительных выплатах из стимулирующей части ФОТ (л.д. 57-73, 76-79, 171-177, 178, 202-206, 210-246 т. 2), протоколами заседания комиссии по распределению стимулирующей части ФОТ (л.д. 80-97 т. 2), сводными отчетами выплат стимулирующего характера (л.д. 179-202 т. 1).

Денежные средства на выплату стимулирующей части заработной платы, поступившие на эти цели, лицеем распределены в соответствии с Положением о распределении стимулирующей части ФОТ работников МОУ НЛИ в полном объеме.

Письмо Минобрнауки РФ 22 ноября 2011 года, на которое ссылались истцы и их представитель, предусматривает, что из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделяются субсидии для приобретения оборудования для общеобразовательных учреждений, транспортных средств для перевозки обучающихся, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем создания в них центров дистанционного обучения; высвободившиеся средства должны быть направлены субъектами Российской Федерации на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.

Однако письмо не является нормативным документом и не свидетельствует о том, что ответчиком неправильно расходовались денежные средства от приносящей доход деятельности.

Правильность распределения поступающих денежных средств подтверждена и актом проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 175-185 т. 3).

При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность ответчика по выплате стимулирующей части оплаты труда ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, суд полагает требования истцов о взыскании недополученной заработной платы в виде стимулирующих выплат не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, суд полагает, что имеет место и пропуск истцами срока для обращения в суд, о чем заявлено представителем ответчика.

Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка лицея заработная плата выплачивается за первую половину месяца 22 числа, за вторую половину месяца 7 числа следующего за расчетным месяца (п. 6.4) (л.д. 41-47 т. 2). Те же сроки выплаты подтверждены Финансовым управлением администрации г.Чебоксары (л.д. 134 т. 2).

Истцы не оспаривали, что заработная плата выплачивались и расчетные листки с указанием составных частей заработной платы им выдавались ежемесячно. Расчетные листки суду представлены (л.д. 13-45 т. 3).

Истцы обратились в суд с указанным иском ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом установленных в лицее сроков выплаты заработной платы трехмесячный срок для обращения в суд истцами пропущен по требованиям о взыскании стимулирующих выплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, поскольку срок выплаты заработной платы за июль 2011 года - ДД.ММ.ГГГГ.

До обращения в иском в районный суд истцы обратились с жалобами в прокуратуру, Минобразования Чувашской Республики, что свидетельствует о том, что истцам о нарушении их прав на выплату стимулирующей части заработной платы было известно до момента получения письма прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и препятствий для обращения в суд у них не имелось.

Таким образом, уважительных причин для пропуска истцами срока для обращения в суд не имеется, доказательств наличия таких причин истцами суду не представлено.

Начисление истцам заработной платы в указанных ими суммах работодателем не производилось, в связи с чем по данному делу не может быть применен п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Срок обращения в суд по требованию о взыскании стимулирующих выплаты за каждый отработанный месяц подлежит самостоятельному исчислению.

В соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

При таких обстоятельствах требования истцов о взыскании стимулирующих выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно не подлежат удовлетворению и в связи с пропуском срока обращения в суд по указанным требованиям.

Поскольку требования о взыскании компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда производны от требования о взыскании заработной платы, в удовлетворении которых отказано, они также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Васильевой Н.Г., Зайцевой Е.С., Петрова Ю.К., Григорьева Ю.И., Вазюковой З.Е., Семеновой И.П., Калюковой В.В., Любимова Л.А., Алексеевой Т.П., Ливанова В.К., Бекнева В.Н., Кузьминой Л.Г. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Национальный лицей-интернат имени Г.С.Лебедева» г.Чебоксары о взыскании стимулирующих выплат, компенсации за просрочку выплат, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Председательствующий: судья Г.И. Алексеева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна.

Справка: РЕШЕНИЕ Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ Московского районного суда Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Подлинник решения находится в гражданском деле №2-635/2012 (2-6553/2011;) г. в Московском районном суде г. Чебоксары.

Судья Гл. специалист