Дело №2-635/2013
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
06 августа 2013 года город Онега
Онежский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Яровицыной Д.А.,
с участием прокурора Яковлевой В.А.,
при секретаре Ильиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным действий по начислению и взиманию с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг,
установил:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» о признании незаконным действий по начислению и взиманию с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг. Возложении обязанности со дня вступления решения в законную силу прекратить начисление и взимание с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
В обоснование требований указывает, что в ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства, ответчик производит гражданам начисления по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, потребленную на общедомовые нужды, тогда как указанные расчеты вправе производить управляющая многоквартирным домом компания.
Определением суда от 06 августа 2013 года производство по делу в части возложения на ответчика обязанности со дня вступления решения в законную силу прекратить начисление и взимание с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по водоотведению прекращено, в связи с отказом прокурора от данных исковых требований.
В процессе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просил признать действия ответчика незаконными, а также возложить на ООО «Водоканал» обязанность со дня вступления решения в законную силу прекратить начисление и взимание с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению, за исключением случая осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управление таким домом.
В судебном заседании прокурор уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика В., действующий на основании доверенности с заявленными требованиями не согласился по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
При этом пояснил, что ООО «Водоканал» производит начисление и взимание с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг, поскольку управляющие организации в настоящее время от заключений договоров на водоснабжение и водоотведение уклоняются, несмотря на неоднократные предложения со стороны ответчика.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена статьей 155 ЖК РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ определено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 155 ЖК РФ в случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.
Прямая же оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (ч.8 ст.155 ЖК РФ).
Как следует из ч. 2 ст.155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Из материалов дела следует, что Онежской межрайонной прокуратурой по заявлениям граждан, была проведена проверка исполнения ООО «Водоканал» законодательства в жилищно – коммунальной сфере, в ходе которой было установлено, что с ноября 2012 года ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией с граждан взимает плату за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
По результатам проведенной проверки, Онежским межрайонным прокурором 02 апреля 2013 года в адрес ООО «Водоканал» вынесено представление с требованием принять меры по прекращению начисления и сбора платы за водоснабжение и водоотведение при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В ответ на вышеуказанное представление ответчиком 06 мая 2013года был дан ответ, что в адрес всех управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Онега направлены предложения по заключению договоров водоснабжения и водоотведения, в том числе на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. ст. 44, 46, 161 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время только на основании его решения. При этом решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Под коммунальными услугами, согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в редакции от 22.07.2013 г.) (далее по тексту – Правила) понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
В названном пункте Правил даны определения понятий "исполнитель" под которым понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод), "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг.
В связи с чем суд приходит к выводу, что начисление платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды является обязанностью управляющей организации, которая не может быть передана ресурсоснабжающей организацией, за исключением условий, предусмотренных ч. 8 ст. 155 ЖК РФ.
В процессе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что в настоящее время ответчик продолжает взимать плату за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению с граждан, данный факт подтверждается также и копиями платежных документов за июнь 2013 года.
При этом в качестве основания данных действий представитель ответчика указывает на уклонение управляющих организаций на заключение договоров о водоснабжении и водоотведении.
Факт того, что с управляющими организациями не заключены соответствующие договоры подтверждаются ответами данных организации по запросу суда.
Согласно п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Иными словами, собственники помещений в многоквартирном доме, выбрав способ управления домом управляющей организацией, обязаны передать ей весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг. Отсутствие же письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не освобождает последнюю от исполнения своих обязательств перед потребителями, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
При этом, не заключение управляющими организациями с ответчиком договоров на водоснабжение в данном случае не может быть поставлено в вину потребителям коммунальных услуг, кроме того ответчик не лишен права на защиту по восстановлению своих прав нарушенными действиями управляющих организаций.
В связи с чем, требования прокурора в части возложения на ООО «Водоканал» обязанности прекратить начисление и взимание с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению, за исключением случая осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управление таким домом подлежат удовлетворению.
Требования прокурора о признании незаконными действий по начислению и взиманию с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению суд также находит обоснованными по следующим основаниям.
В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что с ноября 2012 года и по настоящее время ответчик продолжает взимание с граждан платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды, а в период с ноября 2012 года по июнь 2013 года кроме того взимал и плату за водоотведение, нарушая тем самым права потребителей и действующее жилищное законодательство, несмотря и на вынесенное в его адрес прокурором представление.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Онежского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным действий по начислению и взиманию платы с граждан за общедомовое потребление коммунальных услуг удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» по начислению и взиманию с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» со дня вступления решения в законную силу прекратить начисление и взимание с граждан платы за общедомовое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению, за исключением случая осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управление таким домом.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.А.Яровицына
...
...
....