Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 декабря 2013 года г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Бодрова Е.А., при секретаре Голышевой О.П., с участием ст. помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Ильичева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту» Администрации г.о. <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по производству паспортизации автомобильной дороги общего пользования,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Октябрьска Самарской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга к МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту» Администрации г.о. <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по производству паспортизации автомобильной дороги общего пользования в <адрес>, протяженностью 456 метров, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. В иске прокурор указал, что в порядке надзора за исполнением федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения были выявлены нарушения Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления и Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в том, что в отношении указанных автомобильных дорог не произведена техническая паспортизация. Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и, оформляемой для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах г.о. <адрес> затрагивает интересы неопределенного круга лиц, просил обязать ответчика произвести паспортизацию автомобильной дороги до 01.09.2014 года.
В судебном заседании представитель прокуратуры - ст. помощник прокурора Ильичев Д.А. от исковых требований в части признания бездействия отказался, в остальной части исковые требования поддержал и дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту» Администрации г.о. <адрес> ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора согласился частично, пояснив, что действительно техническая паспортизация автомобильных дорог должна быть а наличии, но для получения паспорта автомобильных дорог требуются большие денежные затраты, которые не заложены в бюджет г.о. <адрес> и не выделяются им для этих целей. При этом она также пояснила, что в их учреждении нет специалиста и этим вопросам, но отсутствие таких паспортов не влияет на техническое состояние дорог, которые ремонтируются их учреждением регулярно по мере наличия денежных средств.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. <адрес> ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что техническая паспортизация автомобильных дорог должна быть, но Федеральные законы «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливают в отношении органов местного самоуправления обязанности по обеспечению паспортизации автомобильных дорог. Сама же паспортизация дорог должна иметь место и, для этого необходимы денежные средства из городского бюджета.
Представитель третьего лица Отделения ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» Самарской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно п.9 ст.6 Федерального закона 08.11.2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон №257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.11 ст.5 Закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа
Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Устава г.о. <адрес> предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона №257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, пунктов 1, 2, 3, ст. 17 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года №160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" предусмотрено, что в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 15).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
Следует отметить, что с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Закона №257-ФЗ определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В нарушение вышеуказанных норм права, в отношении автомобильных дорог в г.о. <адрес> не произведена техническая паспортизация, тогда как технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, оформляемым для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходимым для обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо обязать ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования в <адрес>.
В связи с чем, при определении срока исполнения обязательств, исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, рассмотрения указанного вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год, так как текущий год уже заканчивается, суд считает возможным до 30 июня 2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту» Администрации г.о. <адрес>, - удовлетворить.
Обязать МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту» Администрации г.о. <адрес> произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования в <адрес>, протяженностью 456 метров, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в срок до 30 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: судья = Е.А. БОДРОВ =