Дело № 2–635/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2015 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.
при секретаре Чесноковой А.И.,
с участием истца Шпаковского Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпаковского НА к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Шпаковский Н.А. обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование своих требований истец указал, что постановлением главы администрации Пригородного района № <...> от <...> года из земель Нижнетагильского мехлесхоза в кв<...><...> лесничества был изъят земельный участок площадью <...> га, покрытый лесом <...> группы с правом минимальной рубки леса под застройку в целях предоставления в бессрочное (постоянное) пользование <...> сельскому Совету под расширение границ населенного пункта ст.<...> Постановлением главы администрации Пригородного района № <...> от <...> года земельный участок площадью <...> кв.м на ст.<...>, пер.<...> был выделен истцу для строительства жилого дома. Типовым договором № <...> от <...> данный земельный участок был предоставлен истцу на правах бессрочного пользования для возведения жилого дома. В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю № <...> от <...> года данный земельный участок общей площадью <...> кв.м был передан истцу для индивидуального жилищного строительства. Истцом была произведена регистрация земельного участка и произведен отвод земли, произведена съемка плана. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером <...>, площадь земельного участка, согласно проведенному межеванию составила <...> кв.м. Письмом № <...> от <...> года «О согласовании границ земельного участка» ГКУ «Нижнетагильское лесничество» было указано, что спорный земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» - северо-восточная часть земельного участка площадью <...> га расположена на землях лесного фонда в квартале <...> участкового лесничества, участок <...>, юго-западная часть земельного участка, площадью <...> га с гослесфондом ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» граничит, но не пересекает его. Расположение земельного участка отражено в схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Истец считает, что Российская Федерация согласно свидетельству о праве собственности зарегистрированным <...> года на земельный участок сельхозназначения, выделенный истцу в целях индивидуального жилищного строительства, как на земли лесного фонда, без предварительного проведения государственного кадастрового учета, назвав их землями лесного фонда без соблюдения порядка образования новых земельный участков, нарушила тем самым нормы действующего законодательства и права владельца спорного земельного участка, на основании имеющейся лесоустроительной документации. Право собственности на спорный земельный участок принадлежит истцу на основании ранее выданных документов. Истец не имеет возможности надлежащим образом согласовать границы своего земельного участка, а также зарегистрировать свое право собственности на принадлежащий ему на основании ранее выданных документов земельный участок. С учетом уточненных исковых требований, истец просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м расположенный по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п.<...> пер.<...>, согласно кадастрового плана территории, согласно координат: точка № <...>), находящегося по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п.<...> пер.<...>
Определением суда от 26.08.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
В судебном заседании истец требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что спорный земельный участок был передан ему для индивидуального жилищного строительства. Истцом была произведена регистрация земельного участка и произведен отвод земли, произведена съемка плана. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером <...>, площадь земельного участка, согласно проведенному межеванию составила <...> кв.м. Земельный участок был предоставлен для возведения жилого дома, но до настоящего времени жилой дом на участке не построен, никаких строений на участке не имеется. В ранее проведенных судебных заседаниях истец и его представитель пояснили суду, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 года № 144 «Об утверждении положения о колхозных лесах» за весь период существования колхозные леса располагались на землях сельскохозяйственного назначения. По данному постановлению леса являются частью гослесфонда, находятся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Колхозы, меняя свой организационно-правовой статус, продолжали пользоваться лесами, расположенными на их землях. Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Использование земли колхозами имеет сельскохозяйственное назначение, передавались они колхозам как единые участки. леса, находящиеся сейчас в федеральной собственности, находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Лесоустроительная документация – это не документация кадастрового учета, она не позволяет определить границы лесного участка с точностью координат, присущих документам кадастрового учета. Кроме того, на момент получения в <...> свидетельства о праве собственности за Российской Федерацией кадастровые работы не были проведены, не было согласования границ с существующими собственниками земель и границами административных образований, в связи с чем границы населенного пункта по факту не определялись. На момент издания постановления в <...> году и на момент получения свидетельства о праве собственности в <...> году на спорном земельном участке не было леса, как нет его и сейчас. Нормами Земельного кодекса РСФСР 1991 года (ст. 23) определяла компетенцию Совета народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель: предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и в аренду земельные участки из всех земель в границах района. Следовательно, при предоставлении компетентным Советом народных депутатов земельных участков заинтересованным лицам из земель иных категорий указанные земельные участки автоматически выбывали из данной категории земель в силу закона и переходили в иную категорию, определяемую исходя из основного целевого назначения предоставления участков. Постановление главы администрации Пригородного района № <...> от <...> года было вынесено в целях расширения границ населенного пункта. Поскольку данной земле не была присвоена категория лесного фонда, и она не являлась сельскохозяйственными угодьями (пахотным землями), она использовалась для нужд населенного пункта, и Глава Пригородного района мог принимать решение о ее выделении. В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю № <...> от <...> года спорный земельный участок был передан истцу в целях индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов. Ограничений в использовании и обременений спорного участка не имеется. Российская Федерация зарегистрировала свои права на спорный земельный участок, выделенный истцу в целях индивидуального жилищного строительства, как на земли лесного фонда без предварительного проведения государственного кадастрового учета и без его согласия, назвав их землями лесного фонда без соблюдения порядка образования новых земельных участков, тем самым нарушив нормы действующего законодательства и права истца как владельца спорного земельного участка. Тот факт, что спорный участок не является землями лесного фонда, подтверждается тем, что ему не присвоена категория, что, в свою очередь подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07.08.2015 года и отсутствием указания о категории в кадастровом паспорте и в свидетельстве о праве собственности от <...> года. Считают, что ответчик при регистрации своего права собственности нарушил нормы Земельного кодекса РФ и нормы Лесного кодекса РФ, площади лесных участков определены декларативно и утверждение ответчика, что спорный участок является собственностью Российской Федерации, не верно.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не просили, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Ответчик Департамент Лесного хозяйства Свердловской области направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений указал, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда – лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевой назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Российская Федерация владеет на праве собственности лесным участком с кадастровым номером <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> года № <...> Указанный участок в связи с вступлением в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации был внесен в государственный кадастр недвижимости со статусом ранее учтенного в порядке переноса сведений. При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера <...>, его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Таким образом, исходный Л. участок с кадастровым номером <...>, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), что было подтверждено Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 24.06.2014 года № 4890/14 по делу № А67-1041/2013. Кроме того, в указанном Постановлении отдельно отмечено, что при проведении кадастровых работ в отношении ранее учтенных лесных участков должны приниматься во внимание материалы лесоустройства. Игнорирование разработанных и утвержденных в установленном порядке материалов лесоустройства, а именно сведений из государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента лесничества, разработанных в установленном порядке планшетов и планов лесонасаждений, содержащих сведения о границах, местоположении и площади лесных участков, ведет к незаконному распоряжению данными участками со стороны третьих лиц, их использование в целях, не связанных с осуществлением лесопользования, а также исключения их из состава федеральной собственности. Спорный земельный участок с кадастровым номером <...> частично расположен в выделе <...><...> участок, <...> участковое лесничество, ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», который отнесен к категории земель лесного фонда. В отношении указанного лесного участка имеется разработанная лесоустроительная документация: планшеты лесоустройства, планы лесонасаждений, лесохозяйственный регламент ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», таксационные описания лесных участков, сведения государственного лесного реестра, которые подтверждают факт его принадлежности к категории земель лесного фонда. Издание постановления главы администрации Пригородного района от <...> года № <...> об изъятии земельного участка нарушает порядок, установленный действующим на тот момент законодательством, изъятия земель лесного фонда и перевода лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований. Перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производился в исключительных случаях по Постановлению Совета Министров союзной республики. На основании изложенного, Глава администрации Пригородного района не обладал компетенцией по изъятию спорного земельного участка, занятого лесами первой группы, и разрешению вопроса о переводе такого земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. На момент издания главой Пригородного района постановления, на основании которого заявлены исковые требования, изъятие либо перевод в другую категорию спорных земельных участков могли быть произведены лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст.24 Земельного кодекса РСФСР, при предварительном переводе лесных площадей в нелесные. Документов, свидетельствующих о законности осуществленной процедуры изъятия лесного участка и полномочности главы администрации Пригородного района в распоряжении участками из состава земель лесного фонда, не представлено. Кроме того, представитель ответчика указал, что по предъявленным истцом требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями по судебному представительству и судебной защите прав публичного собственника на лесные участки категории земель лесного фонда. Данные правомочия закреплены за специализированным органом государственной власти – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области. Просит произвести замену ненадлежащего ответчика.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений указал, что из содержания Постановления Главы Администрации Пригородного района от <...> № <...> следует, что земельный участок площадью <...> га, покрытый лесом группы, был изъят из земель Нижнетагильского мехлесхоза в квартале 370 Николо-Павловского лесничества и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Николо-Павловскому сельскому совету. Поскольку земельный участок предоставлялся на праве постоянного бессрочного пользования, а не в собственность, на основании данного документа право собственности не могло возникнуть. Издание постановления главой администрации Пригородного района нарушает установленный действующим на тот момент законодательством порядок изъятия земель лесного фонда и перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований. Перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производился в исключительных случаях по Постановлению Совета Министров союзной республики. Глава администрации Пригородного района не обладал полномочиями по изъятию земельного участка, занятого лесами первой группы, и разрешению вопроса о переводе такого земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда являются земельными участками ограниченными в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основании разработанной в отношении этого земельного участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного земельного участка для ведения лесного хозяйства. Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>. Указанный участок, в связи с вступлением в силу Лесного кодекса РФ был внесен в государственный кадастр недвижимости со статусом ранее учтенного в порядке переноса сведений. Идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства, и лесной участок с кадастровым номером <...> в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет. Спорный земельный участок с кадастровым номером <...> частично расположен в выделе <...><...><...> участковое лесничество, ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», который отнесен к категории земель лесного фонда. В отношении указанного лесного участка, расположенного в выделе <...>, имеется разработанная лесоустроительная документация: планшеты лесоустройства, планы-лесонасаждений, лесохозяйственный регламент, таксационные описания лесных участков, сведения государственного лесного реестра, которые дополнительно подтверждают факт его принадлежности к категории земель лесного фонда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Горноуральского городского округа, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35).
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36).
В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Пригородного района № <...> от <...> года «Об отводе земельного участка Николо-Павловскому сельскому Совету» изъят из земель Нижнетагильского мехлесхоза в кв.<...> лесничества земельный участок площадью <...> га, покрытый лесом <...> группы с запасом древесины <...>.м, из них деловой <...> куб.м, с правом минимальной рубки леса под застройку и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование <...> сельскому Совету под расширение границ населенного пункта ст.<...>. Застройку земельного участка необходимо вести с разрешения архитектора Пригородного района (л.д.14-15).
Согласно выписке из постановления № <...> от <...> года Главы Администрации Пригородного района «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на ст<...>», утверждено постановление главы администрации <...> сельского Совета от <...> года № <...> и выделен земельный участок площадью <...>.м на ст.<...>, пер.<...> Шпаковскому НА для строительства жилого дома. (л.д.16)
Со Шпаковским Н.А. заключен типовой договор № <...> от <...> года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на правах личной собственности, на земельном участке № <...>, общей площадью <...> кв.м по пер.<...> на ст<...>. Земельный план и проект застройки являются неотъемлемой частью настоящего договора. К возведению строений застройщик обязан приступить не позднее <...> года со дня подписания договора, строительные работы должны быть закончены в течение не более <...> лет, т.е. <...> года. Договор удостоверен нотариусом <...> года (л.д.17, 66-68).
На имя Шпаковского Н.А. выдано свидетельство о праве собственности на землю серии <...> (регистрационная запись № <...>) от <...> года, из которого следует, что на основании постановления главы администрации <...> сельского Совета от <...> года № <...> Шпаковский Н.А. приобретает право частной собственности на земельный участок площадью <...> кв.м. по адресу: ст.<...>, пер.<...>. Приложением к свидетельству является план границ земельного участка. Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, земли населенных пунктов, правами физических и юридических лиц не обременен (л.д.18-21).
Из договора подряда № <...><...> года видно, что заказчик Шпаковский Н.А. заказал ООО «Проектно-геодезическая компания» выполнение кадастровых работ на земельном участке № <...> пер.<...> на ст.<...>, площадь <...> кв.м. (л.д.22-28)
Как усматривается из сообщения ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» от <...> года «О согласовании границ земельного участка», спорный земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Пригородный район, ст.<...>, пер.<...> площадью <...> га, частично входит в состав земель лесного фонда ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество». Северо-восточная часть земельного участка, площадью <...> га расположена на землях лесного фонда в квартале <...> выдел <...><...> участкового лесничества, участок <...>; юго-западная часть земельного участка, площадью <...> га с гослесфондом ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» граничит, но не пересекает его. (л.д.26).
Данное обстоятельство подтверждается также выкопировкой с планшета ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» <...> участковое лесничество участок <...> (л.д. 27), таксационным описанием (л.д. 28-29), схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 30).
Из кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п.<...> пер<...> (кадастровый номер <...>) видно, что земельный участок площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Шпаковскому Н.А. на основании свидетельства о праве собственности № <...> от <...> года (л.д.82)
По сведениям Росреестра права на спорный земельный участок (кадастровый номер <...>) и расположенные на нем строения (сооружения) не зарегистрированы (л.д.90).
По сведениям СОГУП «Областной Центр недвижимости» в информационной базе «Горнозаводского БТИ» объект недвижимого имущества, расположенном по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п.<...>, пер.<...> не учтен. (л.д.94)
Как следует из пояснений истца и представленных им фотографий, жилой дом на спорном земельном участке не возведен, иные строения отсутствуют (л.д. 157).
Из кадастрового плана территории следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п.<...>, пер.<...>, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <...> кв. м. (л.д.135)
Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Пригородный район, Нижнетагильский лесхоз, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства.
Свидетельством о государственной регистрации права от <...> года № <...> подтверждено право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <...> кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, кадастровый номер <...>. (л.д.124)
Согласно кадастровой выписке от <...> года сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> внесены в государственный кадастр недвижимости <...> года. Земельный участок с кадастровым номером <...> расположен по адресу: Свердловская область, Пригородный район, Нижнетагильский лесхоз. Единое землепользование, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Сведения о земельном участке имеют статус ранее учтенного. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Из дополнительных сведений видно, что земельный участок с кадастровым номером <...> является обособленным, входящим в состав единого землепользования участка <...>
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
На основании подп.2 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также ч.6 ст.47 Закона о кадастре недвижимости.
В частности, Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч.1 ст.69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (п.3 ст.4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п.1 ст.4.2).
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» определено, что в случае, если до 01.01.2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ч.6 ст.39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 ст.47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
В силу ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения и земли лесного фонда. В п.2 указанной статьи установлено, что земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно п.1 ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п.6 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда – лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (п. 1, п. 3 ст. 6, ст. 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого земельного участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Как установлено судом, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Пригородный район, Нижнетагильский лесхоз, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Указанный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости со статусом ранее учтенного в порядке переноса сведений.
При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера <...>, его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Таким образом, исходный лесной участок с кадастровым номером <...>, в силу закона считается постановленным на государственный кадастровый учет, идентификация лесного участка ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).
Как установлено судом, следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером <...> частично (северо-восточная часть земельного участка, площадью <...> га) расположен в выделе <...> участок, <...> участковое лесничество, ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество», который отнесен к категории земель лесного фонда. Данное обстоятельство подтверждается сообщением ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» от <...> года «О согласовании границ земельного участка» (л.д. 26), выкопировкой с планшета ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» <...> участковое лесничество участок <...> (л.д. 27), таксационным описанием (л.д. 28-29), схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 30).
Как следует из схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предоставленной истцом, часть (<...> кв.м) спорного земельного участка с кадастровым номером <...> накладывается на земельный участок с кадастровым номером <...>, который в соответствии с кадастровой выпиской входит в состав земельного участка с кадастровым номером <...>, имеет единое землепользование (л.д. 30).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что часть спорного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м накладывается на ранее учтенный в государственном кадастре участок лесного фонда с кадастровым номером <...>, расположенный в Нижнетагильском лесничестве, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Довод истца о том, что невозможно установить наложение спорного земельного участка с кадастровым номером <...>, предоставленного истцу, и земельного участка лесного фонда, так как границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, не установлены, суд считает несостоятельным. Совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается частичное нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда, наложение его части на ранее учтенный в государственном кадастре участок лесного фонда, принадлежащий Российской Федерации.
Довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> учтен в государственном кадастре как земельный участок из земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство само по себе не изменяет правового положения земель лесного фонда.
Кроме того, категория земель относится к числу сведений, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости (подп. 13 п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), следовательно, эта характеристика земельного участка лишь отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Довод истца о том, что спорный участок не является землями лесного фонда, поскольку участку с кадастровым номером <...> не присвоена категория, что, в свою очередь подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от <...> года (л.д. 151-155) и отсутствием указания о категории в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером <...> (л.д. 60) и в свидетельстве о праве собственности от <...> года на данный земельный участок (л.д. 37), суд считает не состоятельным по следующим основаниям.
Как установлено судом, часть спорного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м накладывается на земельный участок с кадастровым номером <...>, который в соответствии с кадастровой выпиской входит в состав земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и относящийся к лесному фонду. Данное обстоятельство подтверждается также схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 30, 159), произведенной ООО «Проектно-геодезическая компания», предоставленной истцом, кадастровым планом территории (л.д. 32), кадастровой выпиской на земельный участок с кадастровым номером <...>.
В связи с чем ссылки истца в обоснование своих доводов на свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, а также на апелляционное определение Свердловского областного суда от <...> года в отношении данного участка, не имеют правового значения по настоящему гражданскому делу.
На основании вышеприведенных норм закона суд также считает несостоятельными доводы истца, что на момент оформления права собственности на земельный участок за Российской Федерацией и в настоящее время на спорном участке истца не имеется лесных насаждений.
В соответствии с ст. 1 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что в границы населенного пункта спорный земельный участок не вошел (л.д. 30).
В данном случае, по мнению истца, первоначальным документом, ставшим основанием для возникновения права собственности на спорный земельный участок, явилось постановление главы администрации Пригородного района от <...> года № <...> «Об отводе земельного участка Николо-Павловскому сельсовету», которым из земель Нижнетагильского межлесхоза в квартале <...> лесничества был изъят земельный участок площадью <...> га, покрытый лесом 1 группы и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование <...> сельскому Совету под расширение границ населенного пункта ст<...>. Истец полагает, что поскольку данной земле не была присвоена категория лесного фонда, она не являлась сельскохозяйственными угодьями, использовалась для нужд населенного пункта, то Глава Пригородного района мог принимать решение о ее выделении.
Однако, издание указанного акта нарушает установленный действующим на тот момент законодательством порядок изъятия земель лесного фонда и перевода лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Так, ст.4 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 года и действовавшего на момент издания постановления главы администрации Пригородного района от 10.11.1991 года № 963, в соответствии с основным целевым назначением все земли РСФСР подразделялись на категории, в частности, земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов) и земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РСФСР отнесение земель к указанным в ст.4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель пригородных и земельных зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в ст.24 настоящего Кодекса.
Кроме того, ст.16 Закона СССР от 17.06.1977 «Об утверждении Основ лесного законодательства союза ССР и Союзных республик» было установлено, что перевод лесных площадей в целевые площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в лесах 1 группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров союзной республики. Аналогичная норма содержалась в ст.37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года.
Следовательно, с учетом изложенного, глава администрации Пригородного района не обладал полномочиями по изъятию спорного земельного участка, занятого лесами первой группы, и разрешению вопроса о переводе такого земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
На момент издания главой Пригородного района постановления, на основании которого заявлены исковые требования, изъятие либо перевод в другую категорию спорных земельных участков могли быть произведены лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст.24 Земельного кодекса РСФСР, при предварительном переводе лесных площадей в нелесные. Документов, свидетельствующих о законности осуществленной процедуры изъятия лесного участка и надлежащих полномочиях главы администрации Пригородного района в распоряжении участками из состава земель лесного фонда, суду не представлено.
В связи с чем, доводы истца о надлежащих полномочиях Главы Пригородного района при издании вышеуказанного постановления, являются несостоятельными.
Согласно ч.2 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом. При этом земли лесного фонда являются объектами ограниченными в обороте (п.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ)
Таким образом, как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством предусматривается, что перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования производится в исключительных случаях исполнительным органом власти Российской Федерации (ст. 37 Лесного кодекса РСФСР, ст. 63 Лесного кодекса 1997 г., ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
В силу ч. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (норма действовала до принятия Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ) границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств следует, что на момент предоставления истцу в собственность спорного земельного участка, данный участок входил в состав участка лесного фонда (квартал <...>), который в силу закона являлся и является государственной собственностью.
Доказательства отчуждения земельного участка, отказа от права собственности или перевода участка лесного фонда в иную категорию земель истцом в нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Земельный участок, на который зарегистрировано право федеральной собственности, из состава земель лесного фонда не исключен и в иную категорию не переведен. Земельный участок истца частично находится в границах земельного участка, который поставлен на кадастровый учет и является собственностью Российской Федерации, что закреплено в свидетельстве о государственной регистрации права.
Учитывая представленные в материалах дела доказательства принадлежности Российской Федерации земельного участка, в состав которого частично вошел земельный участок истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При данных обстоятельства, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шпаковского НА к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение суда составлено <...> года.
Судья: подпись
<...>
<...> | <...> |
<...> | <...> |