Дело № 2-635/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2016 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шевчик Л.В.,
при секретаре Ивачевой Е.В.,
с участием представителя истца ФИО2, - ФИО8, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика, - ГКУ Амурской <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес>ФИО9,
третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному казенному учреждению Амурской <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> о взыскании дополнительной социальной выплаты в связи с рождением ребенка на погашение части ипотечного кредита в размере 159 000 рублей за счет областного бюджета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее- истец) обратился в суд с иском к ГКУ Амурской <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> о взыскании в его пользу задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июля 2013 года по март 2016 года в сумме 515 771 рубль 84 копейки, за счет средств областного бюджета, взыскании дополнительной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 159 000 рублей, за счет средств областного бюджета.
Определением Бурейского районного суда Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца ФИО8, из гражданского дела № в отдельное производство выделено исковое требование о взыскании в пользу ФИО2 с ответчика ГКУ АО - УСЗН по <адрес> дополнительной социальной выплаты в связи с рождением ребенка на погашение части ипотечного кредита в размере 159 000 рублей, за счет средств областного бюджета. Выделенному гражданскому делу присвоен №.
Определением судьи Бурейского районного суда Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФИО3; Правительство Амурской <адрес>; Министерство социальной защиты населения Амурской <адрес>; Министерство финансов Амурской <адрес>.
В обоснование указанного искового требования ФИО2 в заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор № на приобретение готового жилья, по которому он - ФИО2 является заемщиком.
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении работникам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита,
а также предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов)».
Право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) (далее - дополнительная социальная выплата) имеют работники областных или муниципальных учреждений, получившие социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2012 году, родившие (усыновившие) детей после ДД.ММ.ГГГГ и после заключения кредитного договора или договора займа. Размер дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей составляет 10 процентов от стоимости приобретенного жилья.
В 2012 году ГКУ АО УСЗН по <адрес> уведомило его о невозможности предоставления социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, следовательно, лишило его возможности воспользоваться социальной гарантией и на получение дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка, родившегося ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просил взыскать с ГКУ АО УСЗН по <адрес> сумму дополнительной социальной выплаты в связи с рождением ребенка, на погашение части ипотечного кредита в размере 159 000 рублей за счет областного бюджета.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО2, ходатайствующего о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечившего явку в суд своего представителя ФИО8
В судебном заседании представитель истца ФИО8 исковые требования своего доверителя ФИО2 поддержал, в обоснование иска привел те же доводы, что и в исковом заявлении. Просил суд взыскать в полном объеме с ГКУ АО УСЗН по <адрес> в пользу ФИО2 сумму дополнительной социальной выплаты в связи с рождением ребенка, на погашение части ипотечного кредита в размере 159 000 рублей, за счет областного бюджета.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования также поддержала в полном объеме, в обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении.
Представитель ответчика, - Государственного казенного учреждения Амурской <адрес> - Управления социальной защиты населения по <адрес>ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что механизм предоставления дополнительной социальной выплаты, указанной в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении работникам государственных или муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также о предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов), утвержденным Постановлением Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение).
В соответствии с разделом 3 Положения, право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей, погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) имеют работники областных или муниципальных учреждений: - заключившие с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа);
- получившие социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита;
- родившие, усыновившие детей после ДД.ММ.ГГГГ и после заключения кредитного договора или договора займа.
В августе 2012 года супруги ФИО3 и ФИО2 обратились в ГКУ АО УСЗН по <адрес> заявлением о возможности участия в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес> на 2012-2013 годы» и получения социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита.
На их обращение было выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставления социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в связи с недостаточностью объемов бюджетных средств на реализацию соответствующего мероприятия, в соответствии с разделом 2 пункта 5 Положения.
Полагает, что ФИО2 не имеет право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) в связи с неполучением социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Срок на обжалование решения, принятого ГКУ АО УСЗН по <адрес> о невозможности предоставления социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита истцом пропущен.
В связи с изложенным просила отказать ФИО2 в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Представитель министерства социальной защиты населения Амурской <адрес> Туз М.М., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие в представленном суду письменном отзыве указала, что заявленные истцом требования считает незаконными и необоснованными в вязи с тем, что право на получение социальных выплат, предусмотренных Постановлением Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о предоставлении работникам государственных или муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местных бюджетов социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также о предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) (далее - Положение) имеют те граждане, которые стали участниками подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес>» и по которым принято положительное решение о возможности предоставления социальной выплаты.
Согласно подпункту 2 пункта 1 раздела III Положения № право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (сумы основного долга и процентов) имеют те граждане, которые получили социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2012 году.
Поскольку ФИО2, не был включен в подпрограмму «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес>» и ему было выдано уведомление о невозможности предоставления социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в связи с недостаточность объемов бюджетных средств (при этом, указанное уведомление в установленном порядке истцом оспорено не было), следовательно, право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита, у него не возникло.
Кроме того, обращает внимание, что согласно постановлению Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, с ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утратило силу.
Законами об областном бюджете на 2015, 2016 гг. не предусмотрено предоставление министерству денежных средств на мероприятия по предоставлению работникам государственных или муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также о предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (сумма основного долга и процентов).
В первоначальной редакции постановления №, которая действовала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно в п.2 постановления, было предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской <адрес>, указанными в пункте 1 настоящего постановления (в том числе постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№), до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
В связи с тем, что решение о предоставлении социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита по ФИО2 ГКУ АО УСЗН не было принято, следовательно, действие п.2 постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, на него не распространялось.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения (постановление Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), исключившие из постановления № указанный выше пункт 2.
Начиная с 2016 года, всем гражданам, состоящим в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес>», социальные выплаты больше не производятся.При этом, обращает внимание, что Постановление Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ является действующим и не противоречит действующему законодательству.
В связи с изложенным просила отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель Правительства Амурской <адрес>, представитель министерства финансов Амурской <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо ФИО3, изучив материалы гражданского дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8 ГК РФ, предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские и права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его совершения; возмещения убытков; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской <адрес> утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес> на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской <адрес> на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской <адрес> на 2014 - 2020 годы».
В целях реализации данной подпрограммы Правительством Амурской <адрес> принято Постановление Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о предоставлении работникам государственных или муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также о предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) - (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 раздела II Положения №, гражданин, претендующий на получение социальной выплаты, до заключения кредитного договора или договора займа, обращается в срок до 01 октября текущего года в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о возможности участия в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес>» государственной программы Амурской <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской <адрес> на 2014-2020 годы».
Согласно пункту 4 раздела II Положения № (в ред. постановления Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), ГКУ УСЗН в течение 3 рабочих дней со дня получения всех документов, указанных в пункте 3 данного раздела, рассматривает заявление о возможности участия в подпрограмме и приложенные к нему документы и выдает гражданину:
уведомление о возможности предоставления социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита;
или уведомление о невозможности предоставления социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита.
В соответствии с п.5 раздела II Положения №, основанием для подготовки уведомления о невозможности предоставления социальной выплаты являются:
1) несоответствие требованиям, установленным пунктом 1 раздела II настоящего Положения;
2) получение мер социальной поддержки в соответствие с пунктом 2 раздела II настоящего Положения; (в ред. Постановления Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№)
3) представление не всех документов, предусмотренных подпунктами 1, 2 пункта 3 настоящего раздела, или наличие в них недостоверных сведений; (пп.3 в ред. постановления Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№)
4) недостаточность объемов бюджетных средств на реализацию соответствующего мероприятия, предусмотренного подпрограммой. (пп.4 в ред. Постановления Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно Постановлению Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской <адрес>» (в ред. постановления Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 593) - постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и заемщиками ФИО2 и ФИО3 был заключен кредитный договор № по условиям которого заемщикам был предоставлен кредит в размере 1 431 000,00 рублей на приобретение объектов недвижимости: земельного участка, жилого дома, находящихся по адресу: Амурская <адрес>, на срок 240 месяцев.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что в августе 2012 года супруги ФИО3 и ФИО2 обратились в ГКУ АО УСЗН по <адрес> по месту регистрации с заявлением о предоставлении социальной выплаты на оплату первоначального взноса, предусмотренного подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ Амурской <адрес> на 2012-2015 годы».
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ГКУ АО - УСЗН по <адрес> уведомило заявителя ФИО2 о невозможности предоставления указанной социальной выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, по причине недостаточности объемов бюджетных средств на реализацию мероприятия.
Данное основание для отказа в предоставлении социальной выплаты предусмотрено подпунктом 4 пункта 5 раздела II Положения №, утвержденного Постановлением Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, указанное уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке ФИО2 оспорено не было.
Доводов, обосновывающих причину, по которой не был обжалован отказ в предоставлении социальной выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, ни истцом ФИО2 в исковом заявлении, ни его представителем в судебном заседании приведено не было.
В соответствии с пунктом 1 раздела III Положения №, право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) имеют те граждане, которые получили социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2012 году.
Учитывая, что в получении социальной выплаты на оплату первоначального взноса, предусмотренного подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ Амурской <адрес> на 2012-2015 годы» ФИО2 и ФИО3 было отказано, что данный отказ в установленный законом трехмесячный срок оспорен не был, что с ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ признано утратившим силу, суд приходит к выводу, что право на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) у истца ФИО2, не возникло, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований о взыскании с Государственного казенного учреждения Амурской <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> социальной выплаты в связи с рождением ребенка на погашение части ипотечного кредита в размере 159 000 рублей за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Л.В.Шевчик
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2016 года.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик