ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-635/2021 от 02.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

дело № 2-635/2021

44RS0002-01-2021-000625-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» августа 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Сусловой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Грибовой С.Л.,

с участием представителей истца - Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области по доверенностям ФИО1 и ФИО2, представителя ответчика – Администрации городского округа г. Костромы по доверенности ФИО3, представителя ответчика ФИО4 по доверенности ФИО5, представителя ответчика ФИО6 по ордеру адвоката Деревесникова А.В., представителя третьего лица – Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Администрации городского округа город Кострома, .. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Кострома, .. о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно обязании собственников объекта культурного наследия организовать по результатам обследования объекта организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, проведение противоаварийных работ по фундаментам и несущим стенам объекта в течение девяти месяцев со вступления в законную силу решения суда. Иск мотивирован тем, что здание по адресу: .... ... Объект принят на государственную охрану и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441410313160006. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 11.02.2021 собственниками объекта являются граждане указанные в качестве ответчиков. 01.12.1973 на вышеуказанный объект утверждены паспорт объекта культурного наследия, учетная карточка объекта, которые являются обязательными учетными документами. На основании задания начальника инспекции по охране объекта культурного наследия Костромской области от 07.02.2020 № ФК-02-20 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия. В результате проведения мероприятий по контролю за состояние объекта было установлено, что на момент осмотра объект представляет двухэтажное кирпичное здание, Г-образного объема с примыкающей одноэтажной каменной пристройкой. Стены здания оштукатурены и покрашены, местами наблюдается выпадение кирпичей и массовая утрата штукатурного и окрасочного слоя. Общее состояние объекта неудовлетворительное, необходимо проведение безотлагательных противоаварийных мероприятий по сохранению объекта, требуется проведение комплекса ремонтно – реставрационных работ, перечень которых необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (акт осмотра от 12.02.2020 №ФК-02-20). По результатам проведения контрольных мероприятий за состоянием объекта в адрес собственников объекта культурного наследия выданы предписания с требованиями в срок до 31.07.2020 организовать выполнение противоаварийных работ на объекте по результатам обследования объекта, выполненного организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Несмотря на неоднократные предписания, направленные в адрес ответчиков, с требованиями разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, свои обязанности по сохранению объекта культурного наследия указанные лица до настоящего времени не исполнили, в связи с чем, инспекция обратилась в суд с настоящим иском.

В процессе рассмотрения дела представителем истца исковые требования уточнены, из числа ответчиков исключена ФИО8 в связи с прекращением права собственности на долю в помещении указанного выше жилого дома и регистрацией права собственности на долю за ФИО9

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены ООО «Комфортные условия», НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, ООО «ВологдаТИЗИС», ФИО10, ФИО11

Представители истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО1 и ФИО2, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации городского округа г. Костромы по доверенности ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении иска. Инспекция по охране объектов культурного наследия обратилась с иском к собственникам, которые исполнили свои обязательства. Они осуществили свои обязанности по перечислению взносов в Фонд капитального ремонта региональному оператору. Судя по тому, что Фонд капитального ремонта заключил договор с подрядчиками, он уже принял меры по разработке проектной документации. По сути, эти недостатки будут устранены в рамках проведения капитального ремонта дома и какие-либо иные работы, как имеются в заявленных требованиях – противоаварийные работы. Истец не доказал, что помимо тех работ, которые планируются, необходимо проведение иных работ. Истец не доказал, что за иные аварийные работы должны быть выполнены на этом объекте помимо тех, которые предполагаются выполнить в рамках программы по капитальному ремонту дома. Фактически, если суд удовлетворит заявленные требования, решение суда будет не исполнимо и эта обязанность будет возложена на ненадлежащих лиц, поскольку все эти недостатки будут исполнимы в рамках проведения капитального ремонта. Участвуя ранее в судебном заседании, представитель ответчика ФИО12 пояснила, что в собственности муниципального образования находится 64/95 долей в кв.8, в том числе комната 1 и 2. Она состоит из 24/95 и 40/95 долей. Всего в данном доме фактически 9 квартир, в муниципальной собственности находится 64/95 в кв.8, остальные квартиры в собственности граждан. Гражданским законодательством установлены общие обязанности собственника нести бремя содержания данного имущества. В настоящем иске речь идет об особом виде имущества, это объект культурного наследия, в данном случае должны руководствоваться специальным законодательством, это ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия, памятниках истории культуры Российской Федерации», в частности ст.47.3 данного ФЗ, устанавливает особенности несения бремени содержания собственником жилого помещения, которое является объектом культурного наследия. Эта обязанность ограничивается обязанностью содержать без ухудшения, принадлежащее имущество. Инспекция просит провести противоаварийные работы по фундаменту, несущим стенам объекта. Истцом не обосновано, что необходимо проведение противоаварийных работ. Акт, который приложен в обоснование иска от 12.02.2020 г. является недопустимым доказательством. Данный акт составлен юристами. Выводы не могли быть сделаны лицами, не обладающими специальными познаниями в области строительства и архитектуры. В другом акте от 23.10.2020 г., который проводила комиссия по установлению необходимости проведения капремонта общего имущества многоквартирных домов, указано, что дом требует капитального ремонта фасада. В акте отражено, что все конструктивные элементы дома, кроме фасада, находятся в удовлетворительном состоянии. Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 г. № 100-а, утверждена региональная программа капремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 – 2043 года, указанный дом, включен в программу капремонта. Данной программой ремонт фасада, включая разработку проектно-сметной документации технический надзор был включен на 2018-2019 г., также предусмотрен и ремонт фундамента на 2020 – 2022 г. Фактически истец не доказал необходимость проведения каких-либо иных работ, помимо работ, относящихся к капитальному ремонту общедомового имущества стены, иных работ, помимо тех, которые предполагается проводить за счет средств региональной программы.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 по доверенности ФИО5 не согласился с иском, просил отказать в его удовлетворении. Пояснил, что управляющая компания, заключив договор управления, взяла на себя обязательства по охране объекта культурного наследия, поскольку занимается обслуживанием многоквартирного дома. Исковые требования не определены, в случае удовлетворения иска, решение суда не исполнимо. Поскольку выполнение части проекта на выполнение работ возлагается на ОАО «Вологодский трест инженерно-строительных изысканий», то предмет иска совпадает. Если будет установлено, что подготовка проектной документации финансировалась не из кармана владельцев данного объекта культурного наследия, то получится, что часть работ должна выполнять иная организация. Совпадения предметов иска есть, тогда граждане, которые являются собственниками жилых помещений в объекте культурного наследия буду избавлены от этой обязанности. Получается, при удовлетворении иска будет иметь место двойное взыскание, поскольку часть денежных средств уже выплачена в Фонд капитального ремонта путем ежемесячных отчислений. Эти денежные средства должны также пойти на ремонт объекта культурного наследия. В настоящем иске истец требует проведения всего необходимого комплекса работ для сохранения объекта культурного наследия в надлежащем состоянии. Фактически все работы истец желает оплатить из средств собственников жилых помещений. Но собственники жилых помещений денежные средства путем отчислений в Фонд капитального ремонта уже осуществили, они уже понесли затраты. Проведение противоаварийных работ необходимо, в случае если дом определенной комиссией, определенным актом признан аварийным либо подлежащим сносу или его необходимо привести в надлежащее состояние. Заключение должен давать социалист, комиссионным решением должно принимается такое решение с участием специалистов-строителей. В деле имеется Заключение, которое было составлено по итогам визуального осмотра не специалистами в области строительства, а представителями истца, имеющими не строительное, а юридическое или иное образование. В данном случае надлежащего акта осмотра здания, который принимается в результате принятия решения об аварийности дома. Поскольку такого акта нет, то определить перечень работ невозможно.

В судебном заседании представитель третьего лица – Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» по доверенности ФИО7 иск оставила на усмотрение суда. Пояснила, что фонд не имеет отношения к состоянию дома, содержанию и текущему ремонту, а занимаются капитальным ремонтом. В соответствии с региональной программой был предусмотрен капитальный ремонт фасада дома. Был заключен договор с ООО «ВологдаТИЗИС». Однако организация до настоящего времени проект не выполнила, в связи с чем фонд был вынужден обратиться в Арбитражный суд. В работы по капитальному ремонту фасада входят такие работы, как отштукатуривание, нанесение краски, наведение внешней красоты и поддержание. По дому идет трещина. Ремонт фундамента многоквартирного дома не предусмотрен краткосрочной программой. Как следует из письменного отзыва, 23.10.2020 года состоялось комиссионное обследование технического состояния общего имущества многоквартирного дома 9/35 по ул.Симановского в г.Костроме. Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 года № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» (в редакции постановления от 21.12.2020 № 599-а), многоквартирный дом включен в региональную программу. Региональная программа предусматривает, в частности капитальный ремонт фасада на 2017-2019 гг. и капитальный ремонт фундамента в 2020-2022 гг. Краткосрочным планом на 2019 года был запланирован ремонт фасада указанного дома. В целях реализации региональной программы фондом был заключен договор № 222П/17 от 31.10.2016 г. на разработку проектной документации на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе дома 9/35 по ул.Симановского г.Костромы с ОАО «Вологодский трест инженерно – строительных изысканий». Данный договор действующий, но не исполнен со стороны подрядчика. В производстве Арбитражного суда Костромской области на рассмотрении находится дело по иску фонда к ОАО «Вологодский трест инженерно – строительных изысканий» об обязании разработать проектно – сметную документацию и получить положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости для выполнения капитального ремонта указанного выше объекта в рамках заключенного договора на разработку проектной документации для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов № 222п/17 и проекта. Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области и Администрация г.Костромы привлечены в деле в качестве третьих лиц. Проведение противоаварийных работ не относится к компетенции регионального оператора. Капитальный ремонт не проводился по причине неисполнения договорных обязательств подрядчика по разработке проектно – сметной документации капитального ремонта фасада. Начисления взносов на капитальный ремонт собственникам дома производится региональным оператором в соответствии с положениями ЖК РФ, ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области» № 449-5 ЗКО от 25.11.2013 г. По состоянию на 01.03.2021 года по указанному дому начислено 314002,26 руб. взносов, оплачено собственниками помещений 260766,95 руб., задолженность составляет 53 235,31 руб. Меры финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета на капитальный ремонт указанного дома не предусмотрены.

Представитель ответчика ФИО6, привлеченный судом в порядке ст.50 ГПК РФ, по ордеру адвокат Деревесников А.В. исковые требования не признал.

Представитель ООО «Комфортные условия» в судебном заседании не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причина неявки не известна.

В судебное заседание не явился представитель Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, в ходатайстве суду просили рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержали. В отзыве на иск указали, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенного в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержание объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны культурного наследия.

Представитель ООО «ВологдаТИЗИС», привлеченного в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. В отзыве на иск представитель третьего лица указал, что ООО «ВологдаТИЗИС» заключило договор на разработку проектно – сметной документации на капитальный ремонт фасада объекта культурного наследия федерального значения «Дома Углечаниновых» по адресу: г... с НК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», который расторгается в судебном порядке в Арбитражном суде Костромской области в связи с тем, что данную работу нельзя выполнить по причине аварийного состояния фундамента и несущих конструкций и перекрытий.

В судебное заседание не явились ответчик ФИО4, действует через представителя ФИО5, ответчик ФИО6, действует через адвоката Деревесникова А.В., ответчик ФИО13, ответчик ФИО14, ответчик ФИО15, ответчик ФИО16, ответчик ФИО17, ответчик ФИО18, ответчик ФИО19, ответчик ФИО20, ответчик ФИО21, ответчик ФИО9, ответчик ФИО22, ответчик ФИО23, ответчик ФИО24, ответчик ФИО25, третьи лица ФИО10, ФИО11, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах не явки не сообщили.

Ответчики ФИО15, ФИО16, ФИО19, ФИО26, ФИО23, ФИО21, ФИО9 направили в суд письменный отзыв, в соответствии с которым исковые требования не признают. Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств. Направленное в 2014 году охранное обязательство собственники квартиры 9 подписывать отказались, поскольку на момент приватизации квартиры общее имущество собственникам перешло в состоянии, требующем капитального ремонта. Осмотр объекта культурного наследия проведен работниками инспекции, не обладающими соответствующим образованием, между тем обследованием 23.10.2020 года установлено, что все конструктивные элементы дома, кроме фасада, находятся в удовлетворительном состоянии. Обязанность по проведению всех действий в отношении объекта культурного наследия лежит на Администрации города Костромы.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В силу п. 9 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Пунктом 2 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.

В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона №73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Согласно п. 9 ст. 48 Федерального закона №73-ФЗ до момента оформления охранного обязательства собственники обязаны выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 ст. 47.3 данного Федерального закона.

Согласно пункту 61 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» заявитель представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что здание по адресу: ... является объектом культурного наследия федерального значения «...

Объект принят на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 « Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.11.2015 № 13446-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом Углечаниновых», 1-я четв. XIX в. (Костромская область) объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441410313160006.

Объект представляет собой двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с подвалами сооружено в первой четверти XIX в. У-выми. Г-образный объем дома с вальмовой кровлей состоит из широкого крыла в восемь осей на фасаде по ул. ... с трехосевым скруглением по углу. К торцу широкого крыла примыкает деревянная лестничная пристройка.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 11.02.2021 собственниками указанного дома являются:

-квартира № 1 - площадь 119,7 кв.м., ФИО17 (комната 3) - доля в праве 27/120+18/120+27/120, ФИО18 доля в праве 2/5;

-квартира № 9 – 134,2 кв.м., ФИО23 – доля в праве 1/9, ФИО21 – доля в праве 1/9, ФИО19 – доля в праве 1/9, ФИО27 (ФИО25) – доля в праве 1/9, ФИО28 – доля в праве 1/9, ФИО9 – доля в праве 1/9, ФИО15 – доля в праве 2/9, ФИО16 – 1/9;

-нежилое помещение № 2 – площадь 40 кв.м., собственник ФИО6;

-квартира № 3- площадь 30,2 кв.м., собственник ФИО4;

-квартира № 4- площадь 32,9 кв.м., собственник ФИО14;

-квартира № 5 –площадь 23,7 кв.м., собственник ФИО22;

-квартира № 7- площадь 22,4 кв.м., собственник ФИО20;

-квартира № 6- площадь 59,7 кв. м., собственник ФИО20;

-квартира № 8-площадь 94,9 кв.м., ФИО13- доля в праве 31/95 (ком.3), комната 2 и комната 1 находятся в муниципальной собственности.

Согласно выписки из ЕГРН от 12.05.2021 года, собственником 1/9 доли в праве на жилое помещение: квартиру №9 указанного выше жилого дома является ФИО9 на основании договора дарения доли квартиры от 29.04.2021 года, в соответствии с которым ФИО25 подарила ФИО9 1/9 долю указанной квартиры.

На основании договора управления многоквартирным домом от 17.09.2019 года ООО «Комфортные условия» приняло в управление многоквартирный дом, расположенный по адресу: г...., и является управляющей организацией в настоящее время.

Начальником Инспекции ФИО29 было выдано задание № ФК -02-20 от 07.02.2020 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

На основании задания начальника инспекции по охране объекта культурного наследия Костромской области от 07.02.2020 № ФК-02-20 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия. В результате проведения мероприятий по контролю за состояние объекта было установлено, что на момент осмотра объект представляет двухэтажное кирпичное здание, Г-образного объема с примыкающей одноэтажной каменной пристройкой. Стены здания оштукатурены и покрашены, местами наблюдается выпадение кирпичей и массовая утрата штукатурного и окрасочного слоя. Общее состояние объекта неудовлетворительное. Юго-восточный боковой фасад имеет два этажа с антресолями, в кладке наблюдаются большие разнохарактерные трещины, в карнизной части имеются значительные повреждения. Северо-восточный боковой фасад имеет два этажа с антресолями, в кладке наблюдаются трещины, в карнизной части имеются повреждения, в т.ч. выпадение отдельных кирпичей. С юго-восточного фасада примыкает одноэтажная из силикатного кирпича оштукатуренная и окрашенная пристройка с односкатной кровлей; с северо-западного фасада примыкает двухэтажная кирпичная оштукатуренная и окрашенная пристройка. К двухэтажной пристройке примыкает тесовая пристройка. Тес имеет биопоражения. Цоколь оштукатурен и окрашен, наблюдается локальная утрата штукатурного и окрасочного слоя, разнохарактерные трещины. Фундаменты не обследовались. Крыша (стропила, обрешетка, кровля, водосточные желоба и трубы): конструкции кровли не проверялись; вальмовая кровля с двумя выносными окнами покрыта железом, вынос кровли подшит железом, наблюдаются следы ржавчины. Общее состояние удовлетворительное. Внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах): в центральной части главного фасада ризалит; антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Карниз состоит из полосы сухариков, полочка и гусек. М-ны прямоугольны, наличники из оштукатуренных профилей с замковым камнем в виде львиной маски. Над двумя окнами центральной части первого этажа филенки. Над окнами второго этажа - сандрики. Устои ворот украшены полуколоннами на постаментах, парными и одинарными, в завершении — карнизы с сухариками и лучковым фронтом над проездом, в тимпане которого рельефный круг. Наблюдается утрата отдельных декоративных элементов. Окна деревянные, окрашены, краска на окнах частично растрескалась и отстала, наблюдается рассыхание оконных рам. В тринадцати оконных проемах установлены пластиковые стеклопакеты. В помещениях общего назначения стены оштукатурены и окрашены, наблюдается массовое отслоение штукатурного и окрашенного слоев - состояние неудовлетворительное. Полы в помещениях общего назначения: на первом этаэе дощатые, щели между досок. На территории Объекта с юго – восточного фасада примыкает сохранившийся фрагмент проходной калитки, который в настоящее время заложен кирпичом и установлен оконный проем. Общее состояние памятника- неудовлетворительное. Выводы: объект находится в неудовлетворительном состоянии; требуется проведение безотлагательных противоаварийных мероприятий по охране Объекта; требуется проведение комплекса ремонтно – реставрационных работ, перечень которых необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, после проведения комплекса научных изысканий.

02.03.2020 года в адрес собственников объекта были направлены предписания: ФИО17 № ФК -02/1-20/01, ФИО18 № ФК -02/2-20/01, ФИО4 № ФК-02/3-20/01, ФИО14 № ФК-02/4-20/01, ФИО22 № ФК -02/5-20/01, ФИО20 №ФК -02/6-20/01, ФИО13 № ФК -02/7-20/01, ФИО30 № ФК -02/8-20/01, ФИО21 № ФК -02/9-20/01, ФИО19 № ФК -02/10-20/01, ФИО9 № ФК -01/11-20/01, ФИО24 №ФК 02/12-20/01, ФИО15 № ФК 02/13-20/01, ФИО16 № ФК -02/14-20/01, 13.03.2020 года ФИО31 (Дмитриевне) № ФК 02/15-20/01, ФИО6 № ФК -02/16-20/01, 02.04.2020 Главе Администрации города Костромы ФИО32 № ФК -02/17-20/01, с требованиями организовать выполнение противоаварийных работ на объекте по результатам обследования объекта, выполненного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доли) – в срок до 31.07.2020 года.

До настоящего времени требования по сохранению объекта собственниками не исполнены.

Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.

На протяжении длительного периода времени собственниками объекта требования инспекции о проведении работ по сохранению Объекта не исполняются, хотя установлено и никем не оспаривается, что требуется принятие безотлагательных мер по его сохранению. Уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением взятого ответчиками на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.

Из пояснений представителей истца следует, что по настоящее время обследование объекта организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, собственниками не организовано, не проведены противоаварийные работы по фундаментам и несущим стенам объекта.

Из акта проверки состояния памятника истории и культуры «.. от 09.04.2011 года следует, что состояние перекрытий и потолков, внутренних перегородок и деревянных лестниц части здания, фасадов здания следует признать неудовлетворительным, а по ул.Пятницкой – состояние основных несущих конструкций – аварийным. Требуется проведение срочных противоаварийных работ на ... Требуется проведение инженерного обследования, разработка проекта по усилению несущих конструкций и полный ремонт южной части здания ... Требуется полный комплекс ремонтно – реставрационных работ по фасадам) разработан историко – архитектурный паспорт фасадов) с восстановлением арочного заложенного проема по ул.Симановского. Требуется восстановление ограды и ворот по линии застройки ул.Симановского по согласованному проекту.

По результатам технического обследования состояния объекта культурного наследия (<...>) от 17.01.2017 г. на основании проведенного визуального обследования технического состояния фасадов объекта культурного наследия федерального значение «... можно сделать вывод, что фасады основного здания находятся в ограниченно работоспособном состоянии, пристройки – в аварийном. Необходимо инструментальное обследование конструкций здания (наружных и внутренних стен, перекрытий, фундаментов) реконструкция отдельных частей объекта, проведение на фасаде противоаварийных и восстановительных работ.

Актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы от 23.10.2020 года установлено, что многоквартирный дом ... года постройки (1-я четв. 19в.), кирпичный, отштукатурен, крыша скатная металлическая, фальцевая, 18 квартир, центрального холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение. Объект культурного наследия «Дом Углечаниновых, 1 четв. 19 в.». был включен в региональную программу капитального ремонта на территории города Костромы с видом работ – капитальный ремонт фасада. В ходе осмотра установлено, что все конструктивные элементы дома находятся в удовлетворительном состоянии. На фасаде здания, в районе квартиры №19, наблюдается выкрашивание кирпичной кладки (наружная стена), сквозные трещины в несущей стене и карнизе на втором этаже здания. По всему фасаду наблюдается отслоение штукатурного слоя, местами очаговое, шелушение покраски и отслаивание отдельными фрагментами. Комиссии пришла выводу: степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для фасада здания с цоколем, требуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада.

В соответствии с ответом Департамента строительства ЖКХ и ТЭК Костромской области от 25.03.2021 года, 23 октября 2020 года в доме по адресу: ... по инициативе НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 № 535-а проведена комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта имущества в многоквартирных домах. Согласно постановлению администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. По итогам открытого конкурса между НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» и ООО «Вологодский трест инженерно– строительных изысканий» заключен договор от 31.10.2016 № 222п/17 на разработку проектной документации для выполнения капитального ремонта фасада объекта. По мнению проектной организации, требуется проведение работ по реконструкции фасада здания с соблюдением противоаварийных мероприятий, поскольку при таких работах затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Кроме того, требуется выполнить проектно– сметную документацию на реконструкцию объекта с проведением государственной экспертизы проектной документации. В настоящее время дело о понуждении проектировщика к исполнению обязательств по договору рассматривается в судебном порядке. Финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета на проведение капитального ремонта данного дома не предусмотрена. Кроме того, в Программу не включаются многоквартирные дома. физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70%, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную уполномоченным органом. Исходя из проведенных расчетов в отношении дома, совокупная стоимость услуг и (или) работ превышает стоимость, определенную уполномоченным органом в 1,4 раза.

Согласно ответу на судебный запрос от 09.06.2021 года, Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия указал, что финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Минкультуры России в рамках государственной программы «Развитие культуры» на основании ежегодных заявок, поступивших в установленном порядке от пользователя объекта или регионального органа охраны памятников, а также с учетом нахождения объекта в федеральной собственности и едином реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Заявок по указанному объекту в Минкультуры России не поступало, в связи с чем его финансирование в рамках Программы не предусмотрено.

Согласно пунктов 1, 5, 6 ст. 45 указанного Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 45 Закона выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Отсутствие охранного обязательства и не установление предмета охраны не освобождает собственников от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, поскольку такая обязанность лица предусмотрена в силу прямого указания в законе.

Исходя из положений ст. 45 указанного Федерального закона № 73-ФЗ ответчики для исполнения решения суда должны будут обратиться к соответствующим специализированным лицам по вопросам разработки проектной документации и собственно проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.

При этом в распоряжении инспекции имеется паспорт объекта культурного наследия, включающий в себя описание объекта и его особенности, исходя из которых соответствующая лицензированная организация имеет возможность провести необходимое исследование и разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Результаты обследования и проектирования будут представлены истцу, который и утвердит перечень необходимых работ по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, не установление предмета охраны на стадии принятия решения суда не освобождает собственника от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.

Согласно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ... от 18.05.2020 года принято решение о проведении мероприятий по организации выполнения проведения противоаварийных работ по результатам обследования, выполненного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия поручить управляющей компании ООО «Комфортные условия». В качестве источника финансирования мероприятий определить денежные средства, поступающие от жильцов многоквартирного дома в качестве коммунальных платежей за содержание и капитальный ремонт дома. В случае недостаточности средств обязать управляющую компанию изыскать иные источники финансирования данных мероприятий (федерального или регионального бюджетов, направленных на указанные цели).

Как установлено в судебном заседании, финансирование указанных выше мероприятий не предусмотрено федеральным и региональным бюджетом.

Как видно из коммерческого предложения ООО Архитектурно – строительный центр №1 на составление акта технического состояния объекта культурного наследия, рабочих чертежей указанного жилого дома, сметная стоимость на составление акта технического состояния, сметы – калькуляции, цветной фотофиксации, архитекрутно – строительных рабочих чертежей по памятнику в целом- фасадов, разрезов, инженерно – конструкторских чертежей, пояснительной записки, составляет 60 519,85 руб. Заказчиком коммерческого предложения является ООО «Комфортные условия».

Участвуя ранее в судебном заседании, представитель третьего лица ООО «Комфортные условия» ФИО33 пояснял, что 24.04.2021 г. собиралось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г.... проводимое в форме очно-заочного голосования. Были вопросы о проведении работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия федерального общероссийского значения по адресу г..... ... и рабочих чертежей ООО Архитектурно строительный центр № 1, и об определении источника финансирования работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия. Управляющая компания вышла с предложением о голосовании, выбрать Архитектурно строительный центр № 1, а также определение источника финансирования, на что жители не пошли. Управляющая компания не может выполнять работы по памятникам истории культуры, так как данные работы должны проводиться организациями, имеющими лицензию на проведение данных работ. Управляющая компания не финансирует никакие работы. Все работы осуществляются за счет граждан. По строке содержание жители платят 12 руб., соответственно на 12 руб. выполняется минимальный перечень работ.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность лишь по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме).

Тем самым из буквального содержания изложенной нормы усматривается, что управляющая организация может и обязана выполнять соответствующий вид работ либо если это предусмотрено договором управления либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с этим возложение в настоящее время на управляющую организацию обязанностей по сохранению объекта культурного наследия наравне с собственниками помещений этого объекта необоснованно.

Такой вывод соответствует содержанию ст. 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, согласно п. 3 которой охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма.

С учетом изложенного доводы стороны ответчика о том, что данные обязательства возложены на управляющую компанию, необоснованны.

Следует отметить, что выводы, приведенные в акте осмотра объекта культурного наследия от 12.02.2020 года о том, что объект находится в неудовлетворительном состоянии; требуется проведение безотлагательных противоаварийных мероприятий по охране Объекта; требуется проведение комплекса ремонтно – реставрационных работ, перечень которых необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, после проведения комплекса научных изысканий, не противоречит выводам, отраженным в акте осмотра многоквартирного дома 23.10.2020 года, о том, что степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для фасада здания с цоколем, требуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада.

Суд считает необоснованными доводы стороны ответчика о том, что наличие договора между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» и ОАО «ВологдаТИЗИС» о разработке проектной документации для выполнения капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: <...>, исключает возложение на собственников многоквартирного дома обязанности по совершению действий, указанных в просительной части иска. Из требований, заявленных в иске, не усматривается возложение на собственников объекта культурного наследия организации проведения работ по фасаду, а вменяется обязанность об организации проведения противоаварийных работ по фундаментам и несущим стенам объекта.

Таким образом, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Администрации городского округа город Кострома, .. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, законны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд полагает возможным установить ответчикам для выполнения возложенной судом обязанности в течение 18 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.

Обязать собственников Объекта культурного наследия «Дом Углечаниновых, 1-я четв. XIX в.», расположенного по адресу: <...> - Администрацию городского округа города Костромы, .. организовать по результатам обследования объекта организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, проведение противоаварийных работ по фундаментам и несущим стенам Объекта в течении 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Суслова Е.А.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года

КОПИЯ ВЕРНА: судья Суслова Е.А.