Дело № 2 –635/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 21 мая 2021 года
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Ульяненковой О.В.,
при секретаре Хопуновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.В.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконными действий, возложении обязанности внести изменения в разрешение на строительство, выдать разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, компенсации морального вреда,
установил:
Г.В.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от <дата>№ <номер> выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного письмом за № <номер> от <дата>, возложении обязанности совершить данные действия, компенсации морального вреда в размере *** рублей. В обосновании иска указано, что <дата> между сторонами заключен договор аренды земельного участка, площадью 880 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>. На основании разрешения на строительство истцом на вышеуказанном земельном участке было осуществлено строительство магазина непродовольственных товаров, степенью готовности 91%. Последнее разрешение на строительство выдано <дата>№ <номер> В связи с изменениями во внутренней планировки здания, а именно отказ от возведения не несущих перегородок, общая площадь здания изменилась в сторону увеличения с 604,6 кв.м до 640 кв.м, и объем с 3 470 м 3 до3 800 м 3. Ответчик отказал во внесение изменений в разрешение на строительство со ссылкой на прекращение действия договора аренды земельного участка. Решением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> суд признал решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство, в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию и в заключении договора аренды земельного участка незаконным, и обязал ответчика заключить новый договор аренды, с дальнейшим внесением изменений в разрешение на строительство. <дата> истец направил повторное заявление о заключении договора аренды, внесении изменений в разрешение на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию. <дата> Администрация отказала со ссылкой на отсутствие положительного заключения проектной документации. Истец полагает данный отказ незаконным по следующим основаниям. Обязанность по проведению государственной экспертизы проектной документации введена ФЗ от <дата> № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят после выдачи разрешение на строительство от <дата>. Ссылаясь на ст.4 ГК РФ истец полагает, что поскольку основная проектная документация не подлежала прохождению через госэкспертизу, то такие требования не предъявляются и к документации по внесению изменений. Критерии отнесения объектов капитального строительств к объектам массового пребывания граждан утверждены приказом Минстроя России от <дата>№ <номер>/пр. начало действия данного нормативного акта <дата>. Так как проектная документация была разработана до введения в действие указанного приказа, проведение ее экспертизы не требуется. За незаконный отказ и руководствуясь ст.ст. 151, 1064,1069 ГК РФ истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В судебном заседании представитель истца В.А.К., действующий по доверенности, требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Представители Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Г.Н.А., С.Е.В. в судебном заседании требования не признали, по основаниям указанным в отказе администрации во внесении изменений в разрешение на строительство и вводе объекта в эксплуатацию.
Истец Г.В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Из материалов дела усматривается, что <дата> между Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области и Г.В.В. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования: для строительства магазина непродовольственных товаров сроком с <дата> по <дата>. Данный земельный участок был передан в аренду с имеющимся на нем объектом незавершенного строительства с кадастровым номером *** ( л.д.141-146 т.1).
<дата>Г.В.В. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства- магазина непродовольственных товаров№ <номер> на вышеуказанном земельном участке сроком до <дата>, где указана общая площадь объекта в соответствии с проектной документацией 604,6 квм, объем 3470 куб.м. Действие разрешения продлено до <дата> ( л.д.49 т.1).
Из материалов дела следует, что строительство объекта завершено, что следует из технического плана здания от <дата>.
Согласно выписки из ЕГРН от <дата>, объект незавершенного строительства – магазин непродовольственных товаров общей площадью 604,6 кв.м, поставлен на кадастровый учет <дата> с присвоением кадастрового номера ***, степенью готовности 91%.
<дата>Г.В.В. обратилась с заявлением в адрес Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о внесении изменений в разрешение на строительство от <дата>, в связи с корректировкой проектной документации в части общей площади с 604,6 кв.м на 640 кв.м., объема с 3 470 м3 на 3800 м3, выдачей разрешение на ввод в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.18 т.1).
В удовлетворении заявления Администрацией <дата> отказано в связи с прекращением срока действия договора № <номер> от <дата> и разрешения на строительство, а также несоответствия параметров построенного объекта ( л.д.18 т.1)..
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> признаны незаконными решения Администрации МО «Смоленский район» от <дата>№ <номер> о прекращении действия разрешения на строительство, от <дата>№ <номер> об отказе внесения изменения в разрешение на строительство от <дата>№ <номер> и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, от <дата>№ <номер> об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером № <номер> на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с Г.В.В. договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер> на срок 2 года 11 месяцев в соответствии с требованиями закона, после заключения договора аренды принять решение в соответствии с действующим законодательством по заявлению Г.В.В. от <дата> вх.854 о внесении изменений в разрешение на строительство от <дата> и о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес> Решение вступило в законную силу <дата> ( л.д.11-32 т.1).
<дата> между Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области и Г.В.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***, сроком с <дата> по <дата>. В пределах данного земельного участка расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером ***
Решением, оформленным письмом от <дата>№ <номер> Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области отказано во внесении изменений в разрешение на строительство от <дата>№ <номер>, на основании п.п.4,5 ч.2 ст. 49, ч.7,21.15 ст.51 ГрК РФ, Приказа Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан» в связи с отсутствием экспертизы проектной документации, в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес> на основании ч.ч.1,5 ст.55 ГрК РФ несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, а именно разделу «Архитектурные решения» в части внешнего облика, внутренней планировки объекта, общей площади ( согласно разрешения на строительство общая площадь составляет 604,6 кв.м, согласно представленному техническому плану -640 кв.м), а также разделу «Схема планировочной организации земельного участка» в части расположения объекта и благоустройства ( л.д.6-8 т.1).
Исходя из положений части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство к которому прилагаются предусмотренные указанной частью названной статьи.
Пунктом 4 части 7 статьи 51 данного Кодекса предусмотрено представление, в том числе положительного заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
Согласно ч.1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами ( п.4); отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами ( п.5).
Частью 2.2 ст. 49 ГрК РФ установлено, что в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Таким образом, в соответствии с требованиями ГрК РФ обязательной экспертизе подлежит проектная документации на осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства - в случаях, если они относятся к объектам массового пребывания граждан (ч. 2.2 ст. 49).
Данная норма введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ)
При этом согласно части 10 статьи 16 Закон N 340-ФЗ в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.
Критерии отнесения объекта капитального строительства к объектам массового пребывания граждан установлены Приказом Минстроя России от 10.04.2020 N 198/пр. В качестве таковых определены: возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пунктах 4,5 части 2 ст.49 ГрК РФ. Начало действия данного документа 13.06.2020.
Из материалов дела усматривается, что разрешение на строительство на строительство № <номер> выдано Г.В.В.<дата>, с заявлением о внесении изменения в разрешение на строительство истец обратилась <дата>, то есть до утверждения федеральным органом исполнительной власти, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в п.п.4,5 ч.2 ст. 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации района о внесении изменений в разрешение на строительство не соответствует вышеуказанным нормам, нарушает права застройщика на введение объекта в эксплуатацию, что является основанием для признания данного отказа незаконным.
В судебном заседании представитель ответчика и специалист главный архитектор Администрации МО «Смоленский район» К.И.Ю. пояснили, что единственным основанием для отказа во внесение изменений в разрешение на строительство является отсутствие государственной экспертизы проектной документации.
Поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами у истца отсутствует обязанность предоставления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, для внесения изменений в разрешение на строительство заявитель представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 ГрК РФ, у Администрации отсутствовали предусмотренные данной нормой основания для принятия решения об отказе в осуществлении данных действий. В целях восстановлении нарушенного права истца требования о возложении обязанности по внесению изменений в разрешение на строительство в части площади объекта, объема и срока его действия подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ и ч.11 ст.51 ГрК РФ суд определяет срок для совершения данного действия в течении пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
По результатам рассмотрения обращения Г.В.В. Администрацией отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине несоответствия параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, а именно разделу «Архитектурные решения» в части внешнего облика, внутренней планировки объекта, общей площади ( согласно разрешения на строительство общая площадь составляет 604,6 кв.м, согласно представленному техническому плану -640 кв.м), а также разделу «Схема планировочной организации земельного участка» в части расположения объекта и благоустройства, а также в техническом плане от <дата>, выполненным ООО «Диметра» представлена проектная документация, которая не соответствует документации на основании которой выдано разрешение на строительство от <дата>.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В пункте 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ приведены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к числу которых относится несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Из материалов дела усматривается, что к заявлению от <дата> предоставлена откорректированная проектная документация, выполненная ИП Ж.И.Ю. (2018г.), в частности том 1 раздел 3 «Архитектурные решения» содержащая информацию в части изменения внешнего облика здания и проектная документация выполненная ООО «Землемер», в части изменения внутренней планировки объекта, общей площади с 604,6 кв.м на 640 кв.м, данная документация содержит уточненную схему планировочной организации земельного участка. Технический план здания от <дата>, выполненным ООО «Диметра» соответствует вышеуказанной уточненной проектной документации.
Поскольку параметры построенного объекта соответствуют уточненной проектной документации, являющейся основанием для внесение изменений в разрешение на строительство, суд полагает отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатация незаконным и возлагает на ответчика обязанность выдать истцу разрешение на ввод объекта в эксплуатация в срок установленный ст. 55 ч.5 ГрК РФФ – пять рабочих дней после внесения изменений в разрешение на строительство.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно статье 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Статьей 151 ГК РФ установлено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, о том, что доказательств нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца либо посягательств на другие нематериальные блага истца, а также причинно-следственной связи между действиями ответчика и физическими и нравственными страданиями истца не представлено, в связи с чем в удовлетворении требований о компенсации морального вреда суд отказывает.
Из материалов дела усматривается, что при предъявлении настоящего иска Г.В.В. произведена оплата государственной пошлины в размере 900 рублей (л.д.3 т.1), вместе с тем согласно пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина физическим лицом уплачивается в размере *** рублей. Размер государственной пошлины не зависит от количества требований заявленных истцом. Данная сумма в соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, излишне оплаченная госпошлина в размере 600 рублей в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Г.В.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным действий, возложении обязанности внести изменения в разрешение на строительство, выдать разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, компенсации морального вреда,-удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации МО «Смоленский район» Смоленской области по заявлению Г.В.В. от <дата> о внесении изменений в разрешение на строительство от <дата>№ <номер>, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес> оформленный письмом за № <номер> от <дата>.
Обязать администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области внести изменение в разрешение на строительство от <дата>№ <номер> в части общей площади с 604,6 кв.м на 640 кв.м, объема с 3 470 м <дата> м 3, пролонгации срока действия разрешения на строительство до <дата>, выдать разрешения на ввод в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес> в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации МО «Смоленский район» Смоленской области в пользу Г.В.В. возврат госпошлины в размере *** рублей.
Уплаченная Г.В.В. при рассмотрении настоящего дела государственная пошлина в размере *** рублей согласно чеку-ордеру от <дата> операция 66 ПАО Сбербанк Смоленское отделение 8609/25, в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату Г.В.В..
В остальной части иска Г.В.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено <дата>.
Председательствующий Ульяненкова О.В.