ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6366/2013 от 22.11.2013 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-6366/2013

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 ноября 2013 года             г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе:     председательствующего судьи Им И.Т.,

при секретаре -         Насриддиновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление – 2» о признании действий незаконными, обязании прекратить действия, вынесении частного определения,

у с т а н о в и л :

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ООО «Жилищно-эксплуатационное управление – 2» (далее – ООО «ЖЭУ-2») о признании действий незаконными, обязании прекратить действия, вынесении частного определения.

В обоснование заявленных требований указано, что при необходимости получить справку о составе семьи ДД.ММ.ГГГГ истцами обнаружено на двери паспортного отдела ответчика уведомление о стоимости справки <данные изъяты>, с указанием где необходимо произвести платеж. Ответчику подано заявление о разъяснении оснований взимания платы за справку о составе семьи.

В соответствии с п. 2 с. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.

В связи с чем поставлены требования:

- о признании действий ответчика по взиманию платы за «…за справку о составе семьи», равно как и за стоимость бумажного носителя (бланка справки) незаконными, нарушающими права граждан – потребителей услуг,

- об обязании ответчика прекратить указанные действия по взиманию платы «…за справку о составе семьи», равно как и за стоимость бумажного носителя (бланка справки),

- о вынесении частного определения в адрес прокурора г. Южно-Сахалинска, Госжилинспекции Сахалинской области, Роспотребнадзора Сахалинской области, Налоговой инспекции по Сахалинской области о назначении проверки и разбирательства по существу взимания ответчиком платы «…за справку о составе семьи», пресечении таковых действий ответчика в дальнейшем, привлечении к соответствующей ответственности должностных лиц ответчика, допустивших нарушение законности.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «ЖЭУ-2» С.Т.А. действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила) и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Перечень), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, определено, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно п. 4 вышеуказанных Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Согласно Перечню к таким лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Аналогичные положения содержатся в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Административный регламент).

Согласно п.п. 82 - 84 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по форме № (карточка регистрации), поквартирных карточек по форме №.

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме №, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, либо сведения о нем в заявлении о регистрации по месту жительства, лица, ответственные за регистрацию, в ДД.ММ.ГГГГ срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).

Судом установлено, что ООО «ЖЭУ-2» является управляющей компанией <адрес>. ФИО1 и ФИО2 проживают в квартире по <адрес>

В ходе осуществления своей деятельности ООО «ЖЭУ-2» предоставляло платные услуги для граждан, проживающих в жилом фонде, обслуживаемом ООО «ЖЭУ-2», в виде взимания платы за предоставление справки о составе семьи.

В том числе от ФИО2 принята оплата за справку о составе семьи в размере <данные изъяты>. В подтверждение данному обстоятельству выдана квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ООО «ЖЭУ-2» с заявлением о разъяснении правового обоснования взимания с граждан платы «за справку о составе семьи».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖЭУ-2» на заявление ФИО2 дало ответ, что ООО «ЖЭУ-2» является самостоятельной коммерческой организацией. Вся информация, содержащаяся в справке о составе семьи, является бесплатной услугой. Берется только плата за бланки, которые заказываются в типографии, соответственно на них несутся затраты.

Пунктом п. 2.1 Устава ООО «ЖЭУ-2» установлены цели деятельности Общества, а именно расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли в результате хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, ответчик принял на себя обязательство осуществлять выдачу жилищных справок и иных документов в пределах своих полномочий.

Данные действия являются административной функцией управляющей компании, затраты на их выполнение связаны с управлением многоквартирным домом.

Кроме того, указанные документы требуются гражданам для реализации ими различных прав и обязанностей и в соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 200 года № 149-ФЗ должны предоставляться бесплатно.

Действующим законодательством предоставление управляющей компанией платной услуги за выдачу справки о составе семьи не предусмотрено.

Учитывая указанные выше правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания действий ответчика по взиманию платы «…за справку о составе семьи», равно как и за стоимость бумажного носителя (бланка справки) незаконными. В удовлетворении остальной части искового требования суд отказывает, поскольку решение суда об удовлетворении исковых требований в вышеуказанной части приведет к восстановлению нарушенных прав истца.

Суд отказывает в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика прекратить указанные действия по взиманию платы «…за справку о составе семьи», равно как и за стоимость бумажного носителя (бланка справки), поскольку в соответствии с приказом ООО «ЖЭУ-2» от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ справки, выдаваемые гражданам о составе их семей, иждивенцах, зарегистрированных в жилом фонде, находящимся на обслуживании ООО «ЖЭУ-2», выдаются бесплатно.

Также суд отказывает в удовлетворении исковых требований о вынесении частного определения в адрес прокурора г. Южно-Сахалинска, Госжилинспекции Сахалинской области, Роспотребнадзора Сахалинской области, Налоговой инспекции по Сахалинской области о назначении проверки и разбирательства по существу взимания ответчиком платы «…за справку о составе семьи», пресечении таковых действий ответчика в дальнейшем, привлечении к соответствующей ответственности должностных лиц ответчика, допустивших нарушение законности.

Данное требование не подлежит удовлетворению в силу изложенного выше обстоятельства о прекращении действий ООО «ЖЭУ-2» по платному предоставлению справок о составе семьи.

Кроме того, вынесение частных определений в силу ч. 1 ст. 226 ГПК РФ является правом суда, а не его обязанностью.

Учитывая изложенное, суд разрешая иск в рамках заявленных требований и по представленным суду доказательствам удовлетворяет исковые требования о признании действий общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление – 2» по взиманию платы «…за справку о составе семьи», равно как и за стоимость бумажного носителя (бланка справки) незаконными, нарушающими права гражданина – потребителя услуг ФИО2.

В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление – 2» по взиманию платы «…за справку о составе семьи», равно как и за стоимость бумажного носителя (бланка справки) незаконными.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                    И.Т. Им