Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03.02.2016г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Галиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-636/16 по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес>, Департаменту градостроительства и архитектуры городского округа Самара, Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес>, Департаменту градостроительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство, предоставив все необходимые документы, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом расположения красных линий на момент формирования участка.
ДД.ММ.ГГГГ из Министерства имущественных отношений <адрес> поступило уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары отказал в утверждении схемы расположения земельного участка. Поскольку земельный участок не может быть сформирован уполномоченным органом, соответственно не может быть осуществлен кадастровый учет данного земельного участка и у Министерства отсутствуют основания для предоставления земельного участка.
Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. утверждение схемы испрашиваемого земельного участка невозможно, поскольку его часть находится в границах территории общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о наличии утвержденных красных линий на испрашиваемом земельном участке. Согласно ответу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в отношении испрашиваемого земельного участка разработка документации по планировке территории не осуществлялась, распорядительные документы не принимались.
В настоящее время в связи с перераспределением полномочий между органами местного самоуправления, полномочиями по принятию решений в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, наделен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Истица полагает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность повторного обращения в уполномоченный орган по вопросу предоставления в собственность земельного участка при исполнении предписаний закона при первоначальном обращении по данному вопросу в уполномоченный на момент обращения орган.
Ссылаясь на то, что оспариваемый отказ противоречит ст. 34 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы истицы, истица просила суд признать незаконным и нарушающим законные интересы отказ Министерства имущественных отношений <адрес>ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство, с одновременным признанием незаконным заключения Департамента градостроительства и архитектуры городского округа Самары в виду невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, обязать незамедлительно Министерство имущественных отношений <адрес> перенаправить заявление ФИО1 с приложением всех документов в Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу, обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара в течение 14 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истицы, приняв решение по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка в собственность и направив истице копию решения.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истицы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамент градостроительства и архитектуры городского округа Самары ФИО4, действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения требований истицы по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала требования истицы не подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство.
В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74, действовавшим на момент рассмотрения заявления, после получения необходимой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, руководствуясь пунктом 2.4 Порядка, Министерством ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Департамента строительства и архитектуры было направлено обращение № об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 2.5 и 2.6 Порядка на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В ответ на вышеуказанное обращение Министерства из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поступило заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Во исполнение пункта 2.6 Порядка на основании заключения Департамента Министерством было подготовлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат, в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 187-0 от 12.05.05, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
В соответствии с действующим Генеральным планом городского округа Самара указанный земельный участок расположен в зонах ландшафтно-рекреационной существующего естественного ландшафта и транспортной инфраструктуры - магистраль районного значения.
Указанная дорога определена действующим документом территориального планирования - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ (схемами № «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», схемой № «Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара») как магистраль районного значения регулируемого движения.
Согласно СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» рекомендуемая ширина магистральных улиц в красных линиях составляет 40-80 м. Поперечник данной магистрали в красных линиях в районе испрашиваемого земельного участка составляет 50 метров, что соответствует значению, определенному нормативными документами.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> утверждено Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, ее структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов с отображением красных линий, входящие в состав ИСОГД, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, указанный земельный участок принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположен в красных линиях.
В настоящее время действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№.
Генеральный план городского округа Самара включает в себя материалы по анализу существующего положения округа и предложения по градостроительному развитию селитебных, рекреационных, коммунально-производственных и других зон, городской инфраструктуры.
Генеральный план определяет границы города, функциональное и строительное зонирование территории, развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, условия сохранения историко-культурного наследия и поддержания экологически благоприятной среды.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ генеральный план определяет стратегию функционально-пространственного развития территорий городского округа и устанавливает перечень основных градостроительных мероприятий по формированию благоприятной среды жизнедеятельности.
В составе действующего Генерального плана городского округа Самара отображаются красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Законом Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (в редакции Закона Самарской области N 11-ГД от 26.02.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в г.о. Самара, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на органы местного самоуправления г.о. Самара - Администрацию г.о. Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД «О земле» предусмотрены основания предоставления гражданам земельных участков свободных от прав третьих лиц.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ приватизации не подлежат земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которых на спорном земельном участке нет.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что заявление ФИО1 было рассмотрено уполномоченным органом, в соответствии с требованиями закона, испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях, свободен от строений, суд приходит к выводу о том, что требования истицы о признании незаконным и нарушающим законные интересы отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство, и признании незаконным заключения Департамента градостроительства и архитектуры городского округа Самары в виду невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что Министерство рассмотрело заявление ФИО1 в пределах своих полномочий, оснований для передачи документов в Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара не имеется. Самостоятельно истица в указанные органы не обращалась.
В связи с указанным требования истицы об обязании Министерство имущественных отношений <адрес> перенаправить заявление ФИО1 с приложением всех документов в Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу и обязании Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара в течение 14 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истицы, приняв решение по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка в собственность и направив истице копию решения, также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья