<данные изъяты> Дело № 2-636/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года г. Казань
Кировский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Р. Андреева,
при секретаре судебного заседания Ю.В. Минуллиной,
с участием истца – ФИО1,
представителя ответчика - ИКМО г.Казани и третьего лица - МКУ «УАИГ ИКМО г.Казани» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес> о признании постановления незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ИКМО <адрес> о признании незаконным Постановления ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части утверждения проекта планировки территории «Западное Заречье» в отношении земельного участка принадлежащего истцу. В обоснование иска указав, что жилой дом, в котором проживает истец со своей семьей в результате ежегодного затопления в осенне-весенний период грунтовыми и талыми водами пришел в непригодное для проживания состояние.
Для улучшения жилищных условий истец обратился в МКУ «Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета <адрес>» для получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ ГПЗУ и распоряжение об утверждении гпзу№а по <адрес> были утверждены и выданы истцу нарочно.
Собрав необходимые документы для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, истец подал документы в управление градостроительных разрешений. В ответ на заявление, управление градостроительных разрешений разъяснило истцу, что в соответствии с предоставленным ГПЗУ № земельный участок расположен в зоне Ж4-зона многоэтажной застройки в 3-10 этажей.
Изучив градостроительный план земельного участка, истец выявил, что часть земельного участка с кадастровым номером № пересекает красная линия. В результате частичного отнесения земельного участка, на котором расположено домовладение расположенное по адресу <адрес> А, находящееся в долевой собственности граждан, к землям общего пользования, последние лишены права распоряжения, владения и пользования этим объектом. Красная линия не может проходить через уже отведенный земельный участок.
На основании изложенного истец просит суд признать частично незаконным постановление Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> «Об утверждении проекта планировки территории района «Западное Заречье»» № от ДД.ММ.ГГГГ. в части земельного участка принадлежащего истцу. Отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствующей части, а также рассмотреть законность отказа истцу в выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
В суде истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ИКМО <адрес> и третьего лица МКУ «УАИГ ИКМО <адрес>» посчитал иск не обоснованным и подлежащим отклоенению по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители третьих лиц Управление Росреестра по РТ, МКУ «УГР ИКМО <адрес>», МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов ИКМО <адрес>» в суд не явились, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории.
В процессе подготовки документации по планировке территории осуществляется разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Часть 11 статьи 48 ГрК РФ определяет, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 7 статьи 51, часть 3 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).
Судом установлено, что истец является собственником ? доли жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>А.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах проекта планировки территории «Западное Заречье», утвержденного Постановлением Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории района «Западное Заречье».
В соответствии с проектом планировки земельный участок с кадастровым номером № в основном расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального жилищного строительства, частично - в красных линиях <адрес>.
Согласно пункту 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативно акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд соответствующим требованием.
Между тем истцом не приведены доводы о несоответствии оспариваемого проекта планировки территории Генеральному плану <адрес>, а также не подтверждено, что Генеральный план <адрес> допускает иное предложение по утвержденным в проекте планировки территории «Западное Заречье» красным линиям, исключающее нанесение красных линий на земельный участок, принадлежащий истцу.
Красная линия, которая частично проходит по земельному участку, находящемуся в собственности у истца, не нарушает его прав, как сособственника, поскольку такое расположение красных линий не влечет изменения, прекращение либо ограничение прав собственности истца.
Доказательств в подтверждение того, что истец намеревался или намеревается использовать принадлежащий ему земельный участок в целях строительства в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом, а также невозможности такого использования, отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, в выдаче разрешения на строительство в связи с наличием в проекте планировки территории красных линий не представлены.
Более того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ№, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Таким образом, факт разработки и утверждения красных линий с их наложением на границы земельных участков, принадлежащего истцу на праве долевой собственности, не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте планировки территории, поскольку установление красных линий в таких границах ИК МО <адрес> осуществлено в пределах предоставленных ИК МО <адрес> полномочий, при отсутствии со стороны истца доказательств возможности иного установления границ красных линий с целью определения баланса публичных интересов муниципального образования и частных интересов истца.
Кроме того, процедура утверждения проектов планировок территории регулируется статьями 45, 46 ГрК РФ, статьей 42 Градостроительного устава <адрес>, а именно подготовленная документация по планировке территории представлялась в Исполнительный комитет для проверки на соответствие установленным требованиям, по результатам которой принято решение о направлении документации по планировке территории Мэру <адрес> для принятия решения о назначении публичных слушаний или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проект планировки района Западное Заречье был утвержден постановлением Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях обеспечения территории градостроительной документацией, в соответствии со статьей 46 ГрК РФ на основании постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, учитывая протокол и заключение по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ИКМО <адрес> принято постановление «О подготовке проекта о внесении изменений в проект планировки территории района «Западное Заречье» №, которое было опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№(67) (далее Сборник).
В Сборнике от ДД.ММ.ГГГГ№(106) опубликовано постановление Мэра <адрес> о назначении публичных слушаний в <адрес> по проекту планировки территории района «Западное Заречье» № от ДД.ММ.ГГГГ заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Сборнике №(№) от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением ИКМО <адрес>№ был утвержден проект планировки территории «Западное Заречье»
Проект планировки официально опубликован в Сборнике от ДД.ММ.ГГГГ№(№).
Таким образом, процедура утверждения проекта планировки, предусмотренная Градостроительным Кодексом Российской Федерации, была соблюдена, расположение красной линии на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № соответствует действующим нормативным правовым актам <адрес>.
В силу статьи 8 ГкР РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 7 статьи 51 ГкР РФ для получения разрешения на строительство объекта застройщик к заявлению прилагает следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации, объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 51 ГкР РФ орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с представленными в материалы дела документами, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Ж4 – многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Кроме того, частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Статьей 33 ГкР РФ установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Комиссия в течение тридцати со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава органа местного самоуправления с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Таким образом, для внесения изменений в Правила землепользования и застройки предусмотрена специальная процедура, по результатам которой принимается решение о таком изменении.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что земельный участок, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – многоэтажной жилой застройки, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, суд находит законным и обоснованным.
При наличии данных обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан, через Кировский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Судья А.Р. Андреев