ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-636/18 от 17.07.2018 Петровского районного суда (Ставропольский край)

Дело ---

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Светлоград 17 июля 2018 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – А.И.Ульянова,

при секретаре – Григорьевой А.С.,

с участием помощника прокурора Петровского района Ставропольского края – Бурба А.А.,

представителя ответчика – МБУК «Петровский организационно - методический центр» - директора МБУК «Петровский организационно - методический центр» Медной И.Н.,

представителя третьего лица – отдела культуры администрации Петровского городского округа Ставропольского края – ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Петровский организационно - методический центр» об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБУК «Петровский организационно - методический центр» и просит возложить обязанность на МБУК «Петровский организационно - методический центр» обеспечить доступ для инвалидов к информации, размещаемой в сети «Интернет» на официальном сайте учреждения культуры в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет – ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», возложить обязанность установить при входе в здание МБУК «Петровский организационно - методический центр», расположенное по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в зданиях, в соответствии п. 8.1.6 Свода правил, мотивируя следующим.

Прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры края от ***--- «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБУК «Петровский организационно - методический центр», в ходе которой установлено следующее.

Основной задачей деятельности МБУК «Петровский организационно-методический центр» является решение вопросов местного значения Петровского городского округа по созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав Петровского городского округа.

Целями деятельности МБУК «Петровский организационно-методический центр» являются: координация деятельности учреждений культуры клубного типа, осуществление информационно-методического обеспечения; проведение районных праздников, фестивалей, выставок, смотров, конкурсов и иных зрелищных мероприятий, и исполнение других функций, связанных с досугом населения района, развитием и сохранением народной культуры; способствование развитию народной культуры, самодеятельному художественному творчеству; развитие народных промыслов, творческих и прикладных навыков населения; организация кинообслуживания пользователей (кино-показа и видео-показа).

Таким образом, МБУК «Петровский организационно - методический центр» относится к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ и «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в здание МБУК «Петровский организационно - методический центр», по адресу: <...>, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 8.1.6 Свода правил.

Кроме того, в развитие требований Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Росстандарта от 29.11.2012 №1789-ст.

Однако, проверкой установлено, что сайт МБУК «Петровский организационно - методический центр» в сети «Интернет» http://pomc-pr.wixsite.com/не имеет функционирующей текстовой гиперссылкой для перехода на версию для слабовидящих, в нарушение требований ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет – ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Выявленные нарушения ущемляют права граждан с ограниченными возможностями на беспрепятственное получение информации о деятельности учреждения культуры и являются недопустимыми.

*** от ответчика МБУК «Петровский организационно - методический центр» поступило возражение на исковое заявление, в котором ответчик указывает, что cайт учреждения Pomc-pr.wix.com был создан на бесплатном хостинге «Конструктор сайтов» в 2016 г., согласно Приказа Министерства культуры РФ от 20.02.2015 г. №277 «Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления и организаций культуры в сети «Интернет».
Для выполнения требований ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», в настоящее время учреждением установлена версия для слабовидящих.

Также, ответчик просит установить срок выполнения требований пункта 8.1.6. «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» 1 полугодие 2019 года, обосновывая тем, что МБУК «Петровский организационно - методический центр» является бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является Петровский городской округ. Полномочия и функции собственника имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет отдел имущественных и земельных отношений администрации Петровского городского округа Ставропольского края. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения является отдел культуры администрации Петровского городского округа Ставропольского края. Для выполнения требований пункта 8.1.6. учреждение имеет намерения для инвалидов по зрению установить информационную мнемосхему при входе в здание и в здании МБУК «ПОМЦ», расположенного по адресу: <...>. Однако, финансирование деятельности МБУК «ПОМЦ» осуществляется в виде субсидий из бюджета Петровского городского округа в рамках выполнения муниципального задания, иных субсидий на основе плана финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. По ПФХД все расходы на год распределены по статьям и по видам расходов. В 2018 г. по ПФХД расходы на приобретение и установку мнемосхем не предусмотрены. Администрация МБУК «ПОМЦ» 12.06.2018 г. направила заявку отделу культуры администрации Петровского городского округа СК для рассмотрения на Совете Депутатов Петровского городского округа СК и формирования расходной части бюджета Петровского городского округа Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Также отделом культуры администрации Петровского городского округа СК направлена информация о потребности учреждений культуры Петровского городского округа на выделение дополнительного финансирования на организацию мероприятий по «Доступной среде», в том числе на мнемосхемы, в Министерство культуры СК. Учреждение ждет рассмотрение заявки на Совете депутатов Петровского городского округа СК. Кроме того, МБУК «ПОМЦ» предоставляет услуги доступные всем категориям населения, в том числе людям с ограниченными возможностями (инвалидам, в том числе инвалидам по зрению).

В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Ставропольского края Бурба А.А. поддержала требования искового заявления в части установки при входе в здание МБУК «Петровский организационно - методический центр», расположенного по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, в соответствии п. 8.1.6 Свода правил, просила удовлетворить его, не возражала установить срок для исполнения решения суда до ***, а также отказалась от исковых требований в части возложения обязанности на МБУК «Петровский организационно - методический центр» обеспечить доступ для инвалидов к информации, размещаемой в сети «Интернет» на официальном сайте учреждения культуры в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет – ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

Определением Петровского районного суда Ставропольского края от *** производство по исковому заявлению в части возложения обязанности на МБУК «Петровский организационно - методический центр» обеспечить доступ для инвалидов к информации, размещаемой в сети «Интернет» на официальном сайте учреждения культуры в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет – ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», прекращено.

В судебном заседании директор МБУК «Петровский организационно - методический центр» Медная И.Н. исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в возражении на исковое заявление, просила установить срок для исполнения решения суда до ***.

В судебном заседании представитель третьего лица отдела культуры администрации Петровского городского округа Ставропольского края – ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав мнение истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, организации независимо от организационно - правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

В судебном заседании установлено, что МБУК «Петровский организационно - методический центр» является информационным, культурным, образовательным учреждением, целями деятельности которого являются: координация деятельности учреждений культуры клубного типа, осуществление информационно-методического обеспечения; проведение районных праздников, фестивалей, выставок, смотров, конкурсов и иных зрелищных мероприятий, и исполнение других функций, связанных с досугом населения района, развитием и сохранением народной культуры; способствование развитию народной культуры, самодеятельному художественному творчеству; развитие народных промыслов, творческих и прикладных навыков населения; организация кинообслуживания пользователей (кино-показа и видео-показа). Таким образом, МБУК «Петровский организационно - методический центр» относится к объектам социальной инфраструктуры.

Прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры края от 18.04.2018 г. №45/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБУК «Петровский организационно - методический центр».

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр.

Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильно-контрастные указатели, шириной от 0.15 до 0.30 м. с высоты рифов 4.00 мм.

Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ и «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в здание МБУК «Петровский организационно - методический центр», по адресу: <...>, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 8.1.6 Свода правил.

Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.

Выявленные нарушения ущемляют права граждан с ограниченными возможностями на беспрепятственное получение информации о деятельности учреждения культуры.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, и полагает возложить на МБУК «Петровский организационно - методический центр» обязанность установить при входе в здание МБУК «Петровский организационно - методический центр», по адресу: <...>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии п. 8.1.6 Свода правил.

Исходя из принципа разумности, учитывая конкретные обстоятельства данного дела, позицию истца, ответчика, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд считает достаточным установить для исполнения указанной обязанности срок до ***.

В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так, согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Ответчик МБУК «Петровский организационно - методический центр» не является государственным или муниципальным органом, соответственно, не освобождается от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем, на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

Суд, учитывая имущественное положение и статус МБУК «Петровский организационно - методический центр» как бюджетного учреждения, финансируемого за счет бюджета, полагает освободить МБУК «Петровский организационно - методический центр» от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Петровский организационно - методический центр» об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации - удовлетворить.

Возложить на МБУК «Петровский организационно - методический центр» обязанность до *** установить при входе в здание МБУК «Петровский организационно - методический центр», по адресу: <...>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии п. 8.1.6 Свода правил.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.И. Ульянов

Мотивированное решение составлено ***.