Дело № 2-636/2013 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» декабря 2013 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Данилкиной А.Л.,
при секретаре Гадельшиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Пласт, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и, в дальнейшем уточнив исковые требованиям, просил возложить обязанность на администрацию обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границе муниципального образования Кочкарское сельское поселение, а именно в срок до 01 октября 2014 года на двух естественных водоемах, расположенных в четырех населенных пунктах на территории Кочкарского сельского поселения, оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать четыре площадки (пирса) с твердым покрытием размерами 12х12м для обеспечения забора воды пожарной техникой для целей пожаротушения в любое время года и установить на них указатели согласно установленным сводам правил требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой была проведена проверка противопожарного водоснабжения на территории Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района, в ходе которой было установлено, что на территории сельского поселения отсутствуют оборудованные пирсы у естественных водоемов. Исходя из требований противопожарного законодательства, прокурор считает, что оборудование пирса является одной из первичных мер пожарной безопасности, обеспечение которых в границах населенных пунктов поселения отнесено к полномочиям и входит в обязанности администрации поселения, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в рамках организации мер пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Иванова Е.Н. заявленные требования прокурора поддержала, просила требования удовлетворить, возложить на ответчика указанные выше обязанности в соответствующие сроки.
Глава администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области ФИО1 с иском не согласилась. В судебном заседании пояснила, что администрацией проводятся надлежащие меры по соблюдению правил пожарной безопасности, подъездные пути к водоемам чистятся постоянно, пожарные машины подъезжают спокойно к водоемам. Считает, что пирс оборудован, насыпана площадка щебня 13 на 12, вчера в дополнение насыпан еще грунт. В обоснование сказанного, глава просила приобщить информационные письма начальника пожарной части 246 и начальника пожарной части 247 (л.д. 21-23), письмо администрации от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное начальнику ФКУ «7 ОФПС по Челябинской области» о том, что пожарное водоснабжение имеется в каждом селе, принимаются меры для оборудования пирсов, места водозабора углубляются, подъездные пути расчищаются (л.д.25), справку схода граждан Кочкарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), фотографии (л.д. 18-20).
Представитель администрации Кочкарского сельского поселения ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 26), в судебном заседании указал, что с иском прокурора согласен, администрация будет исполнять указанные требования, однако считает, что администрация всегда исполняет все предписания.
Представитель третьего лица ФГКУ «7 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области ФИО3 заявленные прокурором требования поддержал, указал, что согласно Своду правил, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009г. № 178, подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года, на территории Кочкарского сельского поселения выявлены факты отсутствия оборудованных пирсов у естественных водоемов согласно установленным Сводам правилам Требований пожарной безопасности.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25апреля 2012 года № 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно положениям ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В силу п. 9.4 СП 8.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Согласно п. 8.6 указанного Свода правил дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Из материалов дела следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ личным составом 71 Пожарной части ФГКУ «7 Отряда Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» и ОГУ ППС ЧО совместно с эксплуатирующими организациями были проведены проверки технического состояния наружного противопожарного водоснабжения Пластовского муниципального района Челябинской области. В результате проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории Кочкарского сельского поселения, а именно у расположенных в границах Кочкарского сельского поселения двух естественных водоемов отсутствуют оборудованные пирсы (л.д. 7-10).
Данная информация доведена до прокурора г. Пласта Челябинской области. Прокуратурой г. Пласта проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на территории Кочкарского сельского поседения Пластовского муниципального района отсутствуют оборудованные пирсы у естественных водоемов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что часть выявленных проверкой нарушений ответчиком устранена, однако в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности на территории Кочкарского сельского поселения до настоящего времени не устранены, а именно: у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены указатели, соответствующие сводам правил, на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Данные выводы суда подтверждаются показаниями начальника пожарной части 71 ФГКУ «7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» ФИО4, данными им в судебном заседании. ФИО4 пояснил суду, что на момент проверки пирсы оборудованы не были, согласно представленным в судебное заседание администрацией Кочкарского сельского поселения фотографиям видно, что в настоящий момент площадка расчищена, но твердого покрытия не видно, также указал, что должны быть установлены противооткаты и указатели согласно установленным сводам правил требований пожарной безопасности.
Доводы главы администрации о том, что со стороны администрации отсутствует бездействие, так как проводится ряд работ с целью соблюдения требований противопожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела и пояснений сторон, данных в ходе судебного заседания, следует, что существующие на территории Кочкарского сельского поселения нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени в полном объеме не устранены.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности на территории Кочкарского сельского поселения, что создает опасные условия для возгораний, суд приходит к выводу о возможности возложить обязанность на администрацию Кочкарского сельского поселения провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения территории сельского поселения в соответствие с действующим законодательством, а именно, оборудовать подъездные пути к двум естественным водоемам, расположенным в четырех населенных пунктах на территории Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и оборудовать на этих водоемах четыре площадки (пирса) с твердым покрытием размерами 12х12м для обеспечения забора воды пожарной техникой для целей пожаротушения в любое время года, а также установить на них указатели согласно установленным сводам правил требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области в срок до 01октября 2014 года обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границе муниципального образования Кочкарское сельское поселение, а именно на двух естественных водоемах, расположенных в четырех населенных пунктах на территории Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать четыре площадки (пирса) с твердым покрытием размерами 12х12м для обеспечения забора воды пожарной техникой для целей пожаротушения в любое время года и установить на них указатели согласно установленным сводам правил требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий