Дело № 2-636/2015 27 апреля 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Батогова А.В.,
при секретаре С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии», ссылаясь на то, что по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Деловые линии» обязалось перевезти груз в количестве 28 мест в адрес получателя-истца от отправителя-истца, объявленная ценность <данные изъяты> рублей, наименование груза – личные вещи. Однако при приемке груза выяснилось, что отсутствует несколько грузомест, составлен коммерческий акт. Истцом заявлены требования к ООО «Деловые линии» о взыскании стоимости груза, морального вреда, неустойки, судебных расходов.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Деловые линии» в судебное заседание явился, иск не признал, представил отзыв на иск.
Представитель третьего лица ООО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явился, извещен, возражений по иску не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке по ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
ООО «Деловые линии» по приемной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес истца был принят груз в количестве 28 мест, заявленная стоимость груза <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Груз был доставлен в адрес грузополучателя и выдан в количестве 26 мест. При выдаче груза получателю досмотр грузовых мест не производился, сопроводительные документы не предоставлялись.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст.ст. 15, 393) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом принятого на себя обязательства, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер и наличие убытков.
Грузоотправителем был передан груз для перевозки ответчику по количеству, весу и объему без осуществления досмотра содержимого груза, о чем свидетельствует накладная № от ДД.ММ.ГГГГ то есть груз был принят по количественным, а не по качественным характеристикам.
Суд полагает, что с учетом того, что внутритарный осмотр груза при его приемке ООО «Деловые Линии» не производился, а груз был принят без объявленной ценности, истцом не представлено безусловных и однозначных доказательств качественных характеристик переданного к перевозке груза.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. В соответствии с договором транспортной экспедиции ответчиком для осуществления дальнейшего экспедирования грузы от отправителей принимаются по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца. В соответствии с условиями договора транспортной экспедиции прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки.
В связи с тем, что транспортной компанией груз принимается по количеству мест без внутритарной проверки, определить, какие именно личные вещи были отправлены, не представляется возможным, представленные документы соотнести с фактическим содержимым упаковок также не представляется возможности. Доказательство вложения в тару и передачи ответчику именно конкретного (по артикулу, ассортименту, марке, стоимости) содержимого истцом не предоставлено.
Как следует из материалов дела, при отправке груза истцом какие-либо сопроводительные документы на груз не представлялись, о чем свидетельствует отсутствие отметки экспедитора о приемке груза к перевозке в представленных истцом накладной, чеках. При этом иные документы, которые упоминаются в исковом заявлении истцом и приложены им к иску, также не предоставлялись. Приложенные документы истцом к иску с целью подтверждения вложения в грузовые места не могут подтверждать действительную стоимость груза, поскольку не предоставлялись при отправке груза и по ним сверка не производилась. Документы, составленные без участия и/или без отметок ответчика, не позволяют считать их допустимыми, относимыми и достоверными доказательствами действительной стоимости груза, перевозимого по приемной накладной от ДД.ММ.ГГГГ. Иное означало бы предоставление истцу возможности представления в обоснование стоимости перевозимого груза товарной накладной с любым содержанием и на любую сумму.
Наименование и характеристики груза, представленного к перевозке, могут быть подтверждены только документами, составленными в момент передачи груза для доставки получателю транспортно-экспедиционной компании - ООО «Деловые линии». Такие доказательства истцом не представлены. На основании изложенного судом сделан вывод о том, что содержимое грузомест, перевозимых ответчиком, определено не было.
Для предоставления гарантий клиенту в случае происшествия с грузом, предоставляется возможность обозначить заявленную стоимость (объявление ценности груза, передаваемого к транспортировке) отправляемого груза. Истец данное действие не произвёл, заявленная стоимость составляет: <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.; во время определения заявленной стоимости происходит сверка сопроводительных документов с фактическим содержанием грузомест (упаковок). В связи с изложенным, не представляется возможным соотнести документы, представленные истцом, с фактическим содержанием упаковки.
На основании ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
Истцом при отправке грузов по вышеуказанной накладной объявленная ценность грузов не заявлена.
На основании п. 6 ст.7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Действительную стоимость груза или цену за аналогичный товар невозможно определить, так как при отправке грузов по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. внутритарная проверка груза не производилась, сопроводительные документы на груз не представлялись. Таким образом, из представленных материалов дела невозможно установить, какой именно груз был передан к отправке истцом, не доказан размер причиненных истцу убытков.
В соответствии с параграфом 4 раздела 10 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в случае разногласия между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами. При заключении договора транспортной экспедиции было определено, что груз принимается по количеству мест без досмотра содержимого упаковки (т.е. по количественным, а не по качественным характеристикам). Груз был передан отправителем к отправке в адрес истца в упаковке без внутритарного досмотра (т.е. упаковка при отправке не вскрывалась). При выдаче груза досмотр содержимого грузовых мест не производился.
В силу положений статьи 5 Закона № 87-ФЗ ответственность за правильность и точность заполнения накладных несет клиент, при этом ООО «Деловые линии» обязано определить лишь количество мест, что и было сделано в данном случае. Согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554, факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента удостоверяет экспедиторская расписка, которая оформляется в виде приемной накладной экспедитора. Иных экспедиторских документов по поводу указанной перевозки не составлялось, следовательно, отправляя груз, без указания его точного наименования в накладной, только с указанием количества мест, объема и веса, без объявления ценности и на условиях, при которых проверка внутритарного содержимого ответчиком не производится, грузоотправитель - истец принял на себя возможные риски, связанные с утратой, недостачей или повреждением груза, на что указано и в тексте приемной накладной. Указаний на передачу с грузом сопроводительных документов также не имеется, реальная стоимость принятого к передаче груза и его безупречное состояние в этот момент не подтверждены.
В коммерческом акте передачи № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание (ссылки) на то, что при выдаче груза получателю проводился осмотр груза. Также из акта невозможно сделать однозначные выводы о наименовании груза, его количестве и стоимости, поскольку досмотр груза не производился, сопроводительные документы не предоставлялись. В связи, с чем невозможно сопоставить объект, указанный в исковом заявлении и груз, доставленный по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставленный истцом акт о приемке имущества от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование иска является односторонним, составленным без извещения ответчика о проведении осмотра и без участия экспедитора в проведении осмотра, в момент составления акт ответчику для ознакомления не предоставлялся, о составлении акта отметок не имеется, в силу параграфа 5 раздела 10 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) указанный акт является недействительным, составленным в одностороннем порядке заинтересованными лицами. Более того, указанный акт составлен спустя 2 (два) месяца после выдачи груза получателю.
В накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует указание на стоимость (ценность) груза, или его характеристики, равно как и ссылки на какие-либо сопроводительные документы, содержание которых позволяло бы идентифицировать принятый к перевозке груз. Отсутствие информации о виде и стоимости товара, переданного для перевозки, свидетельствует о том, что истец не подтвердил в установленном порядке, какие именно товары были утрачены при осуществлении доставки. Содержание накладной не позволяет сделать вывод об идентичности принятого к перевозке груза с документами, представленными истцом в дело.
В соответствии с п. 1.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного между ООО «Деловые линии» и ООО «Группа Ренессанс Страхование», страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного страхового случая возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе в пределах согласованной сторонами сумме.
Согласно пункту 2.1 указанного договора застрахованными являются все грузы, перевозка которых организована в качестве экспедитора страхователем — ООО «Деловые Линии», принятые страхователем к экспедированию на основании и в соответствии с приемной накладной и/или экспедиторской распиской без объявленной стоимости, перевозимые автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским (река-море) транспортом и в смешанных перевозках указанными видами транспорта. Согласно п. 11.1 указанный договор действует с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ.
Договором определено, что выплата страхового возмещения (страховая выплата) осуществляется страховщиком в соответствии с условиями договора, положениями Правил страхования на основании письменного заявления страхователя о выплате страхового возмещения и представленных страхователем (выгодоприобретателем) документов, удостоверяющих факт, причины и обстоятельства наступления страхового случая, размер ущерба и имущественные права выгодоприобретателя на застрахованный груз. Документы должны быть предоставлены страховщику, при наличии возможности, в подлинных экземплярах либо в копиях, надлежащим образом заверенных страхователем (выгодоприобретателем).
В силу норм о страховании лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Вместе с тем, требования к страховщику истцом предъявлены не были.
Таким образом, из представленных материалов дела невозможно установить, какой именно груз был передан к отправке истцом и утрачен экспедитором по экспедиторской расписке, не доказан размер причиненных истцу убытков. Истцом не доказано, что товар, указанный в исковом заявлении, утрачен экспедитором ООО «Деловые Линии».
Надлежащих и допустимых доказательств виновности ответчика истцом не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения дела истец также не доказал, что повреждение груза находится в причинно-следственной связи с действиями именно ответчика, не доказал факт нарушения его прав, виновность ответчика, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании стоимости груза, в иске к ООО «Деловые линии» суд полагает необходимым отказать.
Поскольку остальные заявленные истцом требования являются производными от вышеуказанного требования, суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске также по указанным требованиям истца к ООО «Деловые линии».
Оснований для взыскания стоимости груза в качестве страхового возмещения с ООО «Группа Ренессанс Страхование» судом на основании изложенных обстоятельств не установлено и не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд
Санкт-Петербурга в течение месяца.
Судья Батогов А.В.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ