Дело № 2-637
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Княжпогостский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Коршуневской М.З.,
при секретаре Сивовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Емва
25 июня 2014 года гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство» ООО «УК «Княжпогостское ЖКХ» об обязании обеспечить предоставление услуг по горячему водоснабжению и отоплению надлежащего качества, взыскании уплаченных сумм и морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с требованием обязать ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство» обеспечить предоставление услуг по горячему водоснабжению и отоплению надлежащего качества, взыскании уплаченных сумм и морального вреда.
В ходе судебного рассмотрения гражданского дела истец уточнила исковые требования, указав в качестве соответчика по делу ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ».
В исковом заявлении, в ходе судебного рассмотрения дела истица указала, что проживает в <адрес>, ответчики ОАО «Княжпогостское ЖКХ» и ООО «Управляющая компания «Княжпогосткое ЖКХ» в течение отопительного сезона <ДД.ММ.ГГГГ> года, не выполняют обязанности по обеспечению услугами отопления и горячего водоснабжения надлежащего качества.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования, с учетом уточнения иска, поддержала.
Представитель ОАО «Княжпогостское ЖКХ» ФИО2 с иском не согласилась, указав, что причина низкой температуры в квартирах данного дома, в засоренности внутридомовых сетей, в то время, как ОАО «Княжпогостское ЖКХ» внутридомовые сети не обслуживает. ОАО «Княжпогостское ЖКХ» поставляют теплоноситель до наружной стены дома.
Представитель ОАО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» в судебном заседании не участвует, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не представили.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, в том числе соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в том числе отопление – поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в п.15 приложения № 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Основанием для обращения в суд с иском послужило нарушение температурного режима и горячего водоснабжения в квартире истицы, в связи с чем, она просит произвести перерасчет платы по статьям «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.
Судом установлено, что Безменова ГШ.С. является собственником <адрес>, с начала отопительного сезона <ДД.ММ.ГГГГ> года в <адрес> в <адрес> система отопления не работала надлежащим образом, температура воздуха в квартире истицы не превышала 16 градусов, то есть не соответствовала предъявляемым требованиям
<ДД.ММ.ГГГГ> начальником Государственной жилищной инспекции по <адрес> совместно с главным специалистом сектора муниципального хозяйства АГП «Емва» ФИО6, специалистом 1 категории АГП «Емва» ФИО7 во время проверки температурного режима системы отопления на вводе в <адрес> установлено: температура наружного воздуха -4 градуса; норматив подачи 56,9 градусов, подача в дом +39 градусов, обратная линия +24 градуса. Комиссия пришла к выводу о недопоставке теплоносителя до потребителя 17,9 градусов.
Актом от <ДД.ММ.ГГГГ> при обследовании жилого <адрес> произведен замер подающего теплоносителя на проектное значение, установлено, что температура подающего теплоносителя подается в соответствии с температурным графиком, а температура обратного трубопровода ниже нормативной, при постоячном обследовании инженерных сетей была выявлена частичная циркуляция. Комиссия пришла к выводу, что требуется постановка дома на капитальный ремонт, с полной заменой инженерных сетей, в том числе и стояков в подъездах.
Актом от <ДД.ММ.ГГГГ> произведен замер температурного режима отопления и горячего водоснабжения, в т.ч. в <адрес> наружного воздуха -12 градусов, норматив подачи 65,7 градусов, обратной линии 51,9 градусов. Фактически ввод в дом составляет 53/37 градусов. Подача ГВС из котельной КМЗ (стадион) 42 градуса, подача ГВС на вводе в <адрес> составляет 35 градусов.
<ДД.ММ.ГГГГ> составлен акт о произведенных замерах температуры воздуха в помещениях дома, теплоносителя в трубопроводах отопления, ГВС. На момент проверки температура наружного воздуха -20 градусов, температура теплоносителя в магистральной трассе возле стадиона КМЗ составляет 63/43 градусов, при нормативе 75/57 градусов, температура ГВС в трубопроводе составляет 40 градусов рпи нормативной от 60 до 75 градусов в точке разбора. Температура отопления в <адрес> составляет 63/38 градусов.
<ДД.ММ.ГГГГ> комиссионно проведена проверка качества коммунальных услуг, при температуре наружного воздуха -20 градусов температура теплоносителя в магистральной трассе возле стадиона КМЗ составляет 73/51 градусов, при нормативе 75/57 градусов, температура ГВС в трубопроводе составляет 40 градусов, при нормативной от 60 до 75 градусов в точке разбора.. Температура подачи отопления в <адрес> составляет 72/51 градусов. При выборочном обследовании квартир зафиксирована следующая температура. Квартира 51 собственник ФИО1: прихожая 19 градусов, зал 19 градусов, кухня 21 градус, температура горячей воды 28 градусов, что не соответствует нормативу.
Согласно Устава ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» являются лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений. В п. 2.2 данного Устава указано, что к основным видам деятельности Общества относится: организация технического обслуживания, капитального и текущего ремонта жилищного фонда.
ОАО «Княжпогостское ЖКХ» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде и находящегося в иной собственности, в том числе жителям многоквартирного жилого <адрес> по теплоснабжению; занимается взиманием платы за отопление, поскольку договор на поставку теплоэнергии для нужд жилых домов с ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» не заключен, при этом договоры в письменной форме с гражданами, проживающими в жилом доме не заключены; поставка коммунальных услуг осуществляется согласно установленным тарифам и ценам на теплоэнергию на розничном (потребительском) рынке и подключения к центральной системе теплоснабжения.
Учитывая приведенные положения нормативных актов, ОАО «Княжпогостское ЖКХ» как ресурсоснабжающая организация отвечает за предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению надлежащего качества, за режим и количество теплоснабжения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, к сетям инженерно-технического обеспечения. За качество отопления жилых помещений с помощью внутридомовой системы отопления после границы балансовой принадлежности ответчик не несет.
Согласно пункту 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать подержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления. В приложении № 11 к данным Правилам приведен график качественного регулирования температуры воды в системе отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха – 95 - 70 °C и 105 - 70 °C. (носит рекомендательный характер, но является действующим и подлежащим применению при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения). Согласно пункту 5.2.2 Правил предельное рабочее давление для систем отопления с чугунными отопительными приборами следует принимать 0,6 МПа (6 кгс/см2 ), со стальными - 1,0 МПа (10 кгс/см2 ).
Согласно СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденного постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № 110 и введенного в действие с 01 сентября 2003г., перепад давления теплоносителя на вводе в дом должен быть не менее 0,15 МПа (1,5 кГс/см2) (пункт 8.17).
Таким образом, показателями качества тепловой энергии являются температура и давление воды, которые должны, в свою очередь, в силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
На основании п.71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 60 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Правилами продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Таким образом, в результате неисполнения ОАО "Княжпогостское ЖКХ" требований законодательства о предоставлении коммунальных услуг и не проведения работ по ремонту тепловых сетей, по которым осуществляется подача тепла в <адрес>, и не исполнения по содержанию внутридомовых систем надлежащего качества со стороны ООО «УК «Княжпогостское ЖКХ» - нарушены права истца на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Данные обстоятельства нашли подтверждение в ходе судебного рассмотрения гражданского дела, исковые требования ФИО1 являются обоснованными.
Согласно ч.10 ст.156 ЖК РФ, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены Правительством Российской Федерации (Постановление от <ДД.ММ.ГГГГ> N 491).
При установленных обстоятельствах, учитывая, что ответчиками не доказано обратное, суд признает за истицей право на удовлетворение заявленных требований в части взыскания произведенной оплаты ЖКУ за период с <ДД.ММ.ГГГГ> года по статье «отопление» и ГВС на 70 %, как за оказанные услуги ненадлежащего качества, В ходе судебного заседания изучены счета – извещения за спорный период по плате за коммунальную услугу «теплоэнергия», ГВС. Согласно документам истица за данный период произвела оплату в размере <данные изъяты> коп. За тот же период по статьям «текущий ремонт» и «содержание жилья» в пользу ООО «УК «КЖКХ» истица оплатила <данные изъяты> коп.
Определяя степень вины ответчиков, ответственных за нарушение температурного режима и ненадлежащей подачи ГВС в квартире истицы, суд распределяет ее следующим образом: с ООО «УК «КЖКХ» - 50 процентов, ОАО «КЖКХ» - 50 процентов.
Истицей также заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд считает, что истица имеет право на компенсацию морального вреда, безусловно причиненного ответчиками.
Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей", гражданин вправе требовать компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ГК РФ).
Учитывая, что ФИО1 вынуждена была до обращения с настоящим иском в суд, неоднократно обращаться к ответчикам и в другие инстанции для урегулирования вопроса по отоплению и горячему водоснабжению её квартиры, в течение длительного времени переносила нравственные переживания, физические страдания, выразившиеся в том, что она испытывала определенные неудобства в связи с некачественным выполнением услуг по отоплению её квартиры. Всё это причинило волнения и неприятности.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размерах, установленных ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство» ООО «УК «Княжпогостское ЖКХ» об обязании обеспечить предоставление услуг по горячему водоснабжению и отоплению надлежащего качества, взыскании уплаченных сумм и морального вреда – удовлетворить частично.
Признать действия ОАО «Княжпогостское ЖКХ» и ООО «УК «Княжпогостское ЖКХ» неправомерными по не предоставлению в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> года услуг надлежащего качества.
Взыскать с ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство» <данные изъяты> коп., в счет возмещения морального вреда – <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> коп.
Взыскать с ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход МР «Княжпогостский» в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Княжпогостское Жилищно-коммунальное хозяйство» <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> коп.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход МР «Княжпогостский» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца, с даты изготовления решения в полном объеме – <ДД.ММ.ГГГГ>, путем подачи жалобы в Княжпогостский районный суд.
Судья М.З.Коршуневская