Гражданское дело № 2 - 6370/2023
27RS0004-01-2023-008060-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2023 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Чорновол И.В.,
с участием:
прокурора – Князевой Н.И.,
истца – ФИО1,
представителя ответчика Железнодорожного районного суда г. Хабаровска – Штанько И.А.,
представителя ответчика УСД в Хабаровском крае – ФИО2,
при секретаре судебного заседания Майстренко Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Железнодорожному районному суду г. Хабаровска, Управлению Судебного департамента в Хабаровском крае о признании заключения служебной проверки, приказов о наложении дисциплинарного взыскания, увольнении незаконным, восстановлении на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Железнодорожному районному суду г. Хабаровска, Управлению Судебного департамента в Хабаровском крае о признании заключения служебной проверки, приказов о наложении дисциплинарного взыскания, увольнении незаконным, восстановлении на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что с 13.09.2018 истец работала в Железнодорожном районном суде г. Хабаровска в должности секретаря судебного заседания. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за следующие нарушения: ненадлежащее исполнение возложенных на неё должностных обязанностей, а именно нарушение сроков изготовления протоколов судебных заседаний, нарушения сроков подготовки и оформления гражданских дел к сдаче в отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам после их рассмотрения и вынесения решения в окончательной форме, нарушение сроков ознакомления с протоколом судебного заседания и порядка ознакомления с протоколом судебного заседания. Считает, что дисциплинарное взыскание было применено к ней неправомерно. 22.08.2023 заместителем начальника отдела по кадрам ФИО8 истцу был под роспись выдан приказ о проведении служебной проверки и уведомление, подписанное председателем комиссии ФИО7 о предоставлении письменных объяснений по фактам нарушений. При этом ей не были выданы документы на основании чего было принято решение о проведении служебной проверки. В связи с этим она отказалась давать письменные пояснения в указанный в уведомлении срок. 24.08.2023 ФИО8 предоставила истцу докладную записку заместителя председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска ФИО9 с предложением предоставить письменные объяснения, но при этом, основных документов, послуживших основанием для проведения служебной проверки, ей предоставлено не было. В связи с этим истец отказалась давать письменные объяснения. 28.08.2023 состоялась заседание комиссии по проведению служебной проверки на которое была приглашена истец. Так как она знала, что решение комиссии будет таким, как им скажет председатель суда Власов А.А., у которого к ней неприязненные отношения с самого начала его работы в Железнодорожном районном суде г. Хабаровска, истец сказала об этом комиссии, а также, что на неё оказывают психологическое давление постоянным контролем, не учитывая нагрузку и рабочее время, что она не ознакомлена с докладными, на основании которых проводилась служебная проверка, после чего ей было предложено пройти работать дальше. Дальнейшее заседание комиссии проходило без моего участия. С заключением служебной проверки и приказом о наложении дисциплинарного взыскания истец была ознакомлена 01.09.2023. С 08.09.2023 истец ушла в ежегодный отпуск. На момент её ухода в отпуск не все дела были сданы в отдел судебного делопроизводства по гражданским делам, не по всем были изготовлены протоколы судебных заседаний по объективным причинам, так как в этот период было много рассмотренных дел. 06.10.2023 должна была состояться аттестация, но её перенесли на 20 октября, в связи с тем, что только 6 октября истец была ознакомлена с отзывом и не могла представить свои возражения на него. Решение аттестационной комиссии было, что истец не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы. Уже 23.10.2023 истец была ознакомлена с аттестационным листом и с уведомлением об отсутствии вакансий в суде. 24 октября истец была ознакомлена с приказом о результатах проведения аттестации и с приказом о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы. 26.10.2023 был последний рабочий день в Железнодорожном районном суде. Истец сдала свое служебное удостоверение, за которое ей не было предложено расписаться. Истцу была выдана трудовая книжка, копия приказа об увольнении и расчетный лист, который она не получила бы, если бы заранее не подняла этот вопрос. Истец как могла активно выполняла свою работу, но сделать её в срок, указанный в Инструкции и в ГПК РФ просто невозможно, в виду объективных причин - не предоставлением для этой работ времени в течение рабочего времени. Истец не согласна с заключением служебной проверки от 28.08.2023, решением аттестационной комиссии, считает их необъективными. В соответствии с этим, считает приказ о результатах проведения аттестации № от 23.10.2023 и о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности №№ от 24.10.2023 незаконными и подлежащими отмене. Истец проходила аттестацию и считалась соответствующей замещаемой должности государственной гражданской службы. Ранее наложенное на неё приказом № от 24.06.2022 дисциплинарное взыскание было снято досрочно приказом № от 21.11.2022. На момент применения к ней дисциплинарного взыскания в виде выговора, согласно приказу № от 24.04.2023, истец считалась не имеющей дисциплинарных взысканий. Никто её на работу не вызывал в связи со служебной необходимостью, чтобы не нарушались права граждан, поэтому считает, что к ней незаконно применены данные наказания, которые привели к увольнению. В связи с чем, просит суд признать заключение служебной проверки от 28.08.2023 незаконным, признать приказ № от 31.08.2023 года, вынесенный Железнодорожным районным судом г. Хабаровска незаконным, отменить наложенное на истца приказом № от 31.08.2023 года дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии, признать приказ № от 23.10.2023 года незаконным, признать приказ № от 24.10.2023 года незаконным, восстановить истца в занимаемой должности секретаря судебного заседания Железнодорожного районного суда г. Хабаровска, взыскать в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула за период с 27.10.2023 по 19.12.2023 в размере 94 345 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что до того, как она пошла работать в состав судьи ФИО11 с 05.03.2022 года, к ней никаких нареканий не было. Затем к ней сложились неприязненные отношения у судьи ФИО11, которая сразу ей сказала, что с ней работать не будет, а с октября 2022 года она начала работать с судьей ФИО12, с которой у неё также не сложились отношения, т.к. она не учитывает работу секретаря судебного заседания, не дает времени на отписку протоколов судебного заседания, в связи с чем они начались накапливаться, и появилась задолженность по ним. Судья не умеет распределять нагрузку и назначать судебные заседания с учетом времени на отписку секретарем судебного заседания протоколов судебных заседаний, при том, что помощник судьи также ей не помогала. На аттестацию она шла не готовилась, т.к. знала, какой результат будет. Считает, что служебная проверка была проведена не в полном объеме, не рассмотрены все её доводы о невозможности работать с такой нагрузкой не нарушая Инструкцию по делопроизводству и ГПК РФ, в связи с чем наложенное на неё дисциплинарное наказание является незаконным. Также считает, что приказ об освобождении от занимаемой должности и приказ о расторжении служебного контракта являются незаконными, т.к. ответчиком был нарушен срок проведения аттестации.
Представитель ответчика Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Штанько И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика УСД в Хабаровском крае ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав и оценив материалы гражданского дела в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В силу ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об оплате за время вынужденного прогула.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
В п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).
В силу подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Частью 2 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы один раз в три года; для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия (части 1, 4 и 9 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (ч. 2 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 7 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определен Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 (далее - Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих (п. 2 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения: а) о формировании аттестационной комиссии; б) об утверждении графика проведения аттестации; в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации; г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии (п. 7 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Судом установлено, что 13.09.2018 года с ФИО1 заключен срочный служебный контракт № на исполнение должностных обязанностей по должности секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам государственных гражданских служащих Железнодорожного районного суда г. Хабаровска на период отсутствия основного государственного гражданского служащего ФИО14, дополнительным соглашением к служебному контракту от 13.09.2018 № от 25.03.2019 года внесены изменения в части срока действия служебного контракта, который заключен на неопределенный срок, что подтверждается служебным контрактом № от 13.09.2018, дополнительным соглашением к служебному контракту от 13.09.2018 № от 25.03.2019, трудовой книжкой серии №№ от 21.07.1998 года.
В соответствии с п. 3.5 Должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Железнодорожном районном суде г. Хабаровска должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, утвержденным председателем суда 31.08.2022 года, секретарь судебного заседания несет установленную законодательством РФ ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за: дей ствия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний судьи, председателя суда, заместителя председателя суда, начальника отдела за исключением незаконных; представление судье, председателю суда, заместителю председателя суда, начальнику отдела недостаточной и необъективной информации; не информирование председателя суда, заместителя председателя суда о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства; несоблюдение требований к служебному поведению государственного гражданского служащего, внутреннего распорядка суда, Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Железнодорожного районного суда г. Хабаровска.
С Должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Железнодорожном районном суде г. Хабаровска должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, утвержденным председателем суда 31.08.2022 года, ФИО1 ознакомлена 14.09.2022 года, о чем в листке ознакомления с должностным регламентом секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам имеется собственноручная подпись истца.
В соответствии с приказом Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 24 октября 2023 № с ФИО1 расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы с должности секретаря судебного заседания, вследствие недостаточного профессионального уровня, подтвержденного результатами аттестации от 20.10.2023, в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Из материалов дела видно, что ФИО1 – секретарь судебного заседания проходила аттестацию государственных гражданских служащих Железнодорожного районного суда г. Хабаровска на соответствие замещаемой должности государственной гражданской службы, и по результатам которой признана соответствующей замещаемой должности 31.07.2020 года, о чем издан приказ № «О результатах проведения аттестации».
Пунктом 12 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
Отзыв, предусмотренный пунктом 12, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем: а) фамилия, имя, отчество; б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Согласно п. 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 16 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Пунктом 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1387 утверждена Единая Методика проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации пунктом 2 которой установлено, что аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Результаты аттестации гражданских служащих используются для: оценки их профессиональной служебной деятельности; стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня; определения направлений профессионального развития; обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста (п. 3 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Пунктом 4 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что в ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего исходя из следующих характеристик: участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением (государственным органом); сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность; соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки; отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции.
К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся: отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный вышестоящим руководителем; аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии) (п. 15 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Согласно графику проведения аттестации, утвержденному приказом председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 15.12.2022 №, проведение аттестации ФИО1 назначено на 06.10.2023 года, о чем она была ознакомлена, что подтверждается собственноручной подписью истца, и данное обстоятельство ей не оспаривается, подтверждая, что с данным графиком была ознакомлена в мае 2023 года.
Как установлено в судебном заседании, назначенная дата проведения аттестации на 06.10.2023 года была перенесена на 20.10.2023 года, в связи с выходом ФИО1 из очередного отпуска 06.10.2023 года и невозможностью её с ознакомления с отзывом ранее, и для соблюдения сроков ознакомления с отзывом аттестуемого и возможностью принесения на него своих возражений в случае несогласия с ним. Однако, каких-либо возражений на отзыв от ФИО1 не поступило.
Приказом Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18.09.2023 № была создана аттестационная комиссия, в состав которой были включены два независимых эксперта, что составляет не менее ? от общего числа членов аттестационной комиссии.
В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии (ч. 10.1 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения (ч. 12 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Пунктом 16 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации определено, что аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.
Из протокола заседания аттестационной комиссии от 20.10.2023 следует, что в ходе аттестации аттестационной комиссией суда рассмотрены представленные документы, заслушаны сообщения аттестуемого гражданского служащего, а также его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Членами аттестационной комиссии ФИО1 были заданы вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего.
Согласно аттестационному листу по итогам проведения аттестации аттестационной комиссией единогласно принято решение о признании ФИО1 не соответствующей замещаемой должности государственной гражданской службы, о чем объявлено истцу, ей разъяснено право на обжалование решения.
Комиссией при принятии решения учтены результаты исполнения ФИО1 должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы, соблюдение ею ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
С результатами аттестации ФИО1 ознакомлена, о чем имеется её собственноручная подпись в листе ознакомления от 23.10.2023.
В соответствии с п. 15 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Пунктом 16 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий: 1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 2) направляется для получения дополнительного профессионального образования; 3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
На момент принятого аттестационной комиссией решения о несоответствии ФИО1 замещаемой должности иные должности государственной гражданской службы, предусмотренные штатным расписанием суда, отсутствовали.
23.10.2023 ФИО1 ознакомлена с аттестационным листом государственного гражданского служащего, уведомлением об отсутствии вакансий.
24.10.2023 ФИО1 ознакомлена с приказом от 23.10.2023 № «О результатах проведения аттестации».
Учитывая заключение аттестационной комиссии, отсутствие иных вакантных должностей в штате Железнодорожного районного суда г. Хабаровска, в связи с чем у работодателя отсутствовала возможность рассмотрения вопроса о переводе ФИО1 на нижестоящую должность и приказом председателя суда от 24.10.2023 № с ней расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы.
26.10.2023 ФИО1 выдана трудовая книжка, копия приказа о расторжении служебного контракта, расчетный лист, произведен расчет.
Совокупность представленных ответчиком Железнодорожным районным судом г. Хабаровска доказательств не позволяет суду усомниться в правильности принятого аттестационной комиссией решения о несоответствии ФИО1 замещаемой должности, при этом порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих установленный действующим законодательством был соблюден, порядок расторжения служебного контракта с ФИО1 нарушен не был, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемых ФИО1 приказов председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23.10.2023 № и от 24.10.2023 № незаконными, у суда не имеется.
Доводы истца о том, что указанные выше приказы являются недействительными, так как все её доводы, которые она приводила во время аттестации не были рассмотрены, суд не принимает, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, и опровергаются аттестационным листом государственного гражданского служащего РФ.
Приказом от 31.08.2023 года №, вынесенным Железнодорожным районным судом г. Хабаровска «О наложении дисциплинарного взыскания» ФИО1 привлечена к дисциплинарному взысканию в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии послужило ненадлежащее исполнение по вине ФИО1 возложенных на неё в соответствии с должностным регламентом служебных обязанностей, выразившемся в нарушении требований Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36.
Приказ от 31.08.2023 № издан по результатам проведения комиссией служебной проверки, назначенной приказом председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 22.08.2023 №, о чем комиссией составлено заключение от 28.08.2023.
Основанием для назначения служебной проверки председателем Железнодорожного районного суда г. Хабаровска послужила докладная заместителя председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска ФИО9 от 21.08.2023, составленная на основании жалобы гражданина ФИО15, актов о проверках гражданских дел, не сданных секретарем судебного заседания ФИО1 в отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам на 25.07.2023, на 04.08.2023, на 18.08.2023, докладной записки помощника судьи ФИО16 от 08.08.2023, справки заместителя начальника отдела судопроизводства по гражданским делам ФИО17 от 14.08.2023, пояснений судьи ФИО12 от 11.08.2023, докладной записки помощника судьи ФИО16 от 18.08.2023, докладной записки судьи ФИО12 от 18.08.2023, протокола служебного совещания от 18.08.2023, докладной записки заместителя начальника отдела судопроизводства по гражданским делам ФИО17 от 21.08.2023, реестров на гражданские дела № 2-2870/2023, № 2-2412/2023, № 2-2270/2023, № 2-3046/2023, отчетов БСР.
В ходе проведения служебной проверки от ФИО1 истребованы письменные объяснения по факту допущенных нарушений (уведомление от 22.08.2023), от дачи которых она отказалась, о чем составлен акт от 25.08.2023.
Кроме того, ФИО1 предоставлено право дать устные объяснения непосредственно на заседании комиссии по проведению служебной проверки 28.08.2023, куда она была приглашена.
Комиссией при проведении проверки полностью, всесторонне и объективно изучены факты, изложенные в докладной заместителя председателя суда ФИО9 от 21.08.2023, дана оценка собранным документам, а также доводам, высказанным ФИО1 о высокой служебной нагрузке и об отсутствии рабочего времени для выполнения всех, предъявляемых к ней требований, связанных с осуществлением непосредственных должностных обязанностей.
По итогам проверки, комиссией установлено ненадлежащее исполнение секретарем судебного заседания ФИО1 возложенных на нее служебных обязанностей, выразившееся в нарушении сроков изготовления протоколов судебных заседаний по гражданским делам, а также сроков оформления и сдачи дел в отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, предусмотренных ст. 230 ГПК РФ, п.п. 7.9, 7.12 Инструкции по судебному делопроизводству, что повлекло за собой нарушение порядка и сроков ознакомления лиц, участвующих в деле, с протоколами судебных заседаний, предусмотренных ст. 231 ГПК РФ, также повлекло нарушение установленного ч.1 ст. 325 ГПК РФ, п. 8.2.12 Инструкции по судебному делопроизводству срока направления извещений о поступивших апелляционных жалобах участникам процесса, и установленного ч. 3 ст. 325 ГПК РФ срока направления гражданских дел в суд апелляционной инстанции, а также повлекло за собой нарушение установленного п. 8.1.6 Инструкции по судебному делопроизводству срока направления гражданских дел мировому судье для исполнения судебных решений после апелляционного рассмотрения дел.
Комиссией установлено, что допущенные секретарем судебного заседания ФИО1 нарушения препятствуют своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства, нарушают права участников процесса на осуществление судопроизводства в разумный срок, умаляют авторитет судебной власти и создают негативное впечатление у граждан, нуждающихся в судебной защите, о работе всей судебной системы, а также указанные нарушения явились поводом для подачи гражданином ФИО15 обоснованной жалобы.
Таким образом, комиссией установлен факт ненадлежащего исполнения гражданским служащим секретарем судебного заседания ФИО1 по её вине возложенных на нее служебных обязанностей, то есть, установлен факт совершения ею дисциплинарного проступка.
Комиссия, оценив обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка, вину ФИО1 в его совершении, установив причины и условия, способствовавшие совершению ФИО1 дисциплинарного проступка, характер негативных последствий от действий ФИО1, связанных с систематическим нарушением ею требований Инструкции по судебному делопроизводству, в том числе установив, что исчерпаны все иные средства воздействия, направленные на предупреждение дальнейших нарушений со стороны ФИО1, с учетом того, что ранее в отношении ФИО1 неоднократно проводились служебные проверки, в том числе, по результатам служебной проверки 20.04.2023 комиссией был установлен факт нарушения ФИО1 требований ГПК РФ, Инструкции по судебному делопроизводству, Должностного регламента, в связи с чем, приказом председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 24.04.2023г. № на ФИО1 было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, которое на момент проведения служебной проверки являлось действующим, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» комиссия пришла к выводу о необходимости за совершение установленного в действиях ФИО1 дисциплинарного проступка применить к ней дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
С заключением служебной проверки ФИО1 была ознакомлена 01.09.2023, что ей не оспаривается.
Порядок проведения служебной проверки соответствует требованиям ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Проверка проведена полно, обстоятельствам проступков совершенных истцом ФИО1 дана объективная оценка.
Совокупность представленных ответчиком Железнодорожным районным судом г. Хабаровска доказательств не позволяет суду усомниться в правильности заключения служебной проверки, положенной в основу приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Правых оснований для признания служебной проверки, проведенной на основании докладной заместителя председателя Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 21.08.2023 года, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО1 была нарушена служебная дисциплина, а именно требования ст.ст. 230, 231, 235 ГПК РФ, п.п. 7.9, 7.12, 8.2.12, 8.1.6 Инструкции по судебному делопроизводству.
Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности нарушен не был, поскольку вина ФИО1 в совершении дисциплинарного проступка была подтверждена после окончания служебной проверки от 28.08.2023. К дисциплинарной ответственности ФИО1 привлечена приказом № от 31.08.2023, в установленный месячный срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при применении дисциплинарного взыскания, ответчиком по делу представлены доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывалась тяжесть этого проступка, ФИО1 действовала в нарушение не только должностной инструкции, но и в нарушение служебной дисциплины.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконными, следовательно, оснований для отмены дисциплинарного взыскания у суда также не имеется.
Доводы истца о применении к ней психологического давления, являются необоснованными, ничем не установленными, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, имеющихся в материала дела.
Приведенные в заключении служебной проверки доказательства ФИО1 при рассмотрении настоящего дела не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконными заключение служебной проверки от 28.08.2023, приказов № от 31.08.2023 года, № от 23.10.2023 года, № от 24.10.2023 года и отмене наложенного приказом № от 31.08.2023 года дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии и восстановлении в занимаемой должности.
Поскольку требования о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, является производным требованием от требования о признании незаконным приказа работодателя о её увольнении и восстановлении на работе в удовлетворении которых истцу отказано, то и производное требование не подлежат удовлетворению.
Суд, рассматривая иск в пределах заявленных требований и по представленным суду доказательствам, приходит к выводу, что исковые требования истца являются необоснованными, недоказанными, следовательно, не подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Железнодорожному районному суду г. Хабаровска, Управлению Судебного департамента в Хабаровском крае о признании заключения служебной проверки, приказов о наложении дисциплинарного взыскания, увольнении незаконным, восстановлении на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.
Судья И.В. Чорновол
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2023 года.