Дело №2-6375/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2013 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани РТ в составе
председательствующего судьи Аббясовой Э.М.,
при секретаре судебного заседания Сабировой Л.К.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителей ответчика ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Татарстанской таможне о признании незаконным проведение оперативно-розыскных мероприятий и компенсации морального вреда, объединенное в одно производство с гражданским делом по иску ФИО2 к Татарстанской таможне о признании незаконным проведение оперативно-розыскных мероприятий и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Татарстанской таможне о признании незаконным проведение оперативно-розыскных мероприятий и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что решением Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. были признаны незаконными решения жилищной комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. в части снятия ФИО1 и ФИО2 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ходе рассмотрения дела №-- представителями Татарстанской таможни в судебном заседании были представлены документы из отделов УФМС России по РТ, которые появились в учетном деле в результате незаконно проведенных отделом Татарстанской таможни по противодействию коррупции в отношении ФИО1 оперативно-розыскных мероприятий. На основании указанных документов он незаконно был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с изложенным, просит признать незаконными организацию и проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий с последующей передачей результатов оперативно-розыскной деятельности жилищной инспекции Татарстанской таможни, приобщение жилищной инспекцией Татарстанской таможни к учетному делу истца и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, взыскать с Татарстанской таможни в свою пользу денежную компенсацию морального вреда в размере --- рублей.
ФИО2 также обратился в Ново-Савиновский районный суд г. Казани иск к Татарстанской таможне о признании незаконным проведение оперативно-розыскных мероприятий и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от --.--.---- г. были признаны незаконными решения жилищной комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. в части снятия ФИО2 и ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ходе рассмотрения дела №-- представителями Татарстанской таможни в судебном заседании были представлены документы из отделов УФМС России по РТ, которые появились в учетном деле в результате незаконно проведенных отделом Татарстанской таможни по противодействию коррупции в отношении ФИО2 оперативно-розыскных мероприятий. На основании указанных документов он незаконно был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с изложенным, просит признать незаконными организацию и проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий с последующей передачей результатов оперативно-розыскной деятельности жилищной инспекции Татарстанской таможни, приобщение жилищной инспекцией Татарстанской таможни к учетному делу истца и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, взыскать с Татарстанской таможни в свою пользу денежную компенсацию морального вреда в размере --- рублей.
Определением от 09 октября 2013 года вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании ФИО1 и ФИО2 требования уточнили, просят признать незаконным пункт 3 раздела «Постановили» протокола №-- заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г., согласно которому было постановлено: «….ОПКор сделать дополнительный запрос по документам ФИО2 ,… ФИО1 в паспортно-визовую службу г.Казани…», признать незаконными передачу отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществленной в отношении ФИО1 и ФИО2 в ... ..., жилищной инспекции Татарстанской таможни, приобщение жилищной инспекцией Татарстанской таможни к учетным делам истцов и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, взыскать с Татарстанской таможни денежную компенсацию морального вреда в размере --- рублей в пользу каждого.
Представители ответчика ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения иска, пояснили, что согласно протоколу №-- заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни отделу по противодействию коррупции Татарстанской таможни было постановлено направить дополнительные запросы в паспортно-визовую службу г.Казани по ФИО1 и ФИО2 Это было вызвано необходимостью дополнительной проверки по информации о наличии квартир в пользовании и собственности последних, жилищная комиссия действовала в пределах своей компетенции, ОПК направил запросы на основании решения жилищной комиссии со ссылкой на ФЗ №144-ФЗ для ускорения получения ответов на запросы. Должностными лицами Татарстанской таможни в отношении ФИО1 и ФИО2 были проведены оперативно-розыскные мероприятия в форме наведения справок путем направления запросов в отделы УФМС в связи с наличием оперативной информации о возможном совершении ими преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ. Просят в иске отказать.
Выслушав истцов и представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих возражений требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что протоколом жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. ФИО1 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ФИО2 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании протокола жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г..
Приказом ТТК России от --.--.---- г. №-- утверждено «Типовое положение о жилищно-бытовой комиссии таможенного органа Российской Федерации, учреждения, подведомственного ГТК России».
Состав жилищно-бытовой комиссии утвержден в составе 10 человек приказом №№-- начальника Татарстанской таможни от --.--.---- г. «О создании жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни».
Приказом начальника таможни №-- от --.--.---- г. утверждено Положение о жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни.
Согласно пункту 1.4 указанного Положения жилищная комиссия в своей работе руководствуется Жилищным кодексом РСФСР, Жилищным кодексом РФ, приказами ГТК России, ФТС России, Приволжского таможенного управления, регулирующими вопросы предоставления и обеспечения жилыми помещениями должностных лиц таможенных органов и настоящим Положением.
Согласно разделу 3 Положения в функции комиссии входят, в том числе, снятие в соответствии с жилищным законодательством РФ должностных лиц и работников Татарстанской таможни с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 3.4 Положения).
Права жилищно-бытовой комиссии определены в разделе 4 Положения, в числе других указаны: право получать дополнительную информацию, сведения и документы, касающиеся жилищного обеспечения должностных лиц и работников таможни; направлять по согласованию с начальником таможни запросы в органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия (пункт 4.1 Положения).
Таким образом, в силу предоставленных полномочий жилищно-бытовая комиссия ТТ в рамках жилищного законодательства правомочна самостоятельно направить запросы в отделения УФМС РФ по РТ в г.Казани, а не поручать это отделу по противодействию коррупции Татарстанской таможни, который является подразделением таможенного органа, правомочным на основании Приказа ФТС №-- от --.--.---- г. осуществлять оперативно-розыскную деятельность и направлять осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в рамках осуществления своих полномочий, доказательства невозможности самостоятельного направления запросов жилищной комиссией не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности пункта 3 протокола №-- от --.--.---- г. заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни в части «Постановили»: «ОПКор сделать дополнительный запрос по документам ФИО2 , …, ФИО1 в паспортно-визовую службу г. Казани», требования истцов в указанной части подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика, что направление запросов было поручено ОПК ТТ в целях ускорения получения ответов на запросы и поэтому в запросах имелась ссылка на ФЗ РФ от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» суд находит соответствующим закону.
Судом установлено, что отдел по противодействию коррупции ТТ на основании статей 6, 15 Федерального Закона РФ от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» направил:
- запрос №-- от --.--.---- г. в отделение в Ново-Савиновском районе УФМС РФ по РТ в г.Казани о предоставлении сведений о временной или постоянной регистрации (снятии с регистрационного учета) ФИО1 по адресу: РТ, ... ...;
- запрос №-- от --.--.---- г. в отделение в Советском районе УФМС РФ по РТ в г.Казани Казани о предоставлении сведений о временной или постоянной регистрации (снятии с регистрационного учета) ФИО1 по адресу: РТ, ... ...;
-запрос №-- от --.--.---- г. в отделение в Московском районе УФМС РФ по РТ в г.Казани о предоставлении сведений о временной или постоянной регистрации (снятии с регистрационного учета) ФИО2 по адресу: РТ, ... ....
В статье 6 ФЗ №144-ФЗ определен перечень мероприятий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и порядок их осуществления; статья 15 ФЗ №144-ФЗ регламентирует права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскные мероприятия и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должны осуществляться в рамках и в соответствии с ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Из пояснений представителей ответчика в судебном заседании и материалов дела следует, что должностными лицами Татарстанской таможни в отношении ФИО1 и ФИО2 были проведены оперативно-розыскные мероприятия в форме наведения справок путем направления запросов в отделы УФМС в связи с наличием оперативной информации о возможном совершении ими преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ.
Следовательно, вышеуказанные запросы могли быть направлены отделом по противодействию коррупции ТТ в рамках проведения ОРМ и в пределах предоставленных полномочий.
На данные запросы были получены ответы из отделений УФМС в Ново-Савиновском, Московском и Советском районах г.Казани, которые отдел по противодействию коррупции ТТ передал жилищно-бытовой комиссии ТТ.
Суд приходит к выводу о незаконности передачи отделом по противодействию коррупции ТТ жилищно-бытовой комиссии ТТ полученных в результате проведенных ОРМ в декабре 2012 года ответов из отделов УФМС и дальнейшего приобщения жилищно-бытовой комиссией ТТ к учетным дела нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 и ФИО2 и использование жилищно-бытовой комиссией ТТ полученных из отдела по противодействию коррупции в результате проведенных ОРМ ответов из отделов УФМС, в связи с чем, требования истцов в указанной части также подлежат удовлетворению.
При рассмотрении требований истцов о денежной компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По делу заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда, связанного с нарушением имущественных прав граждан, который подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе. Законодательство Российской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда в указанном случае, кроме того доказательства в обоснование указанного требования не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований о компенсации морального вреда подлежит отказать.
В связи с изложенным, требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Татарстанской таможне о признании незаконным проведение оперативно-розыскных мероприятий и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 3 протокола №-- от --.--.---- г. заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни в части «Постановили»: ОПКор сделать дополнительный запрос по документам ФИО1 в паспортно-визовую службу г. Казани.
Признать незаконной передачу отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществленной в отношении ФИО1 в ... ..., жилищной комиссии Татарстанской таможни.
Признать незаконными приобщение жилищной комиссией Татарстанской таможни к учетному делу ФИО1 и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных в отношении ФИО1 оперативно-розыскных мероприятий.
В удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.
Исковые требования ФИО2 к Татарстанской таможне о признании незаконным проведение оперативно-розыскных мероприятий и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 3 протокола №-- от --.--.---- г. заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни в части «Постановили»: ОПКор сделать дополнительный запрос по документам ФИО2 в паспортно-визовую службу г. Казани.
Признать незаконной передачу отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществленной в отношении ФИО2 ... ..., жилищной комиссии Татарстанской таможни.
Признать незаконными приобщение жилищной комиссией Татарстанской таможни к учетному делу ФИО2 и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных в отношении ФИО2 оперативно-розыскных мероприятий.
В удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение месяца после вынесения мотивированного решения.
Судья Э.М.Аббясова