ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6375/2016 от 06.09.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-6375/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.

с участием прокурора Туршатовой В.Ю.,

при секретаре Пасько В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 сентября 2016 года гражданское дело по иску Прокурора города Сыктывкара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аптека от склада-Юг» о возложении обязанности оборудовать вход в помещение аптеки в соответствие с требованиями СНиП, а также к ООО «Формат Трейдинг» о возложении обязанности не препятствовать в производстве работ,

установил:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в защиту прав и свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аптека от склада-Юг» о возложении обязанности оборудовать вход в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: г. ..., специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложении на ООО «Формат Трейдинг» обязанности не препятствовать ООО «Аптека от склада-Юг» в производстве работ по оборудованию входа в помещение аптеки по адресу: <...>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Формат Трейдинг».

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сыктывкара Туршатова В.Ю. требования поддержала.

Представители ответчиков ООО «Аптека от склада-Юг» и ООО «Формат Трейдинг» в судебном заседании участия не приняли, судом извещены.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Сыктывкара проведена проверка соответствия объектов социальной инфраструктуры требованиям законодательства о социальной защите инвалидов.

Вход в аптечный пункт «Аптека от склада» (ООО «Аптека от склада-Юг») по адресу: г..., относящийся к объектам социальной инфраструктуры, не соответствует требованиям, предъявляемым СНиП 35-01-2011, что препятствует доступу инвалидов и других маломобильных групп населения.

Помещение, расположенное по адресу: г..., используемое ООО «Аптека от склада-Юг» под аптечный пункт, принадлежит на праве собственности ООО «Формат Трейдинг» согласно свидетельству о государственной регистрации права.

Между ООО «Аптека от склада-Юг» и ООО «Формат Трейдинг» ** ** ** заключен договор аренды.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что аптека относится к объектам социальной инфраструктуры, следовательно, вход в помещение аптеки должен соответствовать требованиям СНиП.

В пункте «а» статьи 9 Конвенции о социальной помощи инвалидам, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 61/106, предусмотрено, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечслия инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно статье 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружения, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Из содержания ст. 2, 5, п.п.10 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что субъектами градостроительных отношений должен быть обеспечен доступ инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объемам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).

Статья 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в соответствии с которыми жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст. 42 вышеназванного Федерального закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

В соответствии с требованиями СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 (далее - СНИП 35-01-2001), при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, подземного или наземного перехода соединенного с этим зданием (п. 3.13 СНИП 35-01-2001).

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14 СНИП 35-01-2001).

Помещения, где могут находиться инвалиды в креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте зданий, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты и другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17 СНИП 35-01-2001).

В соответствии с п. 3.34 СНИП 35-01-2001 здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение и ответчиками не оспаривается тот факт, что вход в помещение аптеки не оборудован специальными приспособлениями для инвалидов, оснований для отказа в иске не имеется.

Несмотря на то, что помещение, расположенное по адресу: ..., используемое ООО «Аптека от склада-Юг» под аптечный пункт, принадлежит на праве собственности ООО «Формат Трейдинг», обязанность по приведению нежилого помещения в соответствие требованиями СНиП и нормами ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» должна быть возложена на ООО «Аптека от склада-Юг» как арендатора помещения, поскольку именно ООО «Аптека от склада-Юг» использует нежилое помещение под объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями деятельности, указанными в Уставе общества.

Доводы ответчика о том, что работы по оборудованию в хода относятся к работами по капитальному ремонту, ничем не подтверждены, в то же время пунктом 4.1 договора аренды предусмотрено, что произведенные Арендатором в течение срока действия настоящего отделимые улучшения арендуемого помещения является собственностью арендатора в силу п. 1 ст. 623 ГК РФ.

Кроме того, прокурором г. Сыктывкара к каждому из ответчиков предъявлены самостоятельные требования, что является правом истца.

Таким образом, требования прокурора являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аптека от склада - Юг» (...) оборудовать вход в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: ..., специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Формат Трейдинг» (...) не препятствовать ООО «Аптека от склада - Юг» в производстве работ по оборудованию входа в помещение аптеки по адресу: г. ..., специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца.

Судья Н.Е. Колосова