Дело №2-6377/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г.Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Зайналбиевой Д.С., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Правительства РД ФИО3, действуюшего на основании доверенности, представителя ответчика Министерства по земельным и имущественным отношениям РД ФИО4, действующей на основании доверенности, помощника прокурора <адрес>ФИО6, рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Дагестан и Млннстерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконными распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р об освобождении ФИО1 от должности, в связи с ее сокращением, приказа заместителя Председателя Правительства РД - министра по земельным и имущественным отношениям РД №-к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с занимаемой должности заместителя министра по земельным, имущественным отношениям РД, восстановлении на должности заместителя министра по земельным и имущественным отношениям РД,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Млннстерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконными распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р об освобождении ФИО1 от должности, в связи с ее сокращением, приказа заместителя Председателя Правительства РД - министра по земельным и имущественным отношениям РД №-к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с занимаемой должности заместителя министра по земельным, имущественным отношениям РД, восстановлении на должности заместителя министра по земельным и имущественным отношениям РД, мотивируя заявленные требования тем, что он, распоряжением ответчика №-р от ДД.ММ.ГГГГ в лице Председателя Правительства РД, был принят на работу в министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли, и назначен на должность заместителя министра.
На основании этого распоряжения был издан приказ по министерству №-к от 03.03.2017г. он приступил к исполнению своих обязанностей, где работал на этой должности до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан-министра №-к от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с занимаемой должности в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Дагестан.
Основанием для издания этого приказа послужило распоряжение Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р, которым он освобожден от должности, в соответствии с приведенным Федеральным законом, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Дагестан.
Распоряжение Правительства РД №-р и Приказ по министерству №-к о своем увольнении считает незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 63) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
В силу пункта б части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (часть 5 статьи 31 Федерального закона).
Между тем, оснований для его увольнения не имелось, поскольку сокращения его должности фактически не произошло, поскольку согласно структуры аппарата министерства по земельным и имущественным отношениям РД предусмотрены 3 (три) должности заместителя министра, т.е. столько же, что и было и в период его работы в этой должности.
Кроме того, ответчик, нарушив требования пункта 6 части 1 ст.ЗЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, при сокращении ему не был предложен ни один из имеющихся вакантных должностей в министерстве и в другом государственном органе.
Согласно этой нормы закона, основанием для увольнения является только случай отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Между тем, ему никакую должность при сокращении его должности ответчик не предлагал и он от предложенной должности не отказывался.
Ответчик при его увольнении нарушил и требования части 4 этой статьи, согласно которому преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Поскольку он, работая в министерстве на должности заместителя министра, и имея более продолжительный стаж работы как на этой должности, 1 год и 6 месяцев, так и имея общий стаж гражданской службы 23 года, и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, он имеет преимущественное право на замещение этих должностей, перед вновь принятыми лицами на должность заместителя министра.
Кроме того, ответчиком нарушено требования статьи 38 этого закона, согласно которому, при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим, в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Профсоюзный орган о предстоящем его увольнении не проинформирован, чем лишил выборный орган возможности защитить его права.
Согласно п.1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по заявлению гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы.
На основании изложенного в иске, просит суд признать незаконными распоряжение ответчика – Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р об освобождении ФИО1 от должности, в связи с ее сокращением, и приказ ответчика – заместителя Председателя Правительства РД – министра №-к от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении с занимаемой должности заместителя министра по земельным, имущественным отношениям РД. Восстановить его на должность заместителя министра по земельным, имущественным отношениям Республики Дагестан.
В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что его увольнение произведено ответчиками в нарушение ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с чем, он подлежит восстановлению в судебном порядке на прежней должности – заместителя министра по земельным, имущественным отношениям РД.
Представитель ответчика Правительства РД ФИО3 по доверенности в деле, исковые требования ФИО1, не признал, по доводам, изложенным в возражениях, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Из возражений следует, что Правительство РД считает исковое заявление истца незаконным и необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р и приказом Минимущества РД от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец был назначен на должность заместителя министра по земельным и имущественным отношениям РД.
Распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О ФИО1» и приказом Минимущества РД от ДД.ММ.ГГГГ№-к, истец уволен с должности в связи с сокращением должности.
Необходимо отметить, что процедура увольнения согласно действующему законодательству соблюдена, истец уведомлен о предстоящем сокращении за два месяца до освобождения от должности, что подтверждается Актом об отказе ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно статье 11 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правительстве Республики Дагестан» Правительство РД назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, заместителей руководителей иных органов исполнительной власти Республики Дагестан, находящихся в ведении Правительства РД, руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, находящихся в ведении министерств, по представлению министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РД, утверждает членов коллегий министерств и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) и статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Закон РД №) служебный контракт, может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Как указано было выше, имеется акт об отказе гражданского служащего от подписания уведомления и получения его на руки от ДД.ММ.ГГГГ№. То есть ФИО1 был надлежаще уведомлен о предстоящем сокращении его должности.
Кроме того частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы и согласно Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Минимуществом РД письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №.18 направлены обращения о возможности трудоустройства гражданского служащего, должность которого подлежит сокращению.
Однако результаты ответов соответствующих органов исполнительной власти Республики Дагестан на письмо Минимущества РД в их адрес не были положительными, в силу чего предоставить должность категории руководители государственной гражданской службы как в Минимуществе РД, так и в иных органах исполнительной власти республики не представлялось возможным.
В части, касающейся необходимости информирования представителем нанимателя, в порядке, предусмотренном статьей 38 Федерального закона № 79-ФЗ выборного профсоюзного органа данного государственного органа власти в письменной форме не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующей должности, считает такие доводы истца необоснованными, поскольку согласно протоколу общего собрания сотрудников министерства по управлению государственным имуществом РД № от 10.05.2016г. (правопредшественник Минимущества РД) первичная профсоюзная организация Мингосимущества РД ликвидирована, а новая на сегодняшний день не создавалась.
В связи с тем, что вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, относившейся к категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки в Министерстве по земельным и имущественным отношениям РД и в других органах исполнительной власти в юридически значимый период с даты составления Акта об отказе ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата от ДД.ММ.ГГГГ№ по день увольнения со службы не имелось, истец был освобожден от занимаемой должность в связи с сокращением должности.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, на основании изложенного считает, что сокращение должности и увольнение с государственной гражданской службы истца является законным и обоснованным.
Представитель ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям РД ФИО4 по доверенности в деле, по доводам, изложенным в возражениях, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Из возражений указанного ответчика следует, что истец в своем исковом заявлении считает увольнение незаконным, так как полагает, что оно было произведено в нарушение требований части 1 статьи 31 и статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), а именно Ответчиком не предоставлена возможность замещения иной вакантной должности в государственном органе или в ином государственном органе, направления на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, не определено преимущественное право на замещение должности гражданской службы Республики Дагестан, не проинформирован о предстоящем сокращении выборный профсоюзный орган государственного органа.
Кроме того, истец полагает, что фактически сокращения замещаемой им должности не происходило, так как в структуре аппарата Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан предусмотрены 3 должности заместителя министра Республики Дагестан, что соответствует численности заместителей министра до начала организационно-штатных мероприятий в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Ответчик иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан было преобразовано в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Во исполнение Указа Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» были утверждены Положение о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и структура его аппарата. Количество заместителей министра Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан было сохранено в том же количестве, что и в Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан -3 единицы, в том числе один статс-секретарь - заместитель министра.
В целях реализации указанного постановления Правительства Республики Дагестан приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено штатное расписание аппарата Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены должностные регламенты по должностям заместителя министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, в которых установлены квалификационные требования к указанным должностям.
Согласно статье 12 Федерального закона должностными регламентами установлены квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности заместителей министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, а также квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должностей заместителей министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Квалификационными требованиями к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должностей заместителей министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан предусмотрено, что заместители министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан должны иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности) профессионального образования «Государственное и муниципальное управление» не ниже уровня специалитета, магистратуры или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данному (-ым) направлению (-ям) подготовки (специальности(-м)), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Указанные акты приняты Ответчиком в рамках реализации исключительных полномочий работодателя, предусмотренных законодательством (Определения КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-O, КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-O, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О).
Частью 1 статьи 31 Федерального закона установлено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
При этом частью 2 указанной статьи Федерального закона определено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, продолжение государственно-служебных отношений с ФИО5 было возможно только при наличии вакантных должностей, соответствующих его квалификации, специальности, направлению подготовки в пределах категории и группы замещаемой им должности.
ФИО1 имеет высшее образование по специальности «Менеджмент» уровня специалитета. Должности категории руководители высшей группы, к которым предъявляется квалификационные требования по специальности «Менеджмент», отсутствовали как в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, так и в других государственных органах Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ выявление преимущественного права на оставление на работе является одним из основных условий, обуславливающих возможность расторжения трудового договора (служебного контракта) в связи с сокращением численности (должности) или ликвидацией (упразднением) организации (органа).
Под преимущественном правом оставления на работе (службе) понимается непосредственно право на оставление на прежней работе (должности), а не право на назначение на другую должность, в связи, с чем данное право определяется представителем нанимателя непосредственно при решении вопроса о том, кто из гражданских служащих, занимающих одинаковые штатные должности со схожими должностными обязанностями, одна или несколько из которых должны быть сокращены, подлежит оставлению на работе (службе).
Согласно Методическим рекомендациям Росминтруда по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти в случае сокращения в органе одной из нескольких должностей гражданской службы с одинаковым наименованием, но с различными должностными обязанностями, предусмотренными в должностных регламентах, для исполнения которых предъявляются разные квалификационные требования, представитель нанимателя при принятии решения о том, какую должность гражданской службы сократить, вправе не проводить анализ на предмет наличия у гражданских служащих, замещающих одноименные должности гражданской службы, преимущественного права на оставление на работе (службе).
В связи с тем, что должностными регламентами по должностям заместителей министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан предусмотрены иные квалификационные требования и должностные обязанности, отличные от квалификационных требований к должности заместителя министра по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан, определение преимущественного права оставления ФИО1 на должности не требовалось.
Что касается предоставления ФИО1 возможности направления на профессиональную переподготовку, то необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№» были внесены изменения в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которые закрепили за представителем нанимателя полномочия самостоятельно определять право лиц, получивших квалификацию по результатам профессиональной переподготовки, на замещение должности государственной гражданской службы. Если в предыдущей редакции указанного Постановления диплом о дополнительном (к высшему) образовании давал государственному гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей государственной гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля, то действующая редакция устанавливает, что диплом о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы только в случае если представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
Квалификационными требованиями к должностям заместителей министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан не установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, в связи с чем, лицо, имеющее диплом о профессиональной переподготовке, не может замещать должность заместителя министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
По вопросу несоблюдения требований статьи 38 Федерального закона, устанавливающей, что при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы, необходимо отметить, что указанный орган в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан отсутствует, что подтверждается письмом Дагестанской Республиканкой организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, Ответчиком в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» направлены сведения о высвобождаемых работниках в соответствующую службу занятости.
Таким образом, Ответчиком все права ФИО1 как сокращаемого работника соблюдены, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательском, предоставлены в полном объеме.
Третье лицо – прокуратура Республики Дагестан, будучи извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд представителя прокуратуры <адрес>ФИО6, которая по итогам рассмотрения дела вынесла заключение о не соблюдении процедуры увольнения ФИО1, связанного с с не уведомлением его о предстоящем увольнении.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.11 Трудового кодекса РФ, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» настоящим законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Конституцией Республики Дагестан, регулируются правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Республики Дагестан, ее прохождение и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего Республики Дагестан.
В соответствии со ст.68 Закона РД «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» индивидуальные служебные споры рассматриваются в соответствии со ст.70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с ч.14, ч.16 ст.70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоящего на гражданской службе - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31, ст. 33, ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статьей 37 Федерального закона предусмотрено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37).
С учетом изложенного спорные правоотношения сторон по настоящему делу подлежат регулированию в соответствии с указанными выше законами.
Как установлено судом и следует из представленных сторонами документов, Распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р О ФИО1, истец ФИО1 назначен заместителем министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
На основании указанного распоряжения, Министерством по земельным и имущественнм отношениям РД издан приказ от 01.03.201г. №-к, согласно которого ФИО1 считается приступившим к исполнению обязанностей заместителя министра по земельным и имущественным отношениям РД с ДД.ММ.ГГГГ, с ним заключен служебный контракт с ДД.ММ.ГГГГ, согласно раздела VI которого, (п.13) служебный контракт заключается на один год.
Согласно п.3 раздела I указанного служебного контракта, в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к группе высших должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан категории «руководители».
На основании приказа Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД от 23.06.2017г. №-к, с истцом ФИО1 заключен служебный контракт. Согласно раздела VI. Срок действия служебного контракта составляет 1 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан № Об утверждении штатного расписания Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, в целях исполнения постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» и приведения структуры Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в соответствие со структурой, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» (пункты 2 и 3) сокращены должности государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по земельным и имущественным Республики Дагестан согласно приложению № к настоящему приказу, и утверждено штатное расписание Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в новой редакции согласно приложению № к настоящему приказу.
Так, из приложения № к вышеуказанному приказу в перечне сокращаемиых должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, по наименованию должности – заместитель министра Республики Дагестан количество единиц имеется 3 (три), а по вновь утвержденному штатному расписанию Министерства по земельным и имущественным отношениям РД согласно приложения № количество штатных единиц должности заместителя министра – 2 (два), в связи, с чем, довод истца ФИО1 о том, что сокращение должности заместителя министра не имело место, является несостоятельным.
В соответствии с разделом V, Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 5.1) заместители министра назначаются на должность и освобождаются от нее решением Правительства Республики Дагестан по представлению министра.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Из представленных ответчиком Правительством РД уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы подписанного заместителем министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО7, истец ФИО1 уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из Акта об отказе ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, составленного № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил представитель ответчика Министерства по земельным и имущественным отношениям РД в дате составления акта допущена техническая опечатка, из текста Акта усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 05 мину в отдел кадров (кабинет №), находящийся по адресу: <адрес> был приглашен заместитель министра ФИО1. На основании ч.2 ст. 180 ТК РФ ему было предложено ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности заместителя министра. ФИО1 от ознакомления под роспись с названным документом отказался.
Указанные обстоятельства истец ФИО1 не оспаривал, полагая, что он должен был быть уведомлен не заместителем министра, а министром по земельным и имущественным отношениям РД.
У суда не имеется оснований согласиться с указанным доводам истца, исходя из того, что Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям РД № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания Министерства по земельным и имущественными отношениям Республики Дагестан и проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, пунктом 4, именно заместителю министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО7 приказано обеспечить подготовку и проведение всех необходимых организационно-штатных мероприятий, в том числе: - обеспечить направление уведомлений о сокращении должности государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан соответствующим государственным гражданским служащим Республики Дагестан.
Как отмечено выше, частью 2 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ определено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Продолжение государственно-служебных отношений с ФИО5 было возможно только при наличии вакантных должностей, соответствующих его квалификации, специальности, направлению подготовки в пределах категории и группы замещаемой им должности.
Как следует из представленных ответчиком – Правительством РД доказательств с возражениями письма от ДД.ММ.ГГГГ гд №, Министертво по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан просит до ДД.ММ.ГГГГ представить список имеющихся в государственном органе Республики Дагестан вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан по прилагаемой форме.
На указанный запрос Комитетом по государственным закупкам РД сообщено о том, что вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан не имеется. Аналогичные ответы об отсутствии вакантных должностей направлены Минспортом РД, Инспекцией Гостехнадзора РД, Счетной палатой РД, Министерством транспорта и дорожного хозяйства РД, Министерством труда и социального развития РД, Министерством по делам молодежи РД, Комитетом по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РД, Министерством печати и информации Республики Дагестан, Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан, Комитетом по ветеринарии Республики Дагестан, Министерством финансов Республики Дагестан, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в <адрес>, Аппаратом уполномоченного по правам человека в <адрес>, Министерством экономики и территориального развития РД, Министерством промышленности и энергетики Республики Дагестан, Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, Министерством здравоохранения РД, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РД, Службой государственного финансового контроля РД.
Занимаемая истцом ФИО1 должность, согласно служебным контрактам, исследованным выше, отнесена к группе высших должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан категории «руководители».
Представленные Списки вакантных должностей государственной гражданской службы РД: Управлением Правительства РД по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>, Избирательной комиссией РД, Министерством юстиции РД, Министерством природных ресурсов и экологии РД, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, Агентством по предпринимательству и инвестициям РД, Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан, Министерством образования и науки Республики Дагестан, содержат лишь сведения об одной должности, относящейся к группе высших должностей государственной гражданской службы РД категории «руководители», - это должность заместителя начальника Управления информационного центра Избирательной комиссии РД, среди квалификационных требований, специальности обозначено наличие высшего технического образования не ниже уровня специалитета.
Между тем, как указывает ответчик – Правительство РД, ФИО1 имеет высшее экономическое образование по специальности «Менеджмент» уровня специалитета. Указанное следует и из анкеты ФИО1, заполненной им собственноручно, по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
В связи с чем, довод указанного ответчика о том, что должности категории руководители высшей группы, к которым предъявляется квалификационные требования по специальности «Менеджмент», отсутствовали как в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, так и в других государственных органах Республики Дагестан судом проверен и указанное следует из вышеисследованных доказательств.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы, на что указано и в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ выявление преимущественного права на оставление на работе является одним из основных условий, обуславливающих возможность расторжения трудового договора (служебного контракта) в связи с сокращением численности (должности) или ликвидацией (упразднением) организации (органа).
Под преимущественном правом оставления на работе (службе) понимается непосредственно право на оставление на прежней работе (должности), а не право на назначение на другую должность, в связи с чем данное право определяется представителем нанимателя непосредственно при решении вопроса о том, кто из гражданских служащих, занимающих одинаковые штатные должности со схожими должностными обязанностями, одна или несколько из которых должны быть сокращены, подлежит оставлению на работе (службе).
Согласно Методическим рекомендациям Росминтруда по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти в случае сокращения в органе одной из нескольких должностей гражданской службы с одинаковым наименованием, но с различными должностными обязанностями, предусмотренными в должностных регламентах, для исполнения которых предъявляются разные квалификационные требования, представитель нанимателя при принятии решения о том, какую должность гражданской службы сократить, вправе не проводить анализ на предмет наличия у гражданских служащих, замещающих одноименные должности гражданской службы, преимущественного права на оставление на работе (службе).
В связи с тем, что должностными регламентами по должностям заместителей министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан предусмотрены иные квалификационные требования и должностные обязанности, отличные от квалификационных требований к должности заместителя министра по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан, определение преимущественного права оставления ФИО1 на должности не требовалось.
Что касается не предоставления ФИО1 возможности направления на профессиональную переподготовку, суд соглашается с доводами ответчика Правительства РД о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№» внесены изменения в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которые закрепили за представителем нанимателя полномочия самостоятельно определять право лиц, получивших квалификацию по результатам профессиональной переподготовки, на замещение должности государственной гражданской службы.
По вопросу несоблюдения требований статьи 38 Федерального закона, устанавливающей, что при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы, судом проверены как доводы истца о наличии выборного профсоюзного органа в Министерстве, так и доводы ответчика об его отсутствии и исходит из следующего.
Истцом в качестве наличия доказательств профсоюзного органа в Министерстве представлены: заявление на имя Председателя профсоюного комитета Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД ФИО8 о принятии гражданских служащих Министерства (всего 48 человек) в профсоюзную организацию, протокол № Общего профсоюзного собрания работников Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого постановлено Восстановить первичную профсоюзную организацию Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД с принятием к руководству в своей деятельности Устава Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (далее Профсоюз РГУ и ОО).
Между тем, в материалах дела имеется Письмо Дагестанской Республиканской организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ№, (вх. № Министерства по земельным и имущественным отношениям РД), на имя Министра по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли ФИО9, из которого следует, что Согласно Устава Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (п. 61, пп.12) профсоюзный комитет официально должен уведомлять работодателя о создании и постановке на профсоюзный учет первичной профсоюзной организации в республиканской организации Профсоюза. В связи с изложенным в Письме, просит оказать содействие в восстановлении деятельности первичной профсоюзной организации в аппарате руководимого им министерства и постановке ее на профсоюзный учет в республиканском комитете Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания.
Таких данных истцом по делу о постановке на учет восстановленного на основании выше исследованного протокола № от 10.07.2017г. первичной профсоюзной организации Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД, не представлено, в связи с чем, суд исходит из вышеуказанного письма от 21.09.2017г., и письма Дагестанской Республиканкой организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ№, на которое ссылается ответчик - Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с ч.2 ст.25 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Как следует из представленного в суд ответчиком Правительством РД письма заместителя председателя Правительства РД – министра по земельным и имущественным отношениям РД от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с вышеуказанным законом и в установленные сроки направлены сведения о предстоящем высвобождении работников Министерства по земельным и имущественным отношениям РД по установленной форме (на 4х л), среди которых значится и истец ФИО1
При установленных судом обстоятельствах отсутствия нарушения прав истца ФИО1 при его увольнении, и вопреки заключению помощника прокурора, полагавшей, что увольнение истца произведено с нарушением норм действующего законодательства, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Дагестан и Министерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконными распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№-р об освобождении ФИО1 от должности, в связи с ее сокращением, приказа заместителя Председателя Правительства РД - министра по земельным и имущественным отношениям РД №-к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с занимаемой должности заместителя министра по земельным, имущественным отношениям РД, восстановлении на должности заместителя министра по земельным и имущественным отношениям РД, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2018 года.
Судья Э.М. Атаев