ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-637/2012 от 10.12.2012 Адыге-хабльского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

  Гражданское дело __№__

     Решение

 Именем Российской Федерации

 10 декабря 2012 года                           аул Адыге-Хабль

 Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики

 в составе:

 председательствующего судьи Туаршева Я.А.,

 при секретаре Агировой Б.А.,

 с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,

 представителей ответчиков - начальника правового отдела администрации Ногайского муниципального района Камбарова ФИО7 и секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района Игнатенко ФИО8,

 рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело, по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) о признании бездействия администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района незаконным и устранении нарушений действующего законодательства,

 установил:

 Адыге-Хабльский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района о признании незаконным бездействия, в части неисполнении требований статьи 11 Федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Свои требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой, в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ __№__д-2012, в октябре 2012 года проведена проверка исполнения органами системы профилактики законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ходе проверки деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района установлено, что работа КДН организована в соответствии с Федеральным Законом №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом КЧР __№__ «О комиссиях Карачаево-Черкесской Республики по делам несовершеннолетних и защите их прав», Положением о КДН, утвержденным указом Президиума ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о КДН Ногайского муниципального района, утвержденным постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ __№__.

 Под наблюдением КДН администрации Ногайского муниципального района состоят 22 семьи, в которых проживают 48 несовершеннолетних детей.

 В 2011 году выявлено и поставлено на профилактический учет всего 3 несовершеннолетних и 4 неблагополучные семьи, что свидетельствует о неэффективной работе КДН, использовании не в полной мере всех полномочий, предоставленных законом.

 Так, в феврале 2012 года планировалось провести семинар-совещание с директорами школ района по вопросам организации плановой воспитательно-правовой работы с учащимися, в марте 2011 года планировалось провести семинар-совещание с главами сельских поселений по вопросам организации работы общественных комиссий по делам несовершеннолетних при сельских администрациях, но до настоящего времени данные мероприятие не проведены.

 Запланировано было также подготовить и провести цикл лекций по предупреждению наркомании и алкоголизма в школах района, активизировать работу районной психолого-педагогической комиссии для выявления и своевременного устройства детей, имеющих отклонения в развитии, в школах разработать индивидуальные планы работы с «трудными» детьми, однако, указанные мероприятия также не исполнены.

 Вопросы, намеченные для рассмотрения на заседаниях КДН в 2011 году, также не были включены в повестки дня заседаний КДН. На заседаниях КДН в основном рассматривались административные материалы. Таким образом, план работы КДН, утвержденный на 2011 год, не исполнен в полном объеме.

 Не ведется также журнал учета неблагополучных семей и детей, состоящих на профилактическом учете.

 Имеются недостатки в индивидуально-профилактической работе с семьями и детьми, состоящими па учете, с ними практически индивидуально-профилактическая работа не ведется. В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 22 семьи, находящихся в социально-опасном положении, при этом КДН в соответствии с ч.1 ст.11 Закона не принимала какие либо меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних как обращение в суд с заявлением о лишении, ограничении родительских прав или ограничении в дееспособности в отношении пьянствующих родителей, не исполняющих надлежащим образом свои обязанности в отношении детей.

 Работа КДН организована на низком уровне, объединяющая и координирующая роль КДН в организации работы указанных органов не прослеживается.

 В 2011 году право, предусмотренное частью 5 ст.28.3 КоАП РФ, согласно которому члены комиссии вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.5.35, 6.10 КоАП РФ, комиссией не использовалось.

 В личных делах отсутствуют сведения о проведенных профилактических беседах в индивидуальном порядке, отсутствует какая-либо переписка с другими субъектами профилактики, что свидетельствует об отсутствии взаимодействия КДН и других органов.

 Не в полной мере комиссией используются права, предоставленные им в соответствии со ст.14 Положения о КДН, как:

 - проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях и приемниках-распределителях для несовершеннолетних, а также проверять состояние работы инспекций по делам несовершеннолетних;

 - проверять постановку воспитательной работы с детьми и подростками в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях, жилищно-эксплуатационных организациях, а также па предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают несовершеннолетние;

 - требовать от администрации предприятий, учреждений и организаций представления сведений, необходимых для работы комиссии;

 - заслушивать на заседаниях комиссии сообщения администрации указанных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания детей и подростков;

 - производить личный прием несовершеннолетних, рассматривать их жалобы и заявления, знакомиться с их личными делами;

 привлекать общественность к участию в перевоспитании несовершеннолетних и назначать общественных воспитателей;

 - вносить представления в государственные и общественные предприятия, учреждения и организации по вопросам воспитательной работы, производственного обучения, трудоустройства и направления на
учебу несовершеннолетних;

 Для устранения указанных нарушений в 2011 году внесено представление главе администрации Ногайского района, к дисциплинарной ответственности, привлечено одно лицо.

 Отмеченные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей секретарем комиссии ФИО1 и слабого контроля со стороны председателя комиссии.

 Для устранения аналогичных нарушений в июне 2012 года также было внесено представление на имя главы Ногайского муниципального района, к дисциплинарной ответственности привлечено одно лицо.

 По результатам настоящей проверки выявлены аналогичные нарушения, которые не устранены после внесения представлений межрайонным прокурором.

 Администрацией Ногайского муниципального района также не принято должных мер для устранения недостатков в работе КДН, и ограничивалась при этом привлечением виновного лица к дисциплинарной ответственности, контроль же за фактическим устранением недостатков не осуществлялся.

 Невыполнение в этой области требований законодательства администрацией Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики существенно нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ. На основании изложенного Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просил суд, признать бездействие администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в неисполнении требований ст.11 Федерального Закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Обязать администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики устранить нарушения требований ст.11 Федерального Закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», Законом КЧР __№__ «О комиссиях Карачаево-Черкесской Республики по делам несовершеннолетних и защите их прав», Положением о КДН, утвержденным указом Президиума ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о КДН Ногайского муниципального района, утвержденным постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ __№__.

 В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужева Р.Х., поддержала требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в полном объеме и просила их удовлетворить.

 Представители ответчиков - начальник правового отдела администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Камбаров ФИО10 и секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Игнатенко ФИО9, в суде с требованиями Адыге-Хабльского межрайонного прокурора согласились и не возражали в их удовлетворении.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора.

 В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

 предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

 обеспечение защиты нрав и законных интересов несовершеннолетних;

 социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

 В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии со ст.4 вышеуказанного закона, входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной зашитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

 В компетенцию КДН, в соответствии со ст.11 Закона, входит:

 1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

 2. осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних;

 3. осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 4. подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 5. рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

 6. оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

 7. применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Как установлено в ходе судебного заседания, под наблюдением КДН администрации Ногайского муниципального района состоят 22 семьи, в которых проживают 48 несовершеннолетних детей. В 2011 году выявлено и поставлено на профилактический учет всего 3 несовершеннолетних и 4 неблагополучные семьи, что свидетельствует о неэффективной работе КДН, использовании не в полной мере всех полномочий, предоставленных законом. Так, в феврале 2012 года планировалось провести семинар-совещание с директорами школ района по вопросам организации плановой воспитательно-правовой работы с учащимися, в марте 2011 года планировалось провести семинар-совещание с главами сельских поселений по вопросам организации работы общественных комиссий по делам несовершеннолетних при сельских администрациях, но до настоящего времени данные мероприятие не проведены. Запланировано было также подготовить и провести цикл лекций по предупреждению наркомании и алкоголизма в школах района, активизировать работу районной психолого-педагогической комиссии для выявления и своевременного устройства детей, имеющих отклонения в развитии, в школах разработать индивидуальные планы работы с «трудными» детьми, однако, указанные мероприятия также не исполнены. Вопросы, намеченные для рассмотрения на заседаниях КДН в 2011 году, также не были включены в повестки дня заседаний КДН. На заседаниях КДН в основном рассматривались административные материалы.

 Таким образом, план работы КДН, утвержденный на 2011 год, не исполнен в полном объеме. Не ведется также журнал учета неблагополучных семей и детей, состоящих на профилактическом учете. Имеются недостатки в индивидуально-профилактической работе с семьями и детьми, состоящими па учете, с ними практически индивидуально-профилактическая работа не ведется. В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 22 семьи, находящихся в социально-опасном положении, при этом КДН в соответствии с ч.1 ст.11 Закона не принимала какие-либо меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних как обращение в суд с заявлением о лишении, ограничении родительских прав или ограничении в дееспособности к пьянствующим родителям, не исполняющим надлежащем образом своих обязанностей в отношении детей.

 Работа КДН организована на низком уровне, объединяющая и координирующая роль КДН в организации работы указанных органов не прослеживается. В 2011 году право, предусмотренное частью 5 ст.28.3 КоАП РФ, согласно которому члены комиссии вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.5.35, 6.10 КоАП РФ, комиссией не использовалось. В личных делах отсутствуют сведения о проведенных профилактических беседах в индивидуальном порядке, отсутствует какая-либо переписка с другим субъектами о профилактики, что свидетельствует об отсутствии взаимодействия КДН и других органов.

 Не в полной мере комиссией используются права, предоставленные им в соответствии со ст.14 Положения о КДН, как:

 - проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях и приемниках-распределителях для несовершеннолетних, а также проверять состояние работы инспекций по делам несовершеннолетних;

 - проверять постановку воспитательной работы с детьми и подростками в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях, жилищно-эксплуатационных организациях, а также па предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают несовершеннолетние;

 - требовать от администрации предприятий, учреждений и организаций представления сведений, необходимых для работы комиссии;

 - заслушивать на заседаниях комиссии сообщения администрации указанных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания детей и подростков;

 - производить личный прием несовершеннолетних, рассматривать их жалобы и заявления, знакомиться с их личными делами;

 привлекать общественность к участию в перевоспитании несовершеннолетних и назначать общественных воспитателей;

 - вносить представления в государственные и общественные предприятия, учреждения и организации по вопросам воспитательной работы, производственного обучения, трудоустройства и направления на
учебу несовершеннолетних;

 Для устранения указанных нарушений в 2011 году внесено представление главе администрации Ногайского района, к дисциплинарной ответственности привлечено одно лицо.

 Отмеченные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей секретарем комиссии ФИО1 и слабого контроля со стороны председателя комиссии.

 Для устранения аналогичных нарушений в июне 2012 года также было внесено представление на имя главы Ногайского муниципального района, к дисциплинарной ответственности, привлечено одно лицо.

 По результатам настоящей проверки выявлены аналогичные нарушения, которые не устранены после внесения представлений межрайонным прокурором.

 Администрацией Ногайского муниципального района также не принято должных мер для устранения недостатков в работе КДН, и ограничивалась при этом привлечением виновного лица к дисциплинарной ответственности, контроль же за фактическим устранением недостатков не осуществлялся.

 В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

 В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

     В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Кроме того, в соответствии с абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) о признании бездействия администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ногайского муниципального района незаконным - удовлетворить.

 Признать бездействие администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в неисполнении требований ст.11 Федерального Закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - незаконным.

 Обязать администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики устранить нарушения требований ст.11 Федерального Закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», Законом КЧР __№__ «О комиссиях Карачаево-Черкесской Республики по делам несовершеннолетних и защите их прав», Положением о КДН, утвержденным указом Президиума ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о КДН Ногайского муниципального района, утвержденным постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ __№__.

 Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Адыге-Хабльского районного суда                   Туаршев Я.А.