ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6381/20 от 18.08.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2020-009284-79

Дело № 2-6381/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 18 августа 2020 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о разработке проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси» и согласовании в установленном порядке с органами государственной власти,

у с т а н о в и л:

Якутский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая на то, что ____ 2018 г. Якутской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора федерального казенного предприятия (далее – ФКП) «Аэропорты Севера» внесено представление об устранении нарушении законодательства о безопаности полетов и подготовке проектов решений об установлении приаэродромных территорий аэропортов, согласно ответу на указанное представление ответчиком принимаются все возможные меры по устранению нарушений. В ходе проверки в ____ 2019 г. установлено, что указанные нарушения не устранены, в адрес генерального директора также внесено представление, согласно ответу от ____ 2019 г. приняты меры к устранению нарушений, ____ 2020 г. в связи с длительной процедурой получения заключений внесено новое представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения требований федерального законодательства об установлении приаэродромной территории аэродрома «Тикси» по настоящее время не устранены. Так, в ходе проверки установлено, что приаэродромная территория аэродрома «Тикси» не установлена, в связи с чем эксплуатация последнего оператором аэродрома, ответчиком по данному делу, с ____ 2018 г. является нарушением федерального законодательства и создает угрозу безопасности полетов воздушных судов. Просил обязать ФКП «Аэропорты Севера» разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси» и согласовать в установленном порядке с органами государственной власти.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству истец заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации, ссылаясь на то, что аэродром «Тикси» отнесен к государственному аэродрому, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а филиалу «Аэропорт Тикси» ФКП «Аэропорты Севера» разрешено совместное базирование на указанном аэродроме. Предмет иска также истцом изменен: он просил обязать Министерство обороны Российской Федерации незамедлительно по вступлении в законную силу решения суда разработать проект и утвердить решение по установлении приаэродромной территории, а ФКП «Аэропорты Севера» просил обязать незамедлительно по вступлении в законную силу решения суда согласовать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси» в установленном порядке в государственными органами.

В судебном заседании представитель истца – помощник Якутского транспортного прокурора Бурнашева А.А. поддержала требования в измененном виде в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» - Соркомов Н.В. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что ФКП «Аэропорты Севера» является ненадлежащим ответчиком, поскольку надлежащим ответчиком является Министерство обороны Российской Федерации. Согласно письменному отзыву на исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании согласно п. 4 Правил установления приаэродромной территории оператором аэродрома является федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти, то есть в данном случае – это Министерство обороны Российской Федерации. ФКП «Аэропорты Севера» не было уполномочено для разработки проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси».

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, извещенного судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств, письменного отзыва на исковое заявление не направил, о наличии каких-либо уважительных причин неявки либо ненаправления письменного отзыва на исковое заявление суду не сообщил. Поскольку исковое заявление истцом в измененном виде было направлено данному ответчику, судебные извещения направлены почтой по юридическому адресу ответчика и по официальной электронной почте, суд признает причину неявки представителя ответчика или непредставления письменного отзыва на исковое заявление неуважительной, в связи с чем с учетом мнения явившихся представителей сторон дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя данного ответчика.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Круг лиц, в чью защиту направлен иск прокурора, то есть неограниченного круга лиц, являющихся пассажирами, посетителями аэропорта, иными лицами, чьи права и законные интересы могут быть нарушены вследствие не обеспечения охраны аэропорта, определен истцом верно. Кроме того, требования прокурора направлены на защиту авиационной безопасности. Таким образом, Якутским транспортным прокурором иск предъявлен в пределах его полномочий.

Из материалов дела следует, что ____ 2018 г. Якутским транспортным прокурором в адрес ФКП «Аэропорты Севера» по результатам проверки исполнения законодательства по орнитологическому обеспечению безопасности полетов внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов, в том числе о принятии решений об установлении приаэродромной территории аэродромов ответчика.

____ 2018 г. ФКП «Аэропорты Севера» направлен ответ , согласно которому уж принимаются и будут приняты необходимые меры для устранения нарушений.

____ 2019 г. Якутским транспортным прокурором ввиду неустранения вышеуказанных нарушений в адрес ФКП «Аэропорты Севера» внесено новое представление об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов, в том числе о принятии решений об установлении приаэродромной территории аэродромов ответчика.

____ 2019 г. ФКП «Аэродромы Севера» направило истцу ответ , согласно которому внесенное представление рассмотрено и во исполнение представления приняты меры по переработке (рассчету) подзон приаэродромной территории, передаче в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» для получения экспертного заключения материалов приаэродромных территорий проекты по отдельным аэродромам. Также сообщено о том, что будут предприниматься все необходимые меры для устранения и недопущения нарушений законодательства о безопасности полетов.

____ 2020 г. ФКП «Аэропорты Севера» направило Якутскому транспортному прокурору письмо о направлении сведений о ходе работ по установлению приаэродромных территорий.

____ 2020 г. Якутская транспортная прокуратура внесла в адрес ФКП «Аэропорты Севера» представление об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов в связи с неустановлением приаэродромной территории данного аэропорта.

____ 2020 г. ФКП «Аэропорты Севера» направило ответ на требование Якутского транспортного прокурора о направлении информации о ходе работ по установлению приаэродромных территорий филиалов предприятия.

____ 2020 г. ФКП «Аэропорты Севера» в адрес истца направлен ответ о том, что им предпринимаются все необходимые действия с целью скорейшего установления приаэродромных территорий аэродромов предприятия и принимаются все необходимые меры для устранения и недопущения нарушений законодательства о безопасности полетов.

____ 2018 г. Министерство обороны Российской Федерации направил в ФКП «Аэропорты Севера» письмо по обращению последнего по вопросу установления приаэродромной территории аэродрома «Тикси». В данном письме указано, что приаэродромная территория государственного аэродрома «Тикси» подлежит установлению в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, в соответствии с решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ответственность за разработку проектов решений об установлении приаэродромной территории аэродромов государственной авиации, в том числе аэродрома «Тикси», возложена на старших авиационных начальников аэродромов. В целях решения данного вопроса с учетом требований, предъявляемых к приаэродромной территории гражданской авиацией, Министерство обороны Российской Федерации просило оказать содействие старшему авиационному начальнику аэродрома в разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Тикси».

В соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажиров вместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.

Частью 1 ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с данным кодексом.

Согласно ч. 2 данной статьи приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В силу ч. 3 ст. 47 ВК РФ на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с п. 4 принятых во исполнение ВК РФ Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, проект решения подготавливается оператором аэродрома – в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).

В соответствии с Перечнем аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р, аэродром «Тикси» отнесен к государственным аэродромам, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. При этом филиалу «Аэропорт Тикси» ФКП «Аэропорты Севера» разрешено совместное базирование на данном аэродроме «Тикси».

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, на которого возложена обязанность принять решение об установлении приаэродромной территории аэродрома «Тикси».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» с 01 июля 2017 г. нарушение требований ВК РФ об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

Таким образом, ответчик Министерство обороны Российской Федерации в нарушение приведенных норм права не разработал и не утвердил в установленном порядке проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси» и не согласовал его с органами государственной власти в порядке, установленном вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460. Следовательно, требования прокурора в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу положений Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ после 26 июня 2018 г. эксплуатация аэродромов в отсутствие установленных приаэродромных территорий признается нарушением требований безопасности полетов, влекущим возможность приостановления воздушных перевозок. В этой связи суд признает обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности полетов незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу, а доводы ответчика о длительной процедуре согласования проведенных экспертиз с Роспотребнадзором – необоснованными. Процессуальные права ответчика по получению отсрочки или рассрочки исполнения решения суда в установленном порядке настоящим иском не затрагиваются.

Вместе с тем исковые требования в отношении ФКП «Аэропорты Севера» подлежат частичному удовлетворению, поскольку, как установлено выше, оно не является оператором аэродрома государственной авиации «Тикси». Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что филиалу «Аэропорт Тикси» ФКП «Аэропорты Севера» разрешено совместное базирование на аэродроме государственной авиации «Тикси», а также принимая во внимание вышеприведенное письмо Министерства обороны Российской Федерации от ____ 2018 г. с просьбой оказать содействие в разработке проекта решения об установлении приадродромной территории аэродрома «Тикси», суд приходит к выводу о возложении на данного ответчика обязанности принять меры по содействию Министерству обороны Российской Федерации для согласования в установленном порядке с органами государственной власти проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси».

При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Частично удовлетворить иск Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о разработке проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси» и согласовании в установленном порядке с органами государственной власти.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси» и согласовать в установленном порядке с органами государственной власти.

Обязать федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» в установленном действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки принять меры по содействию Министерству обороны Российской Федерации для согласования в установленном порядке с органами государственной власти проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси».

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: М.А. Кузьмина